Самара (с 27 января 1935 года по 25 января 1991 года — Куйбышев) — город в Среднем Поволжье России, центр Поволжского экономического района и Самарской области, образует городской округ Самара. Город трудовой и боевой славы (2016). Город трудовой доблести (2020).
Население — 1 163 645 чел. (2023), девятый по численности населения город России. В пределах агломерации (третьей по численности населения в России) проживает свыше 2,7 млн человек.
Город расположен на левом берегу Саратовского водохранилища напротив Самарской Луки, при впадении в неё рек Самары (отсюда название города) и Сока. Впервые название реки Самары упоминается в записках секретаря арабского посольства и путешественника Ахмеда ибн Фадлана (921 год) как «Самур».
Крупный экономический, транспортный, научно-образовательный и культурный центр. Самара также представляет собой крупный центр машиностроения и металлообработки, металлургии, нефтеперерабатывающей, пищевой, а также космической и авиационной промышленности. В городе располагается более 150 крупных и средних промышленных предприятий.
В Самаре одна из самых длинных в России речных набережных и самое высокое здание железнодорожного вокзала в Европе. Кроме того, площадь им. Куйбышева является первой по размеру площадью в Европе. В 2018 году в городе были проведены матчи чемпионата мира по футболу.
Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2020 городу было присвоено звание «Город трудовой доблести».
Город основан в 1586 году как крепость при впадении в Волгу Самарской перебоины — широкого рукава реки Самары. Первое время упоминается в грамотах как Самарский городок, Самарский город, с начала XVII века в употребление входит название город Самара. В 1935 году был переименован в Куйбышев в память о советском партийном и государственном деятеле В. В. Куйбышеве, в 1991 году городу возвращено название Самара.
Физико-географическая характеристика
Самара расположена напротив Самарской Луки, на левом берегу Саратовского водохранилища, между устьями рек Самары и Сок. Город имеет неправильную изрезанную на севере форму. Протяжённость в меридианном направлении — 50 км, в широтном — 20 км.
Географические координаты (историческая часть города): 53°12′ северной широты и 50°06′ восточной долготы. Географические координаты центра жилой Самары 53°13’19″ северной широты, и 50°11′36″ восточной долготы (на переулке Фуражном установлен памятный камень). Площадь территории города — около 541 км².
Самара находится в часовой зоне МСК+1. Смещение применяемого времени относительно UTC составляет +4:00. В соответствии с применяемым временем и географической долготой средний солнечный полдень в Самаре наступает в 12:39.
Город расположен на новых (кайнозойских) образованиях, которые лежат на пермских и каменноугольных породах, образовавшихся 240—300 млн лет назад. Кристаллический фундамент архейской эры залегает на глубине 1400—1600 м. Рельеф города умеренно всхолмлённый. Наибольшей высотой отличается северная часть города (Красноглинский район), в состав которого входят Сокольи горы. Наивысшей точкой местности, входящей в административную городскую черту Самары, является гора Тип-Тяв — 286 м над уровнем моря. На юго-запад, вдоль Волги, местность, рассекаемая несколькими оврагами, плавно понижается примерно до площади Революции, после которой быстро снижается до уровня минимальных высот, который составляет 28 м над уровнем моря и совпадает с уровнем Волги. На юг и юго-восток, вплоть до улицы Победы местность понижается более резко, далее очень медленно снижается вплоть до минимальных высот, совпадающих с уровнем реки Самары (те же 28 м над уровнем моря).
Со стороны Волги преобладают песчаные почвы, со стороны реки Самара — глинистые.
Климат умеренно континентальный. Лето жаркое и довольно влажное. Зима умеренно-морозная, снежная, длительная. Весна и осень довольно короткие, прохладные. От севера к югу городского округа более выражено проявляются черты континентального засушливого климата, что обусловлено различным влиянием речного воздушного потока Волги. Разность среднемесячных летних и зимних температур достигает 31 °C, а разность абсолютных экстремумов — 84 °C. Максимумы выпадения осадков достигаются в январе и декабре. Самый засушливый месяц — май. Зимой преобладает южный ветер, весной и летом — северный, осенью — юго-западный и южный.
Основными стационарными источниками загрязнения атмосферы являются предприятия строительной, нефтехимической, нефтеперерабатывающей, электротехнической, металлургической, авиаприборостроительной, энергетической отраслей промышленности, расположенные на всей территории города, однако наибольшая их часть сосредоточена в районе так называемой Безымянской промзоны.
История
Топоним «Самарха» (Самара) присутствует в средневековой западноевропейской картографической традиции. Одним из первых известных упоминаний этого скифского топонима можно считать «Хронику» (лат. Chronicon , 1130/1131—1135 гг.) Гуго Сен-Викторского. Легенда Эбсторфской карты XIII века отмечает, что город «Самарха 〈…〉 в Скифии 〈…〉 находится под совместным управлением царей: один из них является язычником, а другой — христианин». При этом Скифия, как свидетельствует другая легенда этой карты, «простирается от самого крайнего востока до Океана, а на Юге до Кавказских гор».
