Волгодонск — город (с 1956 года) в Ростовской области России. Основан 27 июля 1950 года. Образует городской округ.
География
Волгодонск — самый восточный город Ростовской области, расположен в её восточной части, между двумя городами-миллионниками — Ростовом-на-Дону и Волгоградом и в относительной близости от главных городов крупных субъектов Российской Федерации — Ставрополя, Краснодара и Элисты. Город раскинулся в Сальских степях, на левом берегу донского Цимлянского водохранилища при впадении реки Солоная. Водными путями связан с пятью морями — Белым и Балтийским на севере, Каспийским на востоке, Азовским и Чёрным на юге. В Волгодонске начинается ирригационный Донской магистральный канал.
Климат
Город находится в зоне с континентальным климатом (сухим) с умеренно холодной, малоснежной зимой и очень тёплым и солнечным летом. Средняя температура июля +23,5 °C. Среднегодовая температура составляет +9,3 °C (+9,6 °С — по современным нормам). Зимняя температура выше 0 °С — довольно частое для города явление, однако не редки и затяжные периоды сильных морозов с температурой −15 °С и ниже (преимущественно в январе и феврале).
Каждый год в Волгодонске в среднем выпадает 448 мм осадков.
История
Основание Волгодонска связано со строительством Волго-Донского судоходного канала. Попытки соединить Волгу и Дон предпринимались в середине XVI и в конце XVII веков. В последующие столетия русские учёные не раз возвращались к вопросу о соединении Волги и Дона, как к насущной экономической проблеме. В 1920-е годы на трассе будущего канала снова стали работать изыскатели и геодезисты. С 1928 года начались работы по рытью канала, но сделать это вручную землекопам оказалось не под силу. В 1938 году в журнале «Техника — молодёжи» впервые упомянуто название проектируемого посёлка — Волго-Донск. В 1940-е годы в связи с Великой Отечественной войной работы по строительству канала пришлось приостановить.
Вплотную к строительству Волго-Дона страна приступила лишь в 1949 году. К станице Цимлянской стекались многочисленные грузы и стройматериалы. Сюда же, на крупнейшую послевоенную стройку, устремились отряды гидростроителей, которые селились в ближайших хуторах и станицах. Вскоре для них было сооружено временное жильё в посёлках Шлюзы и Ново-Солёновский. Однако для строительства и эксплуатации Цимлянского гидроузла был необходим посёлок эксплуатационников (сокращённо — экспосёлок). В декабре 1949 года территорию, на которой сейчас находится город, изучала специальная межведомственная комиссия, которая пришла к заключению о том, что это место является наиболее благоприятным для размещения экспосёлка.
149 казачьих станиц, попадавших в зону затопления, переселили на возвышенные места — берега будущего Цимлянского водохранилища. Одновременно с сооружением жилья началась прокладка железнодорожных веток от станций Морозовская и Куберле к станции Цимлянской. Позже появилась железнодорожная станция Добровольская (ныне Волгодонская).
В 1950 году появились первые строительные площадки. Началось строительство домов на улицах Волгодонской, Ленина, Советской, в переулке Пушкина, а также здания управления гидросооружениями (сегодня в этом здании находится администрация города). Возведение жилых домов на территории города началось 27 июля 1950 года. Эта дата считается днём рождения Волгодонска.
В 1951 году Дон был направлен по новому руслу, а в 1952 году открылся Волго-Донской судоходный канал им. В. И. Ленина. 31 мая 1952 года в 12 часов 55 минут воды Волги и Дона соединились. Торжественное открытие судоходного канала состоялось в воскресенье 27 июля. 6 июня первый промышленный ток дала Цимлянская гидроэлектростанция, а 22 августа ГЭС вышла на полную мощность.
В начале 1953 года Романовский райисполком выступил с ходатайством о преобразовании рабочего посёлка Ново-Солёновский в город районного подчинения Пятиморск и о присвоении посёлку эксплуатационников имени «Волго-Донск» (официально название Пятиморск было получено в 1954 году).
В апреле 1955 года вышло постановление Совета Министров СССР «О мероприятиях по совершенствованию производства заменителей зерна и пищевых жиров, расходуемых на технические цели». К этому времени возникла необходимость в использовании в технических целях искусственных жиров вместо пищевых. Для этого был необходим новый химический комбинат. Для строительства этого завода был выбран Волго-Донск, так как после возведения Волго-Донского канала осталась большая строительная база, а кроме того посёлок обладал большими земельными и водными ресурсами. Население Волго-Донска к тому времени составляло 9148 человек.
2 ноября 1956 года Президиум Верховного Совета РСФСР своим Указом преобразовал посёлок Волго-Донск в город районного подчинения Волгодонск. В черту Волгодонска в соответствии с Указом включался посёлок Ново-Солёновский. 16 мая 1957 года вышел Указ Президиума Верховного Совета РСФСР по переименованию Романовского района в Волгодонской и перенесению районного центра в Волгодонск.
