Комсомольск-на-Амуре — город в Хабаровском крае России. Административный центр Комсомольского муниципального района. Образует муниципальное образование город Комсомольск-на-Амуре со статусом городского округа как единственный населённый пункт в его составе. До 10 декабря 1932 года — село Пермское, Нижне-Тамбовского района, Дальневосточного края.
Второй по величине город Хабаровского края и четвёртый на Дальнем Востоке России. Расположен на левом берегу Амура, в 404 км к северо-востоку от Хабаровска (по автодороге). Расстояние от Москвы по автодорогам составляет 8700 км. Крупнейший промышленный центр дальневосточного региона. Градообразующие предприятия: судостроительный, авиазавод, нефтеперерабатывающий и металлургический заводы. Нефтепровод и газопровод с Сахалина. Транспортный узел на Байкало-Амурской магистрали и автодорогах федерального и регионального значения; речной порт. Действуют технический и педагогический университеты. В советское время город был военно-промышленным центром союзного значения.
Днём города является 12 июня: в этот день в 1933 году заложили фундамент корпусного цеха — первого промышленного объекта судостроительного завода. По другой версии в этот день в 1934 году приехала ленинградская делегация ВЛКСМ.
Название город получил в память о комсомольцах-первостроителях (среди основателей города были также вольнонаёмные и вербованные строители, прибывшие по оргнабору) города на Амуре, затем, 65 % строителей (16 000 чел.) были заключёнными, но прибыли они не первыми, а только через год после комсомольцев, в 1933 году. Согласно исследованию краеведа А. Н. Белоглазова, всего таковых на строительстве города было не более 1 %.
Кроме официального названия, есть ряд неофициальных, наиболее известное из них: «Город юности».
Также именуют «Городом на заре» (по одноимённой пьесе 1940 года, посвящённой строителям Комсомольска-на-Амуре). В разговорной речи распространено просторечное название города «Комса».
За Ленинским районом, являющимся второй, северо-восточной, половиной города, закрепилось наименование Дзёмги, как когда-то здесь называлось нанайское стойбище. Согласно одной из трёх версий, в переводе с нанайского: берёзовая роща.
История
До 10 декабря 1932 года — село Пермское, Нижне-Тамбовского района, Дальневосточного края. Село Пермское основано в августе-сентябре 1860 года.
В 1930 году ВЦИК и Совет народных комиссаров СССР приняли постановление о хозяйственном и культурном строительстве Дальневосточного края, в августе 1931 года было принято решение о сооружении судостроительного завода. В марте — апреле 1932 года в село Пермское, расположенное на левом берегу Амура, прибыла правительственная комиссия, которая приняла решение о строительстве здесь Амурского судостроительного завода. Одновременно было принято решение о возведении в районе нанайского стойбища Дзёмги авиационного завода.
10 мая 1932 года на строительную площадку Амурского судостроительного завода, прибыл первый эшелон рабочих (на пароходах «Коминтерн» и «Колумб» высадилось около тысячи строителей), инженерно-технических работников и служащих треста «Дальпромстрой». Сегодня об этом событии напоминают памятный камень и памятник первостроителям. Приехавшие в дикий таёжный край первостроители жили в домах жителей села Пермского, а также в построенных на скорую руку землянках и армейских палатках. В мае 1933 года на строительство города прибыли заключенные. 12 июня 1933 года заложен первый камень в фундамент первого цеха Амурского судостроительного завода. В 1934 году прибыли военные строители Особого военно-строительного корпуса.
10 декабря 1932 года Постановлением ВЦИК селение Пермское Нижне-Тамбовского района Дальневосточного края преобразовано в город, с присвоением наименования Комсомольск-на-Амуре.
В 30-50 гг. Комсомольск-на-Амуре был одним из центров Дальневосточного ГУЛАГа. В разное время в городе находилось более 30 лагерных пунктов, а также 14 управлений, подразделений, филиалов различных лагерей и лагерных строительств. В период с 1959 по 1992 годы город был закрыт для посещения иностранцами.
