Советская Гавань

Расстояние до Москвы (по прямой) составляет 6 354 км.

Расстояние до центра Хабаровск (по прямой) составляет 404 км.

Расстояние до районного центра город Советская Гавань (по прямой) составляет 0 км.

Советская Гавань — город в Хабаровском крае России, административный центр Советско-Гаванского района. Образует городское поселение город Советская Гавань как единственный населённый пункт в его составе.

Расположен на берегу одноимённого залива, являющегося в свою очередь частью Татарского пролива. Вместе с пригородной зоной (посёлки Лососина, Майский и Заветы Ильича, образует единственную на побережье Татарского пролива Совгаванско-Ванинскую агломерацию с общим населением около 50 тысяч человек.

Физико-географическая характеристика

Город расположен на берегу залива Советская Гавань (Татарский пролив), в 581 км от Хабаровска, в 10 км от порта Ванино — одного из крупнейших российских портов на Тихом океане. Находится в гористой местности, в непосредственной близости располагается хребет Советский высотой до 560 м (г. Советская), отрог Сихотэ-Алиня.

Конечная точка БАМа. Железной дорогой связан с Комсомольском-на-Амуре, автомобильной трассой 08А-1 «Лидога — Ванино — Советская Гавань» город связан с автодорогой «Хабаровск — Комсомольск-на-Амуре». Действует аэропорт Май-Гатка.

История

Первые сведения о некоем закрытом заливе, находившемся на побережье Татарского пролива южнее Де-Кастри, были получены участниками Амурской экспедиции весной 1852 года на озере Кизи от местных орочей, которые именовали залив Ходьё или Ходжо. Впоследствии в русском языке за ним закрепилось искажённое название Хаджи. Залив сразу заинтересовал командующего Амурской экспедицией Г. И. Невельского как потенциальная база военно-морского флота, где корабли смогли бы укрыться от возможного нападения со стороны вражеского флота. Последнее, с учётом осложнения русско-английских отношений и возросшей активности британского флота на Дальнем Востоке, было вполне реально. Сначала рассматривалось два пути поиска Хаджи — сухопутный (через стекающие с Сихотэ-Алиня и впадающие в залив реки) и морской; из-за рискованности первого пути Невельской выбрал второй.

Первооткрывателем залива Хаджи стал лейтенант Российского императорского флота Н. К. Бошняк, посланный Невельским для поиска морского пути к заливу. Его сопровождали три спутника — два казака и якут-переводчик. Произошло это 23 мая (4 июня) 1853 года. На берегах залива Бошняк насчитал около 50 орочей, которые проживали в 10 жилищах, разбросанных в 5 местах по берегам бухт залива. Первооткрыватель назвал залив гаванью Императора Николая I (впоследствии название сократилось до Императорская Гавань). Бухтам залива он дал имена членов императорской фамилии. Такое решение было принято им сознательно в связи с тем, что многие приближённые Николая I, в частности министр иностранных дел К. В. Нессельроде, отрицательно относились к исследованию новых дальневосточных территорий. На одном из мысов, названным впоследствии в честь Великой княжны Анастасии, был установлен деревянный крест, на котором была закреплена доска с надписью: «Гавань Императора Николая открыта, и глазомерно описана Лейтенантом Бошняком 23 мая 1853 года, на туземской лодке, со спутниками казаками Семёном Парфентьевым, Киром Белохвостовым, амгинским крестьянином Иваном Мосеевым». Местным орочам было вручено официальное письмо на русском, немецком и французском языках, в котором указывалось, что Императорская гавань принадлежит России.

4 (16) августа 1853 года в Императорскую Гавань прибыл на транспорте «Байкал» сам Невельской, пожелавший лично участвовать в создании первого русского поселения в новооткрытом заливе. По его распоряжению в одной из бухт (Бошняк назвал её Константиновской, впоследствии она получила имя Постовой) был выставлен «военный Его Императорского Высочества генерал-адмирала великого князя Константина пост» во главе с урядником Д. Хороших. 7 октября 1853 года в гавань вновь прибыл Н. К. Бошняк, назначенный Невельским первым начальником Константиновского поста.

