Старый Крым (укр. Старий Крим , крымскотат. Eski Qırım, Эски Къырым ) — город в восточной части Крыма.
Входит в Кировский район Крыма. Образует городское поселение Старый Крым (Старокрымский горсовет) как единственный населённый пункт в его составе.
Впервые название города встречается в период господства Золотой Орды. Ордынцы и составлявшие основную часть населения степного Крыма кыпчаки называли город Кырым, а генуэзцы, имевшие колонии на южном береге Крыма и ведшие в регионе активную торговлю, именовали его Солхат — Solcati. По поводу происхождения обоих названий ведётся много споров, однако наиболее обоснованными представляются следующие версии. Къырым — западно-кипчакское qırım — «окоп, ров» (Лазарь Будагов «Сравнительный словарь тюрко-татарских наречий. 1 том). Солхат — от итальянского solcata — «борозда, ров».
Название города — Кырым — вскоре распространилось и на весь полуостров, который до того обычно именовали Газарией или Таврикой.
Есть и другие версии, согласно А. Л. Якобсону и B. А. Микаеляну, топоним Солхат (старое название города) является армянским и происходит от армянского словосочетания сурб хач т.е ‘святой крест’. Название город получил от построенного близ поселения монастыря Сурб-Хач.
В период Крымского ханства город стали называть Эски Къырым (крым. Eski Qırım — «Старый Крым»).
Современное название — перевод с крымскотатарского Эски Къырым.
В 1783 году после завоевания Российской империей, городу дали псевдогреческое название Левкополь (Белый город). Однако название не прижилось и в 1787 город стал Старым Крымом.
История
На территории города в разных местах открыты неолитические поселения, которые получили эпонимные названия Старый Крым, Бакаташ, Изюмовка в 1930 г.; Старый Крым I (1975), II (2004). В центре города при земляных работах выявлена античная керамика IV в. до н. э. — III в. н. э. Эти слои перекрыты наслоениями средневекового города и отчасти разрушены. Почётная надпись 222 г. н. э. на древнегреческом языке, найденная в 1895 году в Старом Крыму, является свидетельством гораздо большего возраста города, чем это принято считать. В XI веке, здесь начали селиться армяне, а уже в XIV веке был крупным торговым центром с большой армянской диаспорой и татарской властью.
Возникновение города традиционно относят к XIII веку, когда после монгольского завоевания степной Крым вошёл в состав Золотой Орды. Вскоре после окончательного установления ордынской власти в восточной части полуострова был основан город Кырым, который стал административным центром Крымского Юрта и резиденцией эмира Крыма. Участник египетской дипломатической миссии от султана Байбарз к хану Золотой Орды Берке, состоявшейся в 1263 году, сообщал о том, что в городе живут кыпчаки, русь и аланы.
В период господства Золотой Орды город имел два названия одновременно, местное население называло его Къырым, а генуэзцы — Солхат. Некоторые историки высказывают предположение, что город был разделён на две части: мусульманскую, в которой была расположена резиденция эмира, и христианскую, в которой жили итальянские купцы, и эти две части назывались Кырым и Солхат соответственно.
Расцвет города пришёлся на XIV век. В этот период Солхат был крупным торговым центром на Шёлковом пути из Азии в Европу, активно рос и строился. Тогда были построены сохранившиеся до наших дней несколько мечетей и медресе. По одной из версий, уроженцем Солхата был великий султан мамлюкского Египта Бейбарс. Став правителем Египта, он отправил в родной город щедрые подарки, в частности на его средства была сооружена одна из городских мечетей.
По словам Филиппа Куртина (Университет Джонса Хопкинса) в XIV—XV веках армяне играли важную роль в торговой жизни региона. Крымские армяне не только везли товары на родину; они также управляли караванами еще дальше на запад через современную Румынию и Польшу и далее в Нюрнберг в Германии и Брюгге в Нидерландах. Их колонии в Крыму были настолько велики, что генуэзцы иногда называли Крым Armenia maritima. Как отмечает «Географическо-статистический словарь Российской империи», большинство населения города составляли армяне. В 1863 году поселение насчитывало 1085 жителя, из которых: 471 последователей армянской церкви; 464 русско-православной; 8 протестантов и 142 мусульманина. В городе имелась армянская и русско-православная церкви, а также две мечети. В окрестностях города также находился Старокрымский женский армянский монастырь
После того, как Крым обрёл независимость от Орды, и было образовано Крымское ханство, столица была перенесена сначала в Кырк-Ер, а затем во вновь построенный Бахчисарай, и город стал утрачивать своё прежнее значение. После завоевания в 1475 году османами генуэзских колоний вышло из употребления имя Солхат.
После присоединения Крыма к Российской империи почти всё население города эмигрировало и перепись 1805 года зафиксировала в нём всего 114 жителей.