Если учитывать разрыв между фиксацией того или иного положения вещей и нанесением информации на карту, а этот процесс занимает в среднем 30—50 лет, то можно говорить о существовании города уже в конце XI века. А если предположить, что «Хроника» Гуго Сен-Викторского имела в своей основе ещё и графический протограф, то мы приблизимся и к середине XI века, когда Хазария ещё существовала. То есть на Эбсторфской карте мира и на Верчельской табуле, а также на их протографах первой половины XII века, которые до нас не дошли, содержится информация, как минимум первой половины IX века, которая относится к истории Хазарии до первого периода иудаизации правящей верхушки в 802/803 году.
На основании вышеизложенного, возможно говорить о существовании города Самарха уже около 802/803 года. Однако подобные выводы, сделанные в результате исторического исследования, опирающегося, главным образом, на средневековые источники, нуждаются в подтверждениях данными археологии, в том числе подводной.
Город получил название от реки Самары. Основание крепости Самарский городок в Самарском урочище произошло в 1586 году по указу царя Фёдора Иоанновича на берегу реки Самара вблизи её впадения в Волгу под руководством князя Г. О. Засекина и стрелецких голов «товарища» (заместителя воеводы) Елчанинова и Стрешнева. Цель возведения крепости — защита судоходства на Средней Волге и охрана государственных рубежей от набегов со стороны степи.
В 1586 году Самара уже существовала, о чём свидетельствует «Пискарёвский летописец»:
До начала возведения в устье реки Самары русской крепости московское правительство вело переговоры с ногайским мурзой. Чтобы решить вопрос постройки крепости мирным путём, власти мотивировали строительство исключительно целями защиты ногайцев «отъ воровъ отъ казаковъ».
Основное предназначение крепости заключалось в том, что она позволяла контролировать огромную территорию среднего течения Волги и устья Самары, вести планомерное завоевание земель, прикрытие Руси от набегов кочевников и обеспечение водного пути от Казани до Астрахани.
Крепость была построена на территории современного Самарского завода клапанов и к югу от него. Строилась она с 9 мая по 6 (16 ) августа 1586 года. Первыми жителями стали служилые люди: дети боярские, стрельцы, пушкари и воротники, которые несли сторожевую службу, охраняя новую крепость «отъ воровъ» и от ногайских нападений. До наших дней крепость не сохранилась (сгорела в пожарах 1690 и 1703 гг.), однако в 1986 году, в память о четырёхсотлетии города, на углу улиц Водников и Кутякова были возведены сруб, условно имитирующий одну из башен самарской крепости и фрагмент стены с памятной доской.
Транспорт
Город является одним из крупнейших в России транспортных узлов, через который пролегают кратчайшие пути из Центральной и Западной Европы в Сибирь, Среднюю Азию и Казахстан.
По территории области и города в частности проходят автомобильные трассы федерального значения:
Дороги регионального значения:
Междугородное и международное автобусное сообщение осуществляется с Центрального автовокзала (ЦАВ, улица Авроры, д. 207, пересечение улицы Авроры и Московского шоссе). Город имеет постоянное беспересадочное автобусное сообщение с такими крупными центрами, как Москва, Баку, Йошкар-Ола, Казань, Оренбург, Пермь, Саратов, Ульяновск. Внутриобластные автобусные рейсы отправляются, кроме ЦАВа, от автостанции «Аврора» (Аэродромная улица, д. 47, пересечение улицы Авроры и Аэродромной улицы) и Пригородного автовокзала (Вилоновская улица, д. 123, рядом с Железнодорожным вокзалом «Самара»). В летний период администрацией города регулярно организуются пригородные дачные маршруты автобусов, отправляющиеся от узловых точек транспортной сети города и охватывающих дачные участки на удалении до 60 км от Самары.
Самарский регион обслуживается международным аэропортом Курумоч, который принимает большинство типов воздушных судов. Регулярно из аэропорта Курумоч выполняются прямые рейсы в Москву (S7, Аэрофлот — Российские авиалинии, Уральские авиалинии), Дубай (Уральские авиалинии, Flydubai), Алма-Ату (Эир Астана), Баку (ЮтЭир) и другие города. В Самаре построен новый терминал аэропорта; старый закрыт.
Железнодорожные перевозки осуществляет Куйбышевская железная дорога (ОАО «Российские железные дороги»). В рамках инвестиционной программы ОАО «РЖД» разрабатываются планы реализации скоростного железнодорожного сообщения между Самарой и Москвой, Самарой и Саратовом. Статус фирменных имеют поезда, отправляющиеся от станции Самара:
№ 9/10 «Жигули» (Самара — Москва — Анапа);
№ 107/108 «Самара» (Уфа — Самара — Санкт-Петербург);
Численность населения
2002 — 1 176 428
2004 — ↘ 1 162 700
2005 — ↘ 1 151 700
2006 — ↘ 1 143 400
2007 — ↘ 1 139 040
2008 — ↘ 1 135 468
2009 — ↘ 1 134 761
2010 — ↗ 1 164 814
2011 — ↗ 1 166 823
2012 — ↗ 1 169 284
2013 — ↗ 1 171 685
2014 — ↗ 1 172 426
2015 — ↘ 1 171 890
2016 — ↘ 1 170 978
2017 — ↘ 1 169 771
2018 — ↘ 1 163 440
2019 — ↘ 1 156 644
2020 — ↗ 1 156 695
2021 — ↗ 1 173 393
Наибольшая численность населения была зафиксирована в 2002 году, когда она составляла 1 176 428 человек. Наименьшая численность населения была в 2009 году, и была 1 134 761 человек.