На зиму 1853—1854 годов в заливе остались зимовать команды транспортов «Иртыш» и «Николай I», всего около 90 человек. Первая зимовка русских в Императорской гавани была трагичной: от плохого питания, холода и цинги в Константиновском посту и на судах умерло 29 человек. Невельской же, в свою очередь и приказавший устроить эту малоподготовленную зимовку, позже пытался переложить вину за гибель людей на Н. В. Буссе (который якобы не поделился продуктами и не заменил больных из экипажа транспорта «Иртыш», когда тот был на рейде поста Муравьёвский). С этой целью он самолично внёс изменения, обвинявшие начальника поста как бы от лица лейтенанта Бошняка, в воспоминания последнего, опубликованные в «Морском сборнике» (№ 10 за 1859 год). Как выяснилось вскоре, редакция журнала поручила Невельскому лишь «просмотреть статью г. Бошняка и сказать о ней свое мнение» (№ 2 за 1860 год). Н. В. Буссе в письме редактору, напечатанном в № 7 за 1860 год, изложил свою, полностью оправдывающего его, версию событий, представив в качестве доказательства подлинник рапорта командира «Иртыша». Однако, спустя много лет свои измышления Невельской изложил уже в главе XXIV книги «Подвиги русских морских офицеров на крайнем востоке России» (издана посмертно в 1878 году и, благодаря авторитету автора, до сих пор считается достоверным источником информации).

В 1887 году в память о погибших был установлен памятный знак, впоследствии его местоположение менялось четыре раза. В В 2016 году в посёлке Заветы Ильича был установлен новый памятник погибшим от цинги, на котором они перечислены поимённо.

22 мая 1854 года в гавань зашел фрегат «Паллада», а также встретившая «Палладу» у входа в Татарский пролив паровая шхуна «Восток». Командир «Востока» доставил находившемуся на «Палладе» вице-адмиралу Е. В. Путятину официальное сообщение о том, что Англия и Франция объявили войну России: от прибывших судов о начале Крымской войны узнали и на Константиновском посту. В окрестностях бухты Постовой был вырублен лес, началось возведение двух батарей, чтобы в случае необходимости отразить нападение вражеского флота, который мог появиться в любое время. Строительством батарей руководил лично Путятин. Ему помогал старший артиллерист «Паллады» подполковник К. И. Лосев, который вместе с матросами возводил брустверы с амбразурами, оборудовал места для стоянки орудий.

28 июня 1854 года «Паллада» покинула Императорскую гавань, планируя через Амурский лиман прибыть в Николаевск. После неудачных попыток сделать последнее «Паллада» в конце сентября 1854 года вернулась в гавань на зимовку, где её охраняла команда из 10 человек во главе с боцманом В. Синицыным. В марте 1855 года в бухту Постовую прибыл новый начальник Константиновского поста, участник Амурской экспедиции прапорщик Д. С. Кузнецов, который принял пост у В. Синицына.

Весной 1856 года по приказу начальника сухопутных и морских сил Амурского края В. С. Завойко фрегат «Паллада» был затоплен, дабы он не достался противнику. После этого Константиновский пост был снят, его начальник Д. С. Кузнецов с подчинёнными покинул Императорскую Гавань.

Климат

Советская Гавань приравнен к районам Крайнего Севера.

Климат умеренный, муссонный. Зима холодная и снежная, в то же время лето прохладное, дождливое. На побережье Татарского пролива и залива Советская Гавань часты туманы.

По данным Всероссийской переписи населения 2020 года, на 1 октября 2021 года по численности населения город находился на 584-м месте из 1119 городов Российской Федерации.

Подавляющее большинство населения — русские. Из национальных меньшинств наиболее многочисленны китайцы и орочи, также проживают корейцы, армяне, азербайджанцы, татары.

Представительным органом населения города является Совет депутатов городского поселения «Советская Гавань». Совет депутатов избирается населением на пять лет на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Последние выборы состоялись 8 сентября 2018 года, в состав совета избрано 19 депутатов, из них 13 — впервые. Действующий (с 2018 года) председатель Совета депутатов — Ольга Александровна Глебова. Большинство в городском Совете депутатов составляют представители партии ЛДПР и активисты местного общественного движения «Нет углю».