В 1990-е годы Комсомольск-на-Амуре часто называли «криминальной столицей Дальнего Востока». Также в те годы в связи с катастрофическим положением в электроэнергетике города всерьёз обсуждался вопрос об использовании электрической энергии атомных подводных лодок, находящихся на стапелях Амурского судостроительного завода с включёнными атомными реакторами (10 % мощности для технического обеспечения).
Днём города является — 12 июня, в честь даты 12 июня 1933 года, когда заложили фундамент корпусного цеха — первого промышленного объекта судостроительного завода, по другой версии — по случаю приезда ленинградской делегации ВЛКСМ 12 июня 1934 года.
Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2021 года городу было присвоено звание «Город трудовой доблести».
География
Город расположен в излучине, на левом берегу Амура, в 348 км от Хабаровска, вниз по течению у северной окраины Среднеамурской низменности, где река прорезает смыкающиеся отроги Сихотэ-Алиньской и Буреинско-Баджальской горных систем изменяет своё течение на субмеридиональное, вступая в так называемое Комсомольско-Киселёвское сужение. Справа к руслу реки круто обрываются отроги хребта Хумми (система Сихотэ-Алиня) с абсолютными отметками 350—380 м. Левая часть долины Амура обрамлена отрогами хребта Мяо-Чан. В результате длительной денудации горы разрушены до стадии мелкосопочника. Относительные высоты сопок 75-180 м. Крутизна склонов от 15 % до 35—45 %. На западе видны снежные вершины хребта Мяо-Чан с абсолютными отметками до 1500 м. За ним расположены вершины Баджальского хребта. На востоке протянулись сопки — отроги горной системы Сихотэ-Алинь. С запада и с востока территория города ограничена котловинами озёр Мылки, Рудниковского,, Хорпы и Галичного, относящихся к типу плотинных озёр боковых притоков Амура. Они приурочены к устьям впадающих в них рек. Преобладающие глубины невелики 0,5-1 м, максимальные до 3 м. Уровенный режим озёр связан с колебаниями уровня реки Амур). В 1980-е гг. в связи с прокладкой насыпи и вводом в строй автодороги озёра Мылки (площадь 9 км²) и Рудниковское (площадь 2,5 км²) перестали существовать, от них остались лишь небольшие, разрозненные водоёмы. В 2000-е годы фактически исчезло озеро Хорпы. После наводнения 2013 года озера частично восстановились.
Серия из трёх надпойменных террас занимает около 40 % городской территории. Они расположены в центральной части города. Первая надпойменная терраса Амура имеет относительную высоту 5-10 м и занимает 30 % территории города. Она подвержена затоплению в период паводков на Амуре, затапливается до 54 км² территории города, остальная часть подтапливается. Пойма до строительства гидроузлов на основных притоках Зеи, Буреи и Сунгари подвергалась затоплению в летне-осенний период и, в дальнейшем, заболачивалась.
Особенностью геологического строения площадки Комсомольска является преобладание галечно-гравийного состава грунтов, перекрытыми глинами мощностью до 4-5,5 м. Благодаря способности грунтов к фильтрации, они реагируют на малейшие антропогенные воздействия. Осушение их приводит к быстрому распылению перекрывающего галечники глинисто-суглинистого субстрата, а повышение уровня поверхностных вод — к подтоплению участков.
Площадь городского округа составляет около 352 км² с учётом водоёмов и горных территорий.