Во время Великой Отечественной войны в результате отступления советской армии осенью 1941 года в Старый Крым вошли немцы. В ходе отступления немецко-румынских военных 12—13 апреля 1944 года город был взят с боем совместными усилиями партизанских отрядов 2-й и 3-й бригад Восточного соединения и частей Приморской армии. Первыми в город вошли силы 9-й отдельной Керченской моторизованной разведроты. В ночь на 13 апреля подразделения вермахта при отходе из города устроили в нём резню, в ходе которой на улицах и в собственных домах было убито 584 мирных жителя, в том числе 200 детей, ещё свыше 100 человек получили при этом ранения.
Климат
Климат Старого Крыма по сути является слабовыраженным горным климатом. Находясь у подножья горы Агармыш (722,5 м) на высоте около 320 м над уровнем моря, город получил заслуженную репутацию очень хорошего лечебного места для лёгочных больных. Нагреваясь днём, Агармыш создаёт к вечеру восходящий воздушный поток, что в свою очередь приводит к тому, что в Старый Крым приходит воздух со стороны Чёрного и Азовского морей, а также воздух со степей Керченского полуострова. Смешиваясь с воздухом мощного лесного массива Агармыш и прилегающих окрестностей морской воздух создаёт неповторимый климат восточной оконечности крымских гор.
По итогам переписи населения в Крымском федеральном округе по состоянию на 14 октября 2014 года численность постоянного населения города составила 9277 человек.
По данным переписи населения 2014 года национальный состав населения города выглядел следующим образом:
Старый Крым является исторически сложившимся городом. В планировочной структуре и рельефе местности размещения города отчётливо читается его градостроительная история. Выделяется первичное ядро города, восходящее к античности, перекрытое средневековыми археологическими наслоениями. Находится в контуре прямоугольника между бывшим кинотеатром, школой и Екатерининским фонтаном. К дотатарскому периоду относятся руины средневековой церкви. В её архитектуре просматриваются два строительных периода XII и XIV вв. со следами ремонтов. Средневековый город в XIII—XIV вв. занимал несколько большую территорию. Её ныне отмечают развалины средневековых построек: мечети, караван-сарай и фонтаны. Фонтаны с разработкой каменных карьеров на склонах горы Агармыш лишились водопитания.
В новое время произошла перепланировка города относительно транспортных путей, которая значительно улучшила городские качества. Центральная улица (Екатерининская) ориентирована вдоль дороги Феодосия — Симферополь. В восточной части, за Георгиевской долиной шла дорога в немецкую колонию Цюрихталь, в помещичьи имения и соседние деревни. К северу от горы Агармыш выходила на старую дорогу XVIII века в Карасубазар. Третья дорога, вдоль которой образовались строения Бакаташской улицы, связывала со Старым Крымом вторичную болгарскую колонию Коктебель и деревни Бакаташ, Имарет (село), Бараколь. Четвёртая дорога через Болгарскую колонию вела в армянский монастырь Сурб Хач. Этнокультурные агломерации города сложились в соответствии с компактным расселением многонационального населения.
Русская застройка XIX века заняла центральную улицу и улицы, к ней прилегающие. Жилые дома одноэтажные, респектабельные. Построены из камня известняка-ракушечника Ак-Монайского месторождения на Керченском полуострове. Окружены садами на больших дворовых участках. В нижней исторической части города на площади был построен небольшой дворец и фонтан для крымского путешествия императрицы Екатерины II в 1787 году. Позже рядом с этой площадью был построен собор. В новейшее время собор и кладбище были уничтожены, фонтан был повреждён.
Татарская часть города занимала традиционно северо-восточную часть города в районе Мечетной (Халтурина) улицы. Характерную особенность татарского домостроения представляют небольшие дома с двумя комнатами, разделённые прихожей, которая в зимнее время служит кухней. Пол глиняный. Стены сложены из калыба (самана). Крыша двускатная, без потолков. Кровля черепичная, как и во всех постройках Старого Крыма.
Юго-восточную сторону, за Бакаташской (Партизанской) улицей, занимали греки. Дома небольшие, одно- или двухэтажные, построенные из акмонайского камня. Наиболее представительным было здание греческой школы.
Транспорт
Через Старый Крым проходит дорога Р23 Симферополь-Феодосия.
Численность населения
1939 — 5143
1959 — ↗ 7374
1970 — ↗ 8552
1979 — ↗ 8891
1989 — ↗ 9208
2001 — ↗ 10 101
2009 — ↘ 9501
2010 — ↘ 9492
2011 — ↘ 9446
2012 — ↗ 9485
2013 — ↗ 9512
2014 — ↘ 9277
2015 — ↗ 9314
2016 — ↗ 9370
2017 — ↘ 9312
2018 — ↗ 9373
2019 — ↗ 9432
2020 — ↗ 9471
2021 — ↗ 10 470
Наибольшая численность населения была зафиксирована в 2021 году, когда она составляла 10 470 человек. Наименьшая численность населения была в 1939 году, и была 5 143 человек.