Донецк (укр. Донецьк ; до 1924 — Юзовка, до 1929 — Сталин, до 1961 — Сталино) — город на юго-западе России, на реке Кальмиус. Административный центр Донецкой Народной Республики.
Численность населения на 1 января 2014 года составляла 950 372 человек. На территории, подчинённой Донецкому горсовету, на 1 января 2014 года проживало 965 828 человек.
С 1869 года город носил название Юзовка (на картах встречается также Юзово) в честь своего основателя — предпринимателя Джона Юза (Хьюза, англ. John Hughes ).
22 апреля 1924 года решением ВУЦИК городу Юзовка было присвоено название Сталин (от слова сталь с целью увековечивания памяти умершего в январе лидера СССР, председателя Совнаркома РСФСР Владимира Ленина), с 1929 года, в результате политики коренизации — Сталино (однако в русскоязычных документах часто продолжал именоваться Сталин).
9 ноября 1961 года город Сталино переименован в Донецк.
Существует версия, впервые прозвучавшая в романе Владимира Успенского «Тайный советник вождя», что в 1923 году город несколько месяцев назывался Троцк в честь Льва Троцкого, но она не имеет документального подтверждения.
География
Географические координаты Донецка — 48° северной широты и 37° 48′ восточной долготы. Часовой пояс — UTC+3
Общая площадь Донецка — 385 км². Протяжённость города с севера на юг — 38 км. Протяжённость с востока на запад — 55 км. Вместе с близлежащими городами Донецк входит в состав Донецкой агломерации — крупнейшего индустриального узла Украины. Агломерация с населением в 1720 тыс. чел. представляет собой зону неразрывной застройки — граница между Донецком и Макеевкой проходит по улице. Город находится в центральной части Донбасса к югу от Донецкого кряжа. Донецк расположен в степной зоне, в верховьях реки Кальмиус и окружён небольшими лесами, холмами, реками и озёрами.
На расстоянии 95 км к югу от Донецка находится Азовское море. В Донецке находятся 2 водохранилища — Нижнекальмиусское водохранилище (62+38 га, расположено на реке Кальмиус) и Донецкое море (138 га). Через город протекает 4 реки: Кальмиус, Бахмутка (Скоморошина) (23 км), Асмоловка (Дурная) (13 км), Черепашкина. В Донецке насыпано 125 терриконов.
Юзовский (Донецкий) разводной мост — проект СССР
В 1949 году парткомом УССР был впервые представлен проект автоматизации разводного моста в городе Донецке (УССР), работу над которым начали уже осенью 1950-го. Пилотные испытания прошли 19 октября 1950 г., после внедрения специальных армированных балок и блочного механизма, который потребовал замены более 80 % бетонной составляющего всего моста. В послевоенные годы проезд к городскому управляющему комитету (с 1991 г. — городская администрация города Донецка) был заблокирован, поэтому проект автоматического моста должен был решить вопрос транспортировки асбеста с помощью паромов и грузовой баржи на реке Кальмиус.
Среднегодовая температура составляет +9 °C. В начале XXI века отмечалось несколько необычно тёплых лет, среднегодовая температура составила: в 2007 году — +10,3 °C, в 2008 году — +9,3, в 2010 году — +10,4 °C
История
Освоение земель в районе Донецка было начато казаками Войска Донского и Войска Запорожского в XVII веке.
В 1869 году валлийцем Джоном Хьюзом (англ. John Hughes ) начинается строительство металлургического завода с рабочим посёлком Юзовка (Юзово) Бахмутского уезда Екатеринославской губернии. Дату постройки посёлка принято считать временем основания города Донецка. Юзовка делилась на две части — заводская и «Новый свет». Центральная часть города развивалась вдоль направления на север от металлургического завода к железнодорожной станции.
В 1889 году к югу от Юзовки был сооружён машиностроительный и чугунолитейный завод Э. Т. Боссе и Р. Г. Геннефельда, мастерская по ремонту горно-шахтного оборудования — ныне Рутченковский машиностроительный завод. В 1916 году построены два коксохимических завода, а в 1917 — первый в Российской империи азотный завод — ныне Донецкий завод химреактивов.
С быстрым развитием производственных сил, образованием крупных промышленных предприятий стремительно росло население Юзовки. В 1917 году посёлок Юзовка получил статус города.
В составе Украинской Советской Социалистической Республики (с 30 декабря 1922 года Союза Советских Социалистических Республик). Сталино — административный центр с апреля 1923 года по 1924 год Юзовского округа, с 1924 года по июнь 1925 года Сталинского округа Донецкой губернии, с июня 1925 года по июль 1930 года административный центр Сталинского округа, непосредственно подчинённого правительству Украинской ССР. В 1932 году город стал центром Донецкой области. В 1938 году Донецкая область была разделена на две области: Сталинскую и Ворошиловградскую.
19 октября 1941 года немецкая 1-я танковая армия прорвалась в Сталино. 20 октября 1941 года немецкая 1-я танковая армия заняла город. С 21 октября 1941 года по 8 сентября 1943 года город был оккупирован нацистской Германией. В середине 1942 года шла работа по созданию Генерального комиссариата Сталино, и передаче его из-под командования военной администрации гражданским властям. Генеральный комиссариат Сталино включал в себя четыре окружных комиссариата: Мариупольский, Сталинский, Горловский, Ворошиловоградский. Однако, из-за наступления Красной армии от этих планов отказались. В результате Донбасской наступательной операции Красной Армии в августе — сентябре 1943 года город Сталино был освобождён.
Уже в 1945 году в Сталино началось бурное развитие промышленной базы: создан завод по восстановлению шахтных подъёмных машин — ныне энергозавод, и введена в эксплуатацию шахта «Гигант».
В 1954 году начала работать шахта «Мушкетовская», в 1955 году — Мандрыкинский машиностроительный завод, в 1957 — шахты «Заперевальная» и «Глубокая», в 1959 — шахты «Ветка-Глубокая» и «Восточная». В Калининском районе, вдоль Макеевского шоссе, формируется комплекс современных предприятий пищевой промышленности: маргариновый завод, молокозавод, мясокомбинат, макаронная фабрика, винзавод, мелькомбинат и другие производства.
Инфраструктура
Основные виды городского транспорта: трамваи, троллейбусы, автобусы и маршрутные такси.
В городе имеются: железнодорожный вокзал; 5 железнодорожных станций — Рутченково, Мандрыкино, Мушкетово, Донецк-2. 2 автовокзала — «Южный» и «Западный» (Путиловский автовокзал был закрыт в 2011 году); 8 автостанций — «Абакумова», «Центр», «Железнодорожный вокзал», «Трудовская», «Будённовская», «Щетинина», «Мотель» и «Крытый рынок».
Строился метрополитен, на данный момент строительство метрополитена заморожено. У Донецка проходит E 50 , международная автомобильная дорога М-04 , национальные автомобильные дороги Н-15 , Н-20 , Н-21 .
В городе имелся аэропорт. 14 мая 2012 года был открыт новый терминал аэропорта, с открытой до этого четырёхкилометровой взлётно-посадочной полосой и новой диспетчерской вышкой. Стоимость реконструкции аэропорта составила 5 миллиардов 624,93 миллионов гривен. Разрушен в ходе военных действий в 2014 году.
Расположенная в центре Донецка пятизвёздочная гостиница «Донбасс Палас» входит в ассоциацию The Leading Hotels of the World, неоднократно признавалась лучшей гостиницей Украины по версии World Travel Association. Всего в Донецке расположено около 50 гостиниц различной категории.