Река Амур протекает на протяжении 15 км вдоль городской застройки. Ширина русла в пределах городской черты изменяется от 1,75 км в центральной части города до 3,75 км у устья протоки озера Мылки. Средняя глубина русла 15-16 м; скорость водного потока 1,2 м/с. Ординаром уровня Амура на городском гидрологическом посту считается 12,93 м НУМ, за время его наблюдений фиксировались изменения уровня воды от −300 см до +912 см относительно нормального уровня. Наиболее высокие уровни наблюдались в 1932 г. (+687 см), 1959 г. (+701 см), 1984 г. (+670 см), 1985 г. (+641 см), 2013 г. (+912 см), 2019 г. (+829 см). Подземные воды представлены верховодкой, грунтовыми и межпластовыми водами.
В черте города текут малые реки, являющиеся левыми притоками Амура. Самая крупная из них, река Силинка, длиной 75 км (в городской черте 22 км), делит город на две части. Чёрный Ключ — правый приток Силинки, протяжённостью 16,25 км, течёт в северной части города. Из других рек отметим Большой Хапсоль длиной 15 км (в городской черте 4 км), Малый Хапсоль — 5 км, впадающие в оз. Мылки; река Бочин длиной 29,6 км (2,5 км в пределах городской черты), впадающая в Рудниковское озеро, реку Клюквенную — 10 км (7,5 км в черте города), реку Хорпинскую — 8,75 км (в городской черте 1,25 км), реку Хорпинскую Вторую — 32,5 км (1 км в черте города), впадающую в озеро Хорпы, реку Галичную длиной 25 км, впадающую в озеро Галичное за пределами городской черты.
Продолжительная суровая и малоснежная зима способствует промерзанию грунтов до 3-3,2 м. Вследствие этого состояние дорожного покрытия в городе неудовлетворительное, происходит деформация фундаментов зданий.
Комсомольск-на-Амуре находится в часовой зоне МСК+7. Смещение применяемого времени относительно UTC составляет +10:00.
Транспорт
Расположение города на пересечении сухопутных и водных магистралей обеспечивает благоприятные транспортные связи. К Комсомольску-на-Амуре привязаны Нижний Амур и Восточный участок БАМа.
Трамвайное движение в городе открыто 6 ноября 1957 года. В городе до 1 октября 2018 года действовали 3 трамвайных маршрута (до 1 апреля 2018 — 5 маршрутов). С 1 октября 2018 года трамвайное движение закрыто.
Большую долю рынка городского транспорта отвоевали частные автобусы и маршрутные такси, превосходящие трамваи по количеству маршрутов и по количеству единиц транспорта.
На территории города имеется много мостов и путепроводов Ниже отмечены наиболее значимые из них.
Крупный железнодорожный узел с направлениями на Тынду, Советскую Гавань по БАМу и на Волочаевку-2 по соединительной ветке к Транссибу со станциями Комсомольск-Сортировочный, Комсомольск-на-Амуре (пассажирский вокзал), Дзёмги (нефтеперерабатывающий завод) и Комсомольск-2 на БАМе.
До 2025 года в рамках расширения пропускной способности БАМа планируется коренная реконструкция железнодорожной ветки Волочаевка-2 — Комсомольск-на-Амуре, предусматривающая укладку второго пути и электрификацию.
Регулярное движение пассажирских поездов осуществляется в сторону Хабаровска (фирменный поезд «Юность») и Тынду, а также поездом Владивосток — Советская Гавань. Как грузовые, так и пассажирские поезда обслуживаются тепловозами типа 2ТЭ10МК, 3ТЭ10МК.
Самый первый вокзал был одноэтажным, деревянным, был построен в 1936 году, к прибытию первого поезда. Первый поезд прибыл на станцию Комсомольск 29 марта 1936 года. В составе этого поезда было 28 вагонов, он назывался «рабочим-пассажирским-грузовым-почтово-багажным». Второе здание, тоже из дерева, но трёхэтажное, было построено по проекту и под руководством главного инженера строительства Дальлага А. А. Жукова (1894—1938). Новое современное двухэтажное здание было построено после Великой Отечественной войны, его проект разрабатывали ленинградские архитекторы в конце 1930-х годов. Оно было открыто 4 февраля 1961 году.