Транспорт
Волгодонск — узел на востоке Ростовской области. Через город проходит автомобильная трасса, соединяющая Сальск и дорогу А260 (Морозовск), имеющая выход на Кавказ, в обход федеральной трассы М4 «Дон». Ежедневно волгодонский автовокзал обслуживает около 50 рейсов в различные города Ростовской области, России и Украины. Кроме того действует железнодорожная станция «Волгодонская» на ветке Морозовск — Куберле. Ежедневно осуществляется железнодорожное пассажирское сообщение с Ростовом-на-Дону. Стратегическое значение имеет Волгодонский порт, благодаря которому город имеет выход в 100 крупных портов 22-х стран мира.
В 20 километрах от города (на территории Цимлянского района) находится аэропорт «Волгодонск». Но сейчас он не действует. Аэропорт нуждается в реконструкции, чтобы Волгодонск снова смог принимать самолёты со всех концов России. Она запланирована на 2018—2020 годы в рамках в «Концепции развития малой авиации на территории Ростовской области до 2030 г.» после введения в эксплуатацию в 2017 г. аэропорта «Платов» неподалёку от Ростова-на-Дону. После возобновления работ аэропорт будет способен принимать такие самолёты, как SSJ 100 и Boeing 737 (ограничения по весу).
Одна из главных проблем Волгодонска — необходимость строительства дополнительного (третьего) мостового перехода через Сухо-Солёновскую балку (т. н. Залив), так как соединяющие Старый и Новый город путепровод и мост в Красном Яру сегодня уже не справляются с возросшим в последние годы потоком автомобильного транспорта. По планам, новый мост должен связать две части города в районе проспекта Лазоревый, — в новой части города, и улицы Портовой с последующим примыканием к улицам 2-й Бетонной и Бетонной, — в старой части Волгодонска. Предлагается сделать четыре полосы для автомобилей и двусторонние дорожки по краям дороги для пешеходов. Общая ширина моста составит 27 метров 22 сантиметра, а ширина тротуаров — 2 метра 25 сантиметров.
Пассажирские перевозки внутри города осуществляются автобусами, троллейбусами и маршрутными такси. Существует пригородное сообщение с Цимлянском, станицей Романовской, хутором Мокро-Солёный и другими близлежащими населёнными пунктами. Организацией общественных перевозок занимается муниципальное унитарное предприятие «Городской пассажирский транспорт» (МУП «ГПТ»). По его данным, на апрель 2010 года в среднем на автобусы приходилось 53 % пассажиропотока, на троллейбусы — 32 %, на маршрутные такси — 15 %.
В Волгодонске действует 10 городских маршрутов автобусов (автобусы большой и средней вместимости) и 6 маршрутов автобусов малой вместимости (маршрутного такси)
Троллейбусное движение в городе Волгодонске осуществляется с 1977 года. Действует четыре троллейбусных маршрута.
Телеграф в Волгодонске начал работать в первый же день существования посёлка эксплуатационников, 27 июля 1950 года.
На сегодняшний день услуги проводной телефонной связи в городе предоставляют компании «Ростелеком» и «МегаФон». 4 апреля 2009 года телефонная сеть Волгодонска переведена на шестизначную нумерацию. Телефонный код города изменился с 86392 на 8639, а к городским номерам в начале была добавлена одна цифра 2, а затем — 3, 4 и 6.
Численность населения
1959 — 15 710
1967 — ↗ 23 000
1970 — ↗ 28 000
1975 — ↗ 39 000
1976 — →39 000
1979 — ↗ 91 313
1982 — ↗ 139 000
1985 — ↗ 162 000
1986 — ↘ 161 000
1987 — ↗ 179 000
1989 — ↘ 175 593
1990 — ↗ 179 000
1991 — ↗ 181 000
1992 — ↗ 182 000
1993 — ↗ 183 000
1994 — ↘ 182 000
1995 — ↗ 184 000
1996 — ↘ 183 000
1997 — ↘ 181 000
1998 — →181 000
1999 — ↘ 179 200
2000 — ↘ 178 200
2001 — ↗ 179 100
2002 — ↘ 165 994
2003 — ↗ 166 000
2004 — ↘ 165 800
2005 — ↗ 171 400
2006 — ↘ 170 800
2007 — ↘ 170 100
2008 — ↘ 169 600
2009 — ↘ 169 048
2010 — ↗ 170 841
2011 — ↘ 170 504
2012 — ↘ 170 244
2013 — ↘ 170 126
2014 — ↘ 170 074
2015 — ↗ 170 230
2016 — ↗ 170 558
2017 — ↗ 171 471
2018 — ↗ 171 629
2019 — ↗ 171 952
2020 — ↘ 171 406
2021 — ↘ 168 048
Наибольшая численность населения была зафиксирована в 1995 году, когда она составляла 184 000 человек. Наименьшая численность населения была в 1959 году, и была 15 710 человек.