Кирово-Чепецк — город в Кировской области России. Административный центр Кирово-Чепецкого района, в состав которого не входит. Образует городской округ город Кирово-Чепецк.
Население 66 651 чел. (2021).
Основан в 1935 году. Статус города с 1955 года. Расположен на востоке европейской части России, в центре Кировской области, при впадении реки Чепцы в Вятку, в 22 км к юго-востоку от города Кирова. Входит в Кировскую агломерацию.
Непосредственно название Кирово-Чепецк произведено от названия преобразованного в город посёлка Кирово-Чепецкий, основанного при строительстве Кировской теплоэлектростанции, получившей в августе 1935 года наименование Кирово-Чепецкой. Часть Кирово- имеет как географическое значение (принадлежность к Кировскому краю / области), так и мемориальное (в память С. М. Кирова). Часть -Чепецк может быть произведена как от названия бывшего села Усть-Чепецкого (Усть-Чепца), так и непосредственно от гидронима Чепца, этимология которого неясна и имеет несколько вариантов.
До получения статуса города, в 1954 году, исполком Просницкого райсовета ходатайствовал о присвоении посёлку наименования Герцен (в честь А. И. Герцена, находившегося в вятской ссылке), но это предложение не было поддержано.
История
В окрестностях города находят стоянки людей эпохи мезолита — VII тысячелетия до нашей эры. Местность начала заселяться древнерусским населением ещё в XII веке. 1405 годом датируется первое известие о поселении русских людей на устье Чепцы. В исторических документах XVIII века записано село Усть-Чепецкое, в обиходе Усть-Чепца.
В 1873 году крестьянин Андрей Бровцын открыл в Усть-Чепце спичечную фабрику, вскоре ставшую второй по величине в Вятской губернии.
Установление советской власти в Усть-Чепце произошло в декабре 1917 года.
В 1935 году СНК СССР принял решение о строительстве Кировской теплоэлектростанции. Для обеспечения её топливом началась разработка торфа в междуречье Чепцы и Вятки, в посёлке Каринторф. Для доставки торфа к ТЭЦ в посёлок была проведена Каринская узкоколейная железная дорога.
В 1938 году было начато строительство химического завода в составе формирующегося промышленного узла в устье реки Чепцы. История посёлка и города неразрывно связана с крупнейшим в Европе Кирово-Чепецким химическим комбинатом, ставшим градообразующим предприятием, на котором была занята основная часть работающих жителей города, и определяющим образом воздействовавшего на городскую инфраструктуру. В 1941 году началась эксплуатация железнодорожной линии Бумкомбинат — Чепецкая.
13 марта 1942 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР населённый пункт был причислен к категории рабочих посёлков с присвоением наименования Кирово-Чепецкий.
В 1946 году было принято решение о включении предприятия, получившего позже название: Кирово-Чепецкий химический завод, в программу создания «советской атомной бомбы, а именно в решение задачи промышленного производства гексафторида урана, необходимого для обогащения урана. В 1951 году предприятие первым начало наработку лёгкого изотопа лития 6Li, необходимого для создания термоядерного оружия.
28 марта 1955 года рабочий посёлок Кирово-Чепецкий преобразован в город Кирово-Чепецк, с отнесением в его черту села Усть-Чепца и нескольких окрестных деревень: Деветьярово, Голодный Починок.
География
Кирово-Чепецк находится в часовой зоне МСК (московское время). Смещение применяемого времени относительно UTC составляет +3:00.
Город расположен на Русской равнине в месте рассечения Верхнекамской возвышенности долиной рек Вятки и Чепцы, на левых крутых берегах которых находится основная часть города (другая часть в их междуречье), в Средневятской (Кировской) низменности, на нескольких крупных холмах.
Климат умеренно континентальный. Близость к Северному Ледовитому океану обуславливает возможность вторжения холодного воздуха. Отсюда сильные морозы зимой, заморозки и резкие похолодания в летние месяцы.
Средняя многолетняя температура января: −13,5… −15 °C , июля: +17…+19 °C . Абсолютный максимум температуры достигает +38…+40 °C , абсолютный минимум: −45… −50 °C . Среднегодовая температура воздуха: +2,4 °C.
