Шадринск — город (с 1712) в Курганской области России, второй в области по численности населения после Кургана: 68 609 чел. (2021). Расположен на Западно-Сибирской равнине, на реке Исеть (приток Тобола).
Административный центр Шадринского района (в состав которого не входит); имеет статус города областного подчинения, в границах которого образовано муниципальное образование — город Шадринск в статусе городского округа как единственный населённый пункт в его составе.
Упоминается в документе 1622 года как Шадринская Заимка, где «заимка» — место, занятое под хозяйство, а определение от некалендарного личного имени Шадра или от отчества Шадрин, позже — Шадринская слобода; с 1712 года, после возведения храма во имя Архангела Михаила — Архангельский Шадринский городок или Малоархангельск. С 1781 года — уездный город Шадринск.
История
Шадринск был основан в XVII веке, когда русские землепроходцы приступили к освоению сибирских и дальневосточных земель. Под прикрытием стен Шадринского острога шло заселение берегов Исети крестьянами из северных и центральных губерний России.
Основатель слободы — Юрий Никифорович Малечкин, по прозвищу Юшко Соловей. Он обратился в Тобольск с челобитной, в которой просил разрешения у воеводы строить острог и слободу на Шадриной заимке (1644). В Наказной памяти на заведение Шадринской слободы Юшке Соловью было разрешено «лета 7171 сентября в 15 день (15 (25) сентября 1662 года)» начать строительство.
К 1686 году Шадринская слобода стала самой большой слободой Западной Сибири. В слободе имелось 137 дворов пашенных крестьян, проживало 10 беломестных казаков, 41 драгун.
В 1712 году указом тобольского воеводы Шадринская слобода была переименована в Архангельский Шадринский городок, или Малоархангельск, Тобольского уезда Сибирской губернии. В 1733 году пожар дотла выжег Шадринский городок, и его снова стали считать слободой, которая постепенно стала отстраиваться. В 1737 году вновь приобрёл статус города.
13 (24) августа 1737 года была образована Исетская провинция с первоначальной резиденцией провинциальной канцелярии в Шадринске. В 1739 году Исетский казачий полк и администрация Исетской провинции переведены в Чебаркульскую крепость. С 15 (26) марта 1744 года Шадринск в составе Исетской провинции вошёл в состав Оренбургской губернии.
В XVIII веке город ограничивался поперечными улицами — Весёлой (ныне ул. К. Либкнехта) и Церковной (ныне ул. Р. Люксембург), продольными — Набережной (ныне ул. Кондюрина) и Петропавловской (ныне ул. К. Маркса), то есть в длину имел протяжённость порядка 1 км, а в ширину — 200—400 м.
В 1771 году с благословения епископа Тобольского Варлаама был заложен каменный храм во имя Преображения господня. Спасо-Преображенский собор — первая каменная постройка города. Строительством руководил настоятель Свято-Успенского Далматовского монастыря игумен Адам (Аркудинский). Этот храм искусствоведы относят к «украинскому» барокко не без влияния русской архитектуры.
Во время восстания под предводительством Емельяна Пугачёва Шадринск отказался присоединиться к восставшим. 4 (15) февраля 1774 года отряд генерал-поручика Ивана Александровича Деколонга при 12 пушках ушёл из Челябинска в Шадринск, 8 (19) февраля 1774 года пугачёвский атаман Иван Никифорович Грязнов взял Челябинск. К середине февраля пугачевские войска под командованием атамана Михаила Ражева смогли только окружить Шадринск и организовать его блокаду. 1 (12) марта 1774 года 12-я легкая полевая команда под командованием премьер-майора Фадея Тихоновича Жолобова (команда была отозвана с пограничной линии из-под Омска, по штату числилось 450 человек) под Красномыльской слободой атаковали войска Михаила Ражева (1500 человек). Отряд Ражева с большими потерями отступил в Уксянскую слободу. В Шадринске соединились три лёгкие полевые команды генерал-поручика Деколонга и две лёгкие полевые команды премьер-майора Жолобова. 9 (20) марта 1774 года под Уксянской слободой произошёл бой между пугачёвцами (около 7 тысяч) и войсками Деколонга. Пугачёвцы потерпели поражение, потеряв тысячу убитых и всю свою артиллерию. 14 (25) марта 1774 года отряд Деколонга освободил от осады Далматовский Успенский монастырь и продолжил наступление на Челябинск.
Физико-географическая характеристика
Шадринск, как и вся Курганская область, находится в часовой зоне МСК+2. Смещение применяемого времени относительно UTC составляет +5:00.
Климат умеренный континентальный.
Город включает микрорайоны: Центральный, Северный посёлок, посёлок Хлызово, посёлок Осеево, Новый посёлок, Треугольник депо.
До принятия действующего Генерального плана города Шадринска граница муниципального образования (городского округа) город Шадринск и граница населенного пункта города Шадринска совпадали, в границах муниципального образования существовала только одна категория земель — земли населённых пунктов. В соответствии с п. 5 ст.12 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»: «запрещается захоронение отходов в границах населённых пунктов». Поэтому была изменена граница населённого пункта города Шадринска с целью выделения из состава территории города земель промышленности и иного специального назначения площадью 212,76 га , необходимые для эксплуатации и расширения полигона твёрдых бытовых отходов и строительства мусороперерабатывающего завода. Таким образом общая площадь муниципального образования составляет 17 366 га , а площадь собственно населённого пункта Шадринск — 17 153,24 га .
По данным Всероссийской переписи населения 2020 года, на 1 октября 2021 года по численности населения город находился на 234-м месте из 1118 городов Российской Федерации.