С 1941 по 1991 годы номинальным высшим исполнительным органом власти в городе был горисполком. Его председателями были:

Однако фактическая власть находилась в руках первого секретаря городского комитета ВКП(б)/КПСС. Этот пост занимали:

В 1991—2004 годах существовало единое муниципальное образование «Советская Гавань с Советско-Гаванским районом». Его возглавляли:

Транспорт

Город является конечной точкой Байкало-Амурской магистрали (железнодорожная веткa Комсомольск-на-Амуре (Пивань) — Советская Гавань). На территории города находятся три грузовые железнодорожные станции — Десна, Советская Гавань-Порт и Советская Гавань-Город. Пассажирские поезда до Советской Гавани не ходят; все пассажирские перевозки осуществляются через станции Советская Гавань-Сортировочная и Ванино-Вокзал, расположенные в соседнем Ванинском районе.

Через вышеуказанные станции ежедневно проходит пассажирский поезд № 351/352 Советская Гавань-Сортировочная — Владивосток.

Авиаперевозки осуществляются через аэропорт «Май-Гатка» (бывший военный аэродром; ранее пассажирский аэропорт находился в районе «Сорок второй»). Город связан авиасообщением с Хабаровском и Владивостоком: рейсы выполняет авиакомпания Хабаровские авиалинии, периодичность — приблизительно раз в 2 дня. Также есть рейсы в Южно-Сахалинск, выполняемые авиакомпанией Аврора. В прошлом из «Май-Гатки» также были рейсы в Шахтёрск и Зональное.

Общая площадь территории аэропорта — 744,6 га. Взлетно-посадочная полоса выложена из железобетонных плит, длиной 3 000 м и шириной 48 м. Существующая производственно-техническая база аэропорта обеспечивает пропускную способность пассажиров 50 чел/час и обработку транзитных грузов.

Город связан с автомобильной сетью Дальнего Востока дорогой Лидога — Ванино. С Хабаровском установлено междугороднее автобусное сообщение. Основу городского автопарка составляют автомобили японского производства, отечественных автомобилей практически нет.

Автобусная сеть Советской Гавани действует с 1955 года. Автобусные перевозки осуществляются ООО «Совтранс-ДВ», принадлежащим администрации Советско-Гаванского района, а также несколькими частными предпринимателями. Местные автобусные маршруты связывают город с близлежащими посёлками — Ванино, Лососиной, Майским, Заветами Ильича, Гаткой; ранее действовал также автобусный маршрут до посёлка Токи. Маршруты обслуживают автобусы моделей ПАЗ и «Daewoo».

Также в городе работают несколько частных транспортных компаний такси и маршрутного такси.

На территории города действуют девять детских садов, шесть средних общеобразовательных школ (МОУ СОШ № 1, МОУ СОШ № 2, МБОУ СОШ № 3, МОУ СОШ № 5, МОУ СОШ № 8, МОУ СОШ № 9), две вечерних школы (одна из них — при ФГУ «Исправительная колония № 5»), коррекционная школа-интернат, детский дом, два профессионально-технических училища (ПУ-13 и ПУ-19 (ныне — КГБОУ СПО Советско-гаванский промышленно технологический техникум), филиал Хабаровского промышленно-экономического техникума (уже закрыт), а также филиал Современного гуманитарного университета. Из учреждений дополнительного образования — Детская школа искусств № 1, эколого-оздоровительный центр «Утёс», центр детского творчества «Паллада».

Рейтинг
Регионы РФ
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Субъект

48°57′59″ с. ш. 140°17′07″ в. д.

Субъект ФедерацииХабаровский край

Муниципальный районСоветско-Гаванский

Городское поселениеГород Советская Гавань

История и география

Часовой поясMCK +7

Население

Население23 841 чел. (2023)

Коды

Телефонный код+7 42138

Код ОКАТО08418

Код ОКТМО08642101001