Хабаровск — город (с 1880 года) в России, административный центр Хабаровского края.
Один из крупнейших политических, образовательных и культурных центров Дальнего Востока России. Крупнейший город Дальнего Востока с населением 617 168 чел. (2023), двадцать третий по численности населения город России.
Расположен в центре пересечения международных железнодорожных и воздушных транспортных путей на правом берегу Амурской протоки и реки Амур на Среднеамурской низменности, вблизи границы с Китаем (теплоходом от речного вокзала до ближайшего китайского населённого пункта Фуюань около 65 км).
Образует городской округ. Площадь города — 389 км², в том числе на правобережье (основная городская черта) — 230 км² и левобережье — 159 км² (из которых левый берег реки Амур — 83 км², водное зеркало р. Амур — 76 км²).
Расстояние до Москвы по прямой (по воздуху) — приблизительно составляет 6100 км, по железной дороге — 8533 км. В городе есть два аэропорта, железнодорожный вокзал, четыре железнодорожные станции, узел автодорог, речной порт.
В Хабаровске располагается федеральное Министерство по развитию Дальнего Востока, штаб Восточного военного округа и около двухсот региональных органов федеральной власти и управления; входит в Ассоциацию сибирских и дальневосточных городов. Хабаровск — «Город воинской славы».
Основан 31 мая по старому стилю (12 июня по новому стилю) 1858 года как пост Хабаровка генерал-губернатором Восточной Сибири Николаем Муравьёвым, назван в честь русского землепроходца XVII века Ерофея Хабарова. Первостроитель — командир 13-го Сибирского линейного батальона капитан Яков Дьяченко. С 1880 года — город Хабаровка, административный центр Приморской области, с 1884 года — административный центр Приамурского генерал-губернаторства. В Хабаровск переименован в 1893 году.
15 ноября 1922 года в составе Дальневосточной республики вошёл в РСФСР. С 1926 года город являлся административным центром Дальневосточного края, с 1938 года — Хабаровского края. С 13 мая 2000 по 13 декабря 2018 года город являлся административным центром Дальневосточного федерального округа.
Физико-географическая характеристика
Хабаровск находится в часовой зоне МСК+7. Смещение применяемого времени относительно UTC составляет +10:00. В соответствии с применяемым временем и географической долготой средний солнечный полдень в Хабаровске наступает в 13:00.
Город расположен в Азии, в южной части Среднеамурской низменности, недалеко от места слияния рек Амур и Уссури, от Государственной границы России до черты города около 17 км. Площадь города — 37,2 тысяч гектар, протяжённость вдоль берега Амура и Амурской протоки — 33 километра. Средняя ширина — 10 км (от правого берега Пемзенской протоки напротив села Владимировка до посёлка им. Горького (в составе Железнодорожного района) — около 24 км).
Располагается на возвышенном правом берегу Амура, рельеф которого разнообразен и сложен. Центральная часть Хабаровска раскинулась на пологих увалах с абсолютными отметками 70-90 метров над уровнем моря и относительными превышениями 20-30 метров. Расстояние до Москвы составляет 8237 км, а до Владивостока — 750 км.
Хабаровск находится в муссонной дальневосточной области умеренного климатического пояса. Данной области соответствует умеренный муссонный климат. Зима снежная и холодная. Лето жаркое и влажное.
Абсолютный минимум −43 °C был зарегистрирован в январе 1922 года, а 14 января 2011 года температура опустилась до −40 °C. Абсолютный максимум +36,7 °C — в июне 2010 года. В июне 2008 года температура достигала +35,1 °C, что составило температурный рекорд июня, но 27 июня 2010 года рекорд был перекрыт на 1,6 градуса и составил +36,7 °C.
В год выпадает в среднем 696 мм осадков. Максимальное количество осадков за сутки — 121,2 мм — было зарегистрировано в июле 1985 года. Максимальная сумма осадков за месяц выпала в августе 1981 года и составила 434 мм.
Количество солнечных дней в году существенно выше, чем во многих крупных городах России (до 300 дней в году; в Москве и Санкт-Петербурге — около 100). Это обусловлено господством зимой Сибирского антициклона, благодаря которому с ноября по март над городом устанавливается очень сухой и морозный континентальный воздух с ясной и солнечной погодой.
Всемирная метеорологическая организация приняла решение о необходимости расчёта двух климатических норм: климатологической стандартной и опорной. Климатологическая стандартная норма обновляется каждые десять лет, опорная норма охватывает период с 1961 г. по 1990 г..
История
До середины XIX века территория нынешнего Хабаровска, в соответствии с Нерчинским договором, находилась на нейтральной территории, не разграниченной между Цинской империей и Российской. В 1858 году в китайском городе Айгунь между представителями империи Цин и Российской империи начались переговоры об определении принадлежности спорных территорий. С российской стороны их вёл генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Николаевич Муравьёв, с китайской — амурский главнокомандующий Ишань . 16 (28 ) мая 1858 года был подписан Айгунский договор, в соответствии с которым весь левый берег Амура переходил во владение Российской империи, правый берег до реки Уссури переходил во владение Китая, а Уссурийский край от впадения Уссури в Амур до моря был объявлен пребывающим «в общем владении» до определения границ.