В среднем за год относительная влажность воздуха 75-79 %. С октября по февраль средние месячные значения влажности: 81-89 %. В переходные месяцы года (март, сентябрь) она колеблется от 74 % до 85 %. Наиболее сухой воздух с влажностью 61-68 % бывает в мае — июне.
Территория относится к зоне достаточного увлажнения. Осадки идут каждый второй день. В среднем за год выпадает 500-680 мм, из них 60-70 % приходится на тёплое время года.
Преобладают юго-западные и южные ветры. Средняя годовая скорость ветра достигает 3-5 м/с. Летом ветры слабее, исключая шквалы) осенью увеличиваются и в холодное время достигают максимума. Ветер обычно порывистый. Порывы изредка достигают 30-40 м/с, иногда более.
Помимо образующих северную границу города рек Вятки и её левого притока Чепцы, в нежилой части города протекает река Елховка, правый приток Большой Просницы (бассейн Вятки). В поймах Вятки и Чепцы многочисленные старичные озёра. Кроме того, по южной окраине микрорайона Каринторф протекает река Бузарка (правый приток Чепцы), соединённая с обширной сетью мелиоративных каналов, проложенных на торфяниках болота Большое Каринское.
Транспорт
Структура транспортной сети города обусловлена его географическим положением.
С севера и запада город ограничен Вяткой и Чепцой при отсутствии мостовых переправ через них (исключение составляет мост Каринской узкоколейной дороги и сезонная паромная переправа через Чепцу, не влияющие на общий характер транспортных условий).
С юга к городу подходит автомобильная дорога (построена в 1955—1959 годах), связывающая его с Кировом, с выходом на автодороги A119 «Вятка», Р159 Киров — Нижний Новгород, Р166 Киров — Слободской — Белая Холуница , Р169 Киров — Малмыж — Вятские Поляны . После Кирово-Чепецка автодорога выходит на восток (на города Зуевка, Глазов).
Ведётся строительство автодороги Киров — Котлас — Архангельск.
Рассматриваются варианты строительства моста через Чепцу для создания прямого коридора, связывающего юго-восточные районы области с федеральной автодорогой Санкт-Петербург — Екатеринбург в обход областного центра.
Автотранспортное предприятие города было создано в 1959 году. В 1971 году начал работать городской автовокзал.
Пригородные маршруты связывают город с Кировом и всеми значительными населёнными пунктами Кирово-Чепецкого района.
Основной объём пассажирских автоперевозок в городе осуществляется автобусами. Маршруты обслуживают несколько перевозчиков, для координации и диспетчеризации их работы создано НП «Кирово-Чепецкие автоперевозчики». Реестр маршрутов регулярных перевозок:
Численность населения
1876 — 660
1954 — ↗ 14 516
1955 — ↗ 16 000
1959 — ↗ 28 726
1967 — ↗ 43 000
1970 — ↗ 50 994
1973 — ↗ 56 000
1976 — ↗ 65 000
1979 — ↗ 71 498
1982 — ↗ 78 000
1986 — ↗ 89 000
1987 — ↗ 89 000
1989 — ↗ 92 382
1991 — ↗ 98 000
1992 — ↗ 99 000
1993 — ↗ 99 400
1994 — ↗ 100 000
1996 — ↘ 93 600
1998 — ↘ 92 400
2000 — ↘ 91 100
2001 — ↘ 90 200
2002 — ↗ 90 303
2003 — ↘ 90 300
2005 — ↘ 88 300
2006 — ↘ 87 200
2007 — ↘ 86 000
2008 — ↘ 84 900
2009 — ↘ 83 906
2010 — ↘ 80 921
2011 — ↘ 80 653
2012 — ↘ 78 635
2013 — ↘ 77 166
2014 — ↘ 75 963
2015 — ↘ 75 002
2016 — ↘ 74 134
2017 — ↘ 73 279
2018 — ↘ 72 071
2019 — ↘ 70 722
2020 — ↘ 69 835
2021 — ↘ 66 651
Наибольшая численность населения была зафиксирована в 1994 году, когда она составляла 100 000 человек. Наименьшая численность населения была в 1987 году, и была 0 человек.