Город Кирово-Чепецк

Кирово-Чепецк — город в Кировской области России. Административный центр Кирово-Чепецкого района, в состав которого не входит. Образует городской округ город Кирово-Чепецк.

Население 66 651 чел. (2021).

Основан в 1935 году. Статус города с 1955 года. Расположен на востоке европейской части России, в центре Кировской области, при впадении реки Чепцы в Вятку, в 22 км к юго-востоку от города Кирова. Входит в Кировскую агломерацию.

Непосредственно название Кирово-Чепецк произведено от названия преобразованного в город посёлка Кирово-Чепецкий, основанного при строительстве Кировской теплоэлектростанции, получившей в августе 1935 года наименование Кирово-Чепецкой. Часть Кирово- имеет как географическое значение (принадлежность к Кировскому краю / области), так и мемориальное (в память С. М. Кирова). Часть -Чепецк может быть произведена как от названия бывшего села Усть-Чепецкого (Усть-Чепца), так и непосредственно от гидронима Чепца, этимология которого неясна и имеет несколько вариантов.

До получения статуса города, в 1954 году, исполком Просницкого райсовета ходатайствовал о присвоении посёлку наименования Герцен (в честь А. И. Герцена, находившегося в вятской ссылке), но это предложение не было поддержано.

История

В окрестностях города находят стоянки людей эпохи мезолита — VII тысячелетия до нашей эры. Местность начала заселяться древнерусским населением ещё в XII веке. 1405 годом датируется первое известие о поселении русских людей на устье Чепцы. В исторических документах XVIII века записано село Усть-Чепецкое, в обиходе Усть-Чепца.

В 1873 году крестьянин Андрей Бровцын открыл в Усть-Чепце спичечную фабрику, вскоре ставшую второй по величине в Вятской губернии.

Установление советской власти в Усть-Чепце произошло в декабре 1917 года.

В 1935 году СНК СССР принял решение о строительстве Кировской теплоэлектростанции. Для обеспечения её топливом началась разработка торфа в междуречье Чепцы и Вятки, в посёлке Каринторф. Для доставки торфа к ТЭЦ в посёлок была проведена Каринская узкоколейная железная дорога.

В 1938 году было начато строительство химического завода в составе формирующегося промышленного узла в устье реки Чепцы. История посёлка и города неразрывно связана с крупнейшим в Европе Кирово-Чепецким химическим комбинатом, ставшим градообразующим предприятием, на котором была занята основная часть работающих жителей города, и определяющим образом воздействовавшего на городскую инфраструктуру. В 1941 году началась эксплуатация железнодорожной линии Бумкомбинат — Чепецкая.

13 марта 1942 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР населённый пункт был причислен к категории рабочих посёлков с присвоением наименования Кирово-Чепецкий.

В 1946 году было принято решение о включении предприятия, получившего позже название: Кирово-Чепецкий химический завод, в программу создания «советской атомной бомбы, а именно в решение задачи промышленного производства гексафторида урана, необходимого для обогащения урана. В 1951 году предприятие первым начало наработку лёгкого изотопа лития 6Li, необходимого для создания термоядерного оружия.

28 марта 1955 года рабочий посёлок Кирово-Чепецкий преобразован в город Кирово-Чепецк, с отнесением в его черту села Усть-Чепца и нескольких окрестных деревень: Деветьярово, Голодный Починок.

География

Кирово-Чепецк находится в часовой зоне МСК (московское время). Смещение применяемого времени относительно UTC составляет +3:00.

Город расположен на Русской равнине в месте рассечения Верхнекамской возвышенности долиной рек Вятки и Чепцы, на левых крутых берегах которых находится основная часть города (другая часть в их междуречье), в Средневятской (Кировской) низменности, на нескольких крупных холмах.

Климат умеренно континентальный. Близость к Северному Ледовитому океану обуславливает возможность вторжения холодного воздуха. Отсюда сильные морозы зимой, заморозки и резкие похолодания в летние месяцы.

Средняя многолетняя температура января: −13,5… −15 °C , июля: +17…+19 °C . Абсолютный максимум температуры достигает +38…+40 °C , абсолютный минимум: −45… −50 °C . Среднегодовая температура воздуха: +2,4 °C.