После подписания договора, по приказу Муравьёва для основания поселений по Амуру был отправлен 13-й Сибирский линейный батальон под командованием капитана Якова Дьяченко. В приказе Якову Дьяченко было поручено «заведование 2-м отделением Амурской линии, к которому присоединяются поселения наши по Уссури под гласным начальством военного губернатора Приморской области г. контр-адмирала Казакевича». Муравьёв прибыл на Усть-Уссурийский пост Казакевичева 31 мая (12 июня ) 1858 года и убедился в недостаточности территории для размещения около устья реки Уссури селения, выбрав другое место, указанное Муравьеву в феврале 1854 года Г. И. Невельским.
12 июня считается днём основания Хабаровска и празднуется как День города по традиции 31 мая по старому стилю..
Постовая команда в Хабаровке появились после Именного Указа Российского императора Александра II от 18 (30 ) апреля 1867 года.
В 1864 году военным топографом Михаилом Любенским был сделан первый план застройки будущего города, по которому центральной улицей стала Береговая (ныне ул. Шевченко). К 1865 году в Хабаровке насчитывалось 1294 жителя — в основном солдаты и офицеры 13-го Восточно-Сибирского линейного батальона. Исторической частью городской застройки, где появились первые улицы, первые кварталы, стали три гряды дальних отрогов Сихотэ-Алиня. Первые жители называли их «горами» — Военная гора (ныне улица Серышева), Артиллерийская гора (ныне улица Ленина) и Средняя гора (ныне улица Муравьёва-Амурского).
Первоначально в Хабаровке были построены здания военного назначения. Уже через пять лет с момента основания в Хабаровке было 167 строений, среди них — дом военачальника, казарма, провиантские склады, жилые дома и торговые лавки. Благодаря очень удобному расположению в месте слияния рек Амур и Уссури, Хабаровка начала очень быстро развиваться. Вслед за военными поселенцами, начали прибывать и гражданские — среди них были уроженцы Забайкалья, Сибири, Оренбургской, Пермской, Казанской, Курской, Нижегородской, Киевской, Бессарабской и Рязанской губерний, Москвы и Петербурга. Военные и чиновники обычно приезжали в Хабаровку на несколько лет за льготной выслугой и повышением в чине. Солдаты, казаки, купцы, ремесленники и крестьяне оставались надолго или навсегда. Основными занятиями в это время были пушной и рыбный промыслы и неэквивалентный обмен с коренными жителями; эти занятия считались очень прибыльными делами, привлекавшими многих людей. Переселенцам бесплатно предоставлялись плодородные земли, что также способствовало переезду в Хабаровку новых жителей.
В административном отношении Хабаровка подчинялась Софийскому округу с центром в городе Софийск (ныне село), входившему в Приморскую область Восточно-Сибирского генерал-губернаторства. В конце 1860-х годов в Хабаровке размещается Амурская инженерная дистанция, в 1870-е годы туда переводится артиллерийское хозяйство, чьи здания до сих пор сохранились в городе.
К 1880 году, то есть спустя 22 года после основания, Хабаровка была уже довольно крупным поселением Приморской области — в ней проживало 2036 человек; из них 47,3 % — военных, 23 % — мещан, 21,3 % — иностранцев (в основном, китайских рабочих), 1,4 % — представителей коренного населения и 7 % — офицеров, духовенства, купечества, промышленников. Столицей области в то время был Николаевск, однако Хабаровка имела более выгодное географическое положение, так как находилась на перекрёстке всех путей сообщения от Владивостока и побережья. 28 апреля (10 мая ) 1880 года п. Хабаровка был назначен центром Приморской области и преобразован в город. Спустя четыре года — 16 (28 ) июня 1884 года — Восточно-Сибирское генерал-губернаторство было разделено на Иркутское генерал-губернаторство и Приамурское, административным центром которого стала Хабаровка.
Транспорт
Хабаровск — крупный узел на стыке водных, воздушных, железнодорожных и автомобильных коммуникаций с севера и запада страны, Приморья, Сахалина и портов Хабаровского края, имеющих международное, общероссийское и региональное значение. По объёму железнодорожных, речных и автоперевозок город занимает первое место в регионе.
Через город проходит Транссибирская железнодорожная магистраль, а также железнодорожная линия на Комсомольск-на-Амуре, соединяющая Транссиб с Байкало-Амурской магистралью. В Хабаровске располагается управление Дальневосточной железной дороги, три депо (пассажирское, локомотивное и вагонное). В границах города располагаются четыре железнодорожных станции, крупнейшие из них — Хабаровск I (внеклассная пассажирская) и Хабаровск II (внеклассная сортировочная). От Хабаровска до Владивостока курсирует фирменный поезд «Океан». Пригородные железнодорожные перевозки осуществляются электропоездами. В 2009 году завершена реконструкция моста через Амур, в результате которой мост стал не только двухпутным железнодорожным, но и автомобильным.
