Город Волгодонск

Волгодонск — город (с 1956 года) в Ростовской области России. Основан 27 июля 1950 года. Образует городской округ.

География

Волгодонск — самый восточный город Ростовской области, расположен в её восточной части, между двумя городами-миллионниками — Ростовом-на-Дону и Волгоградом и в относительной близости от главных городов крупных субъектов Российской Федерации — Ставрополя, Краснодара и Элисты. Город раскинулся в Сальских степях, на левом берегу донского Цимлянского водохранилища при впадении реки Солоная. Водными путями связан с пятью морями — Белым и Балтийским на севере, Каспийским на востоке, Азовским и Чёрным на юге. В Волгодонске начинается ирригационный Донской магистральный канал.

Климат

Город находится в зоне с континентальным климатом (сухим) с умеренно холодной, малоснежной зимой и очень тёплым и солнечным летом. Средняя температура июля +23,5 °C. Среднегодовая температура составляет +9,3 °C (+9,6 °С — по современным нормам). Зимняя температура выше 0 °С — довольно частое для города явление, однако не редки и затяжные периоды сильных морозов с температурой −15 °С и ниже (преимущественно в январе и феврале).

Каждый год в Волгодонске в среднем выпадает 448 мм осадков.

История

Основание Волгодонска связано со строительством Волго-Донского судоходного канала. Попытки соединить Волгу и Дон предпринимались в середине XVI и в конце XVII веков. В последующие столетия русские учёные не раз возвращались к вопросу о соединении Волги и Дона, как к насущной экономической проблеме. В 1920-е годы на трассе будущего канала снова стали работать изыскатели и геодезисты. С 1928 года начались работы по рытью канала, но сделать это вручную землекопам оказалось не под силу. В 1938 году в журнале «Техника — молодёжи» впервые упомянуто название проектируемого посёлка — Волго-Донск. В 1940-е годы в связи с Великой Отечественной войной работы по строительству канала пришлось приостановить.

Вплотную к строительству Волго-Дона страна приступила лишь в 1949 году. К станице Цимлянской стекались многочисленные грузы и стройматериалы. Сюда же, на крупнейшую послевоенную стройку, устремились отряды гидростроителей, которые селились в ближайших хуторах и станицах. Вскоре для них было сооружено временное жильё в посёлках Шлюзы и Ново-Солёновский. Однако для строительства и эксплуатации Цимлянского гидроузла был необходим посёлок эксплуатационников (сокращённо — экспосёлок). В декабре 1949 года территорию, на которой сейчас находится город, изучала специальная межведомственная комиссия, которая пришла к заключению о том, что это место является наиболее благоприятным для размещения экспосёлка.

149 казачьих станиц, попадавших в зону затопления, переселили на возвышенные места — берега будущего Цимлянского водохранилища. Одновременно с сооружением жилья началась прокладка железнодорожных веток от станций Морозовская и Куберле к станции Цимлянской. Позже появилась железнодорожная станция Добровольская (ныне Волгодонская).

В 1950 году появились первые строительные площадки. Началось строительство домов на улицах Волгодонской, Ленина, Советской, в переулке Пушкина, а также здания управления гидросооружениями (сегодня в этом здании находится администрация города). Возведение жилых домов на территории города началось 27 июля 1950 года. Эта дата считается днём рождения Волгодонска.

В 1951 году Дон был направлен по новому руслу, а в 1952 году открылся Волго-Донской судоходный канал им. В. И. Ленина. 31 мая 1952 года в 12 часов 55 минут воды Волги и Дона соединились. Торжественное открытие судоходного канала состоялось в воскресенье 27 июля. 6 июня первый промышленный ток дала Цимлянская гидроэлектростанция, а 22 августа ГЭС вышла на полную мощность.

В начале 1953 года Романовский райисполком выступил с ходатайством о преобразовании рабочего посёлка Ново-Солёновский в город районного подчинения Пятиморск и о присвоении посёлку эксплуатационников имени «Волго-Донск» (официально название Пятиморск было получено в 1954 году).

В апреле 1955 года вышло постановление Совета Министров СССР «О мероприятиях по совершенствованию производства заменителей зерна и пищевых жиров, расходуемых на технические цели». К этому времени возникла необходимость в использовании в технических целях искусственных жиров вместо пищевых. Для этого был необходим новый химический комбинат. Для строительства этого завода был выбран Волго-Донск, так как после возведения Волго-Донского канала осталась большая строительная база, а кроме того посёлок обладал большими земельными и водными ресурсами. Население Волго-Донска к тому времени составляло 9148 человек.

2 ноября 1956 года Президиум Верховного Совета РСФСР своим Указом преобразовал посёлок Волго-Донск в город районного подчинения Волгодонск. В черту Волгодонска в соответствии с Указом включался посёлок Ново-Солёновский. 16 мая 1957 года вышел Указ Президиума Верховного Совета РСФСР по переименованию Романовского района в Волгодонской и перенесению районного центра в Волгодонск.