В среднем за год относительная влажность воздуха 75-79 %. С октября по февраль средние месячные значения влажности: 81-89 %. В переходные месяцы года (март, сентябрь) она колеблется от 74 % до 85 %. Наиболее сухой воздух с влажностью 61-68 % бывает в мае — июне.

Территория относится к зоне достаточного увлажнения. Осадки идут каждый второй день. В среднем за год выпадает 500-680 мм, из них 60-70 % приходится на тёплое время года.

Преобладают юго-западные и южные ветры. Средняя годовая скорость ветра достигает 3-5 м/с. Летом ветры слабее, исключая шквалы) осенью увеличиваются и в холодное время достигают максимума. Ветер обычно порывистый. Порывы изредка достигают 30-40 м/с, иногда более.

Помимо образующих северную границу города рек Вятки и её левого притока Чепцы, в нежилой части города протекает река Елховка, правый приток Большой Просницы (бассейн Вятки). В поймах Вятки и Чепцы многочисленные старичные озёра. Кроме того, по южной окраине микрорайона Каринторф протекает река Бузарка (правый приток Чепцы), соединённая с обширной сетью мелиоративных каналов, проложенных на торфяниках болота Большое Каринское.

Транспорт

Структура транспортной сети города обусловлена его географическим положением.

С севера и запада город ограничен Вяткой и Чепцой при отсутствии мостовых переправ через них (исключение составляет мост Каринской узкоколейной дороги и сезонная паромная переправа через Чепцу, не влияющие на общий характер транспортных условий).

С юга к городу подходит автомобильная дорога (построена в 1955—1959 годах), связывающая его с Кировом, с выходом на автодороги A119 «Вятка», Р159 Киров — Нижний Новгород, Р166 Киров — Слободской — Белая Холуница , Р169 Киров — Малмыж — Вятские Поляны . После Кирово-Чепецка автодорога выходит на восток (на города Зуевка, Глазов).

Ведётся строительство автодороги Киров — Котлас — Архангельск.

Рассматриваются варианты строительства моста через Чепцу для создания прямого коридора, связывающего юго-восточные районы области с федеральной автодорогой Санкт-Петербург — Екатеринбург в обход областного центра.

Автотранспортное предприятие города было создано в 1959 году. В 1971 году начал работать городской автовокзал.

Пригородные маршруты связывают город с Кировом и всеми значительными населёнными пунктами Кирово-Чепецкого района.

Основной объём пассажирских автоперевозок в городе осуществляется автобусами. Маршруты обслуживают несколько перевозчиков, для координации и диспетчеризации их работы создано НП «Кирово-Чепецкие автоперевозчики». Реестр маршрутов регулярных перевозок:

Численность населения

1876 — 660

1954 — 14 516

1955 — 16 000

1959 — 28 726

1967 — 43 000

1970 — 50 994

1973 — 56 000

1976 — 65 000

1979 — 71 498

1982 — 78 000

1986 — 89 000

1987 — 89 000

1989 — 92 382

1991 — 98 000

1992 — 99 000

1993 — 99 400

1994 — 100 000

1996 — 93 600

1998 — 92 400

2000 — 91 100

2001 — 90 200

2002 — 90 303

2003 — 90 300

2005 — 88 300

2006 — 87 200

2007 — 86 000

2008 — 84 900

2009 — 83 906

2010 — 80 921

2011 — 80 653

2012 — 78 635

2013 — 77 166

2014 — 75 963

2015 — 75 002

2016 — 74 134

2017 — 73 279

2018 — 72 071

2019 — 70 722

2020 — 69 835

2021 — 66 651

Наибольшая численность населения была зафиксирована в 1994 году, когда она составляла 100 000 человек. Наименьшая численность населения была в 1987 году, и была 0 человек.

Рейтинг
Регионы РФ
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Герб

Флаг

Флаг

Герб

Субъект

История и география

Часовой поясMCK +297

Площадь53,36 км²

Высота центра140 м

Население

Население66 651 человек

Плотность1249,08 чел/км²

Коды

Телефонный код+7 83361

Код ОКАТО33407