В 1949 году население Шадринска уменьшилось ввиду возвращения домой ранее эвакуированных из западнных районов СССР соотечественников.
Резкий рост населения связан с включением в черту города в 1959—1960 годах близлежащих населённых пунктов.
Экономическую ситуацию в городе определяют в основном обрабатывающие производства, их доля в обороте крупных и средних предприятий составляет более 95 %. В число крупнейших предприятий города входят:
Транспорт
Шадринск — крупный транспортный узел северо-запада области и второй в области после Кургана. Через город проходят две автомобильные дороги федерального значения Р354 и Р330 , а также две автомобильные дороги регионального значения Р329 и «Шадринск — Шумиха».
На территории Шадринска находится пассажирская станция Шадринск, при которой работает вокзал. Станция Шадринск входит в состав Курганского отделения Южно-Уральской железной дороги — филиала ОАО «Российские железные дороги». Станция находится на железнодорожной ветке Курган — Каменск-Уральский. На поезде из Шадринска можно добраться до Москвы, Петропавловска, Алма-Аты, Бишкека, Ташкента и других городов. На электропоезде из Шадринска можно добраться до Кургана, Екатеринбурга и Каменск-Уральского. Через Шадринск курсирует фирменный пассажирский поезд «Зауралье» Курган — Москва.
Нынешнее здание железнодорожного вокзала было построено в декабре 1973 года: одно крыло его было собственно железнодорожным, а второе крыло — автобусным вокзалом. Единый автобусно-железнодорожный вокзал функционировал до 2010 года, когда по требованию формального владельца (РЖД) автобусный вокзал был выселен из здания на улицу Орджоникидзе, 13а (территорию, прилегающую к Шадринскому автоагрегатному заводу). В 2020 году автовокзал вернулся в помещение железнодорожного вокзала, с привокзальной площади отправляются автобусы из Шадринска до Кургана, Екатеринбурга, Тюмени, Челябинска, Тобольска, Ханты-Мансийска и других городов.
Ближайший международный аэропорт находится в Кольцово (под Екатеринбургом, 233 км). Ближайший региональный аэропорт находится в Кургане (140 км). На южной окраине Шадринска находился аэродром, служивший центром подготовки штурманов Шадринским военным авиационным училищем штурманов. После его расформирования в 1960 году аэродром стал центром подготовки штурманов Челябинского военного авиационного института штурманов. На нём базировалось три эскадрильи самолётов Ту-124Ш, Ту-134Ш.
Основным общественным транспортом в городе Шадринске является автобус. Ежедневно для перевозки пассажиров на 34 маршрута выходят автобусы марок «ГАЗель», «ПАЗ» и Ford Transit, отправляющиеся из ООО «Шадравто» и ООО «Автотранс», а также от частных перевозчиков. Основные маршруты проходят по главным улицам Шадринска.
Также в городе развиты таксомоторные сети, осуществляющие перевозку пассажиров на легковых автомобилях отечественного и иностранного производства.
Для междугороднего сообщения с городом используются автобусы, отправляющиеся с Шадринского автовокзала. Перевозки осуществляются как ООО «Шадравто» и ООО «Автотранс», так и другими частными перевозчиками. Маршруты, предназначенные для пригородного сообщения, отправляются в Шадринский район.
По состоянию на август 2014 года в городе действуют:
Численность населения
1793 — 817
1801 — ↗ 2027
1807 — ↘ 2000
1809 — ↗ 2209
1811 — ↘ 2205
1815 — ↘ 1684
1825 — ↗ 2564
1827 — ↘ 2410
1828 — ↘ 2128
1833 — ↘ 2079
1835 — ↗ 3221
1838 — ↗ 3446
1846 — ↗ 3483
1849 — ↗ 3625
1852 — ↗ 4852
1856 — ↗ 5574
1861 — ↗ 5898
1864 — ↗ 6667
1897 — ↗ 11 678
1923 — ↗ 18 600
1926 — ↗ 19 185
1931 — ↗ 19 200
1932 — ↗ 24 100
1939 — ↗ 31 149
1943 — ↗ 45 804
1944 — ↗ 47 636
1947 — ↗ 49 651
1948 — ↗ 52 940
1949 — ↘ 35 675
1950 — ↗ 38 480
1951 — ↗ 39 602
1959 — ↗ 56 129
1970 — ↗ 72 619
1973 — ↗ 77 000
1976 — ↗ 79 000
1979 — ↗ 81 511
1982 — ↗ 84 000
1986 — ↗ 86 000
1987 — ↗ 87 000
1989 — ↘ 86 713
1996 — ↗ 88 100
1997 — ↗ 88 500
1998 — ↘ 88 100
2000 — ↘ 87 300
2001 — ↘ 86 900
2002 — ↘ 80 865
2003 — ↗ 80 900
2005 — ↘ 80 300
2007 — ↘ 78 100
2008 — ↘ 76 600
2009 — ↘ 75 255
2010 — ↗ 77 756
2011 — ↘ 77 672
2012 — ↘ 77 034
2013 — ↗ 77 407
2014 — ↘ 77 215
2015 — ↘ 77 031
2016 — ↘ 76 393
2017 — ↘ 75 623
2018 — ↘ 75 348
2019 — ↘ 74 929
2020 — ↘ 74 652
2021 — ↘ 68 609
Наибольшая численность населения была зафиксирована в 1997 году, когда она составляла 88 500 человек. Наименьшая численность населения была в 1793 году, и была 817 человек.