Транспорт

Волгодонск — узел на востоке Ростовской области. Через город проходит автомобильная трасса, соединяющая Сальск и дорогу А260 (Морозовск), имеющая выход на Кавказ, в обход федеральной трассы М4 «Дон». Ежедневно волгодонский автовокзал обслуживает около 50 рейсов в различные города Ростовской области, России и Украины. Кроме того действует железнодорожная станция «Волгодонская» на ветке Морозовск — Куберле. Ежедневно осуществляется железнодорожное пассажирское сообщение с Ростовом-на-Дону. Стратегическое значение имеет Волгодонский порт, благодаря которому город имеет выход в 100 крупных портов 22-х стран мира.

В 20 километрах от города (на территории Цимлянского района) находится аэропорт «Волгодонск». Но сейчас он не действует. Аэропорт нуждается в реконструкции, чтобы Волгодонск снова смог принимать самолёты со всех концов России. Она запланирована на 2018—2020 годы в рамках в «Концепции развития малой авиации на территории Ростовской области до 2030 г.» после введения в эксплуатацию в 2017 г. аэропорта «Платов» неподалёку от Ростова-на-Дону. После возобновления работ аэропорт будет способен принимать такие самолёты, как SSJ 100 и Boeing 737 (ограничения по весу).

Одна из главных проблем Волгодонска — необходимость строительства дополнительного (третьего) мостового перехода через Сухо-Солёновскую балку (т. н. Залив), так как соединяющие Старый и Новый город путепровод и мост в Красном Яру сегодня уже не справляются с возросшим в последние годы потоком автомобильного транспорта. По планам, новый мост должен связать две части города в районе проспекта Лазоревый, — в новой части города, и улицы Портовой с последующим примыканием к улицам 2-й Бетонной и Бетонной, — в старой части Волгодонска. Предлагается сделать четыре полосы для автомобилей и двусторонние дорожки по краям дороги для пешеходов. Общая ширина моста составит 27 метров 22 сантиметра, а ширина тротуаров — 2 метра 25 сантиметров.

Пассажирские перевозки внутри города осуществляются автобусами, троллейбусами и маршрутными такси. Существует пригородное сообщение с Цимлянском, станицей Романовской, хутором Мокро-Солёный и другими близлежащими населёнными пунктами. Организацией общественных перевозок занимается муниципальное унитарное предприятие «Городской пассажирский транспорт» (МУП «ГПТ»). По его данным, на апрель 2010 года в среднем на автобусы приходилось 53 % пассажиропотока, на троллейбусы — 32 %, на маршрутные такси — 15 %.

В Волгодонске действует 10 городских маршрутов автобусов (автобусы большой и средней вместимости) и 6 маршрутов автобусов малой вместимости (маршрутного такси)

Троллейбусное движение в городе Волгодонске осуществляется с 1977 года. Действует четыре троллейбусных маршрута.

Телеграф в Волгодонске начал работать в первый же день существования посёлка эксплуатационников, 27 июля 1950 года.

На сегодняшний день услуги проводной телефонной связи в городе предоставляют компании «Ростелеком» и «МегаФон». 4 апреля 2009 года телефонная сеть Волгодонска переведена на шестизначную нумерацию. Телефонный код города изменился с 86392 на 8639, а к городским номерам в начале была добавлена одна цифра 2, а затем — 3, 4 и 6.

Численность населения

1959 — 15 710

1967 — 23 000

1970 — 28 000

1975 — 39 000

1976 — →39 000

1979 — 91 313

1982 — 139 000

1985 — 162 000

1986 — 161 000

1987 — 179 000

1989 — 175 593

1990 — 179 000

1991 — 181 000

1992 — 182 000

1993 — 183 000

1994 — 182 000

1995 — 184 000

1996 — 183 000

1997 — 181 000

1998 — →181 000

1999 — 179 200

2000 — 178 200

2001 — 179 100

2002 — 165 994

2003 — 166 000

2004 — 165 800

2005 — 171 400

2006 — 170 800

2007 — 170 100

2008 — 169 600

2009 — 169 048

2010 — 170 841

2011 — 170 504

2012 — 170 244

2013 — 170 126

2014 — 170 074

2015 — 170 230

2016 — 170 558

2017 — 171 471

2018 — 171 629

2019 — 171 952

2020 — 171 406

2021 — 168 048

Наибольшая численность населения была зафиксирована в 1995 году, когда она составляла 184 000 человек. Наименьшая численность населения была в 1959 году, и была 15 710 человек.

Рейтинг
Регионы РФ
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Герб

Флаг

Флаг

Герб

Субъект

История и география

Часовой поясMCK +297

Площадь182,3 км²

Высота центра50 м

Население

Население168 048 человек

Коды

Телефонный код+7 8639

Код ОКАТО60412