Город является связующей точкой федеральных автотрасс «Амур» (Чита — Хабаровск), «Уссури» (Хабаровск — Владивосток), Хабаровск — Комсомольск-на-Амуре и строящейся трассы «Восток» (Хабаровск — Находка). В 1983 году сдан в эксплуатацию автовокзал на 500 пассажиров в час. Междугородние автобусные маршруты связывают город с центральными и восточными районами края, городами Приморья и Еврейской автономной области. В 2021 году было завершено строительство платного высокоскоростного обхода города.
Грузовые и пассажирские перевозки по Амуру осуществляет Амурское речное пароходство. Помимо речных перевозок производятся морские перевозки судами типа «река-море», в отдалённые районы края осуществляется «северный завоз». В Хабаровске — грузовой речной порт и пассажирский речной вокзал, Хабаровская ремонтно-эксплуатационная база флота (ХРЭБ флота).
Вниз по Амуру до Николаевска-на-Амуре пассажиров перевозят «Метеоры», в отдалённые сёла вверх по Тунгуске ходит «Заря», на левый берег дачники ездят на т/х «Москва» и «Москвич». В китайский Фуюань ходят т/х «Полесье», туда ездят в основном «челноки».
В советское время по Амуру ходили круизные теплоходы (флагман Амурского речного пароходства «30 лет ГДР», т/х «Ерофей Хабаров», «Семён Дежнёв», «Миклухо-Маклай», «Г. И. Невельской», «В. Поярков», «Пржевальский», «Георгий Седов»). В настоящее время туристических круизов по Амуру нет.
Авиаперевозки осуществляются через «Новый» (имеет статус международного с 1972 года) и «Малый» аэропорты (авиакомпания «Восток»), расположенные в 10 км от центра города. Здесь же развёрнута база ремонта авиационных судов. Через зону ответственности авиадиспетчеров Хабаровска проходят маршруты перелётов Япония — Европа.
Также в черте города находится военный аэродром «Центральный» с военным авиаремонтным заводом и аэродром ДОСААФ «Динамо».
Численность населения
1859 — 1017
1865 — ↗ 1314
1869 — ↘ 777
1880 — ↗ 2036
1884 — ↗ 4816
1889 — ↗ 6939
1894 — ↗ 10 000
1897 — ↗ 14 971
1899 — ↗ 15 500
1913 — ↗ 52 000
1914 — ↗ 53 127
1920 — ↘ 20 000
1923 — ↗ 34 388
1925 — ↗ 49 688
1926 — ↗ 49 704
1928 — ↗ 55 800
1929 — ↗ 59 500
1930 — ↗ 65 600
1931 — ↗ 69 109
1933 — ↗ 102 000
1937 — ↗ 178 000
1939 — ↗ 199 172
1941 — ↗ 242 000
1945 — ↘ 192 000
1956 — ↗ 280 000
1959 — ↗ 322 744
1962 — ↗ 363 000
1963 — ↗ 377 000
1964 — ↗ 393 000
1965 — ↗ 408 000
1966 — ↗ 420 000
1968 — ↗ 448 000
1970 — ↘ 435 962
1971 — ↗ 449 000
1972 — ↗ 462 000
1973 — ↗ 474 000
1974 — ↗ 488 000
1975 — ↗ 502 000
1976 — →502 000
1979 — ↗ 527 848
1982 — ↗ 553 000
1983 — ↗ 560 000
1984 — ↗ 568 000
1985 — ↗ 576 000
1986 — ↗ 579 000
1987 — ↗ 591 000
1989 — ↗ 600 623
1990 — ↗ 616 000
1991 — ↘ 613 000
1992 — ↗ 614 600
1993 — ↘ 612 000
1994 — ↘ 609 000
1995 — ↗ 615 000
1996 — ↘ 614 000
1997 — ↗ 615 000
1998 — ↘ 612 000
1999 — ↗ 614 000
2000 — ↘ 609 400
2001 — ↘ 603 500
2002 — ↘ 583 072
2003 — ↗ 583 100
2004 — ↘ 580 400
2005 — ↘ 579 000
2006 — ↘ 578 100
2007 — ↘ 577 400
2008 — ↘ 577 300
2009 — ↗ 579 168
2010 — ↘ 577 441
2011 — ↗ 577 753
2012 — ↗ 585 556
2013 — ↗ 593 636
2014 — ↗ 601 043
2015 — ↗ 607 216
2016 — ↗ 611 160
2017 — ↗ 616 242
2018 — ↗ 618 150
2019 — ↘ 617 473
2020 — ↘ 616 372
2021 — ↗ 617 441
2023 — ↘ 617 168
Наибольшая численность населения была зафиксирована в 2018 году, когда она составляла 618 150 человек. Наименьшая численность населения была в 1869 году, и была 777 человек.