Расстояние до Москвы (по прямой) составляет 990 км.
Расстояние до центра Архангельск (по прямой) составляет 220 км.
Ваймуша — деревня в Пинежском районе Архангельской области. С 2006 года входит в состав Карпогорского сельского поселения.
В настоящее время деревня состоит из шести «околов»: Осюкова, Нижнего конца, Ростова, Пестова, Верхнего конца, Залесья.
Физико-географическая характеристика
Ваймуша расположена в 7 километрах на юго-восток от села Карпогоры на правом берегу реки Пинега, ниже места впадения в неё реки Варда. Напротив Ваймуши, на левом берегу р. Пинеги, располагаются деревни сельского поселения Кеврола.
Рельеф местности разнообразен — сама деревня располагается на крутом угоре, имеются холмы, низменности. Вдоль реки Пинеги между деревней и рекой по всей протяженности села тянутся луга.
Ваймуша расположена в умеренной климатической зоне. Особенности климата определяются тремя факторами: малым количеством солнечной радиации зимой, воздействием северных морей и интенсивным западным переносом воздушных масс. Всё это обуславливает короткое, прохладное лето и длинную (5-6 месяцев), холодную зиму с устойчивым снежным покровом. Средняя температура зимой −11 ÷ −32ºС(в самый холодный месяц — январь — может достигать −45ºС). Характерны частые метели. Зимой преобладают ветры южного и юго-западного направлений, средняя скорость которых 3-7 м/с. Осадков зимой выпадает от 110 до 200 мм. Начало весны, характеризуемая переходом температур воздуха через ноль градусов, приходится на первую декаду апреля. При прорывах масс холодного воздуха с севера возможны температуры −13 ÷ −16ºС. Лето продолжается 3-4 месяца. Средняя температура не превышает + 16 — 17ºС. Ветры преимущественно северного и северо-восточного направлений, их скорость около 3 м/с. Осадков за летние месяцы выпадает 400—500 мм. Осень наступает в первой декаде сентября. К концу сентября суточные температуры становятся ниже 5ºС, уже возможны заморозки. В октябре при прорыве арктического воздуха возможны морозы −10 ÷ −15ºС.
История
До прихода на Пинегу славян этот район был заселён финно-угорскими племенами. От этих племён, названных Новгородцами «чудью», сохранились названия рек, озёр, деревень, урочищ.
Новгородская колонизация долины реки Пинеги началась с XII века. Сохранилась Уставная грамота новгородского князя Святослава от 1137 года, в которой названы поселения, обязанные платить «десятину» Великому Новгороду, где впервые упомянуты Кегрола, Вихтуй и Пенезе. На протяжении XV—XVI вв. шло интенсивное заселение русскими бассейна реки Пинеги. В грамотах Великого Новгорода того времени отмечены уже многие поселения по реке Пинеге: Чакола, Кегрола, Сура поганая, Пильи Горы, Шардонема, Веркола и др. Ваймуша входила в Кеврольский стан Двинского уезда, а по мнению некоторых учёных (в частности Булатова В. Н., Овсянникова О. В.) именно на Ваймушском городище находился административный центр — город Кегроль. Поэтому с этого времени можно вести отсчёт истории Ваймуши, хотя самое раннее сохранившееся письменное упоминание — писцовая книга — датируется только 1623 годом. Более ранних переписей пинежского населения не сохранилось, хотя указание на существование подобных переписей имеется: в писцовой книге 1623 года есть отсылка к «Приправочной (сотной) книге князя Бориса Мезецкого да подьячего Рахманина Воронова ЧИ (=1590) году».
Население деревни, по данным Всероссийской переписи населения 2010 года, составляет 723 человека.
В декабре 2002 года в Ваймуше организовано территориальное общественное самоуправление. ТОС «Ваймушский сельком» — один из первых в Архангельской области
Есть сообщение по железной дороге через районный центр, село Карпогоры. Автобусное сообщение от Карпогор до Ваймуши несколько раз в день. В деревне действует молодёжный клуб, работает средняя школа, действует сотовая связь операторов «МегаФон» и «МТС».
Пинежский народный костюм давно представляет интерес для исследователей разного профиля — этнографов, фольклористов, искусствоведов, а также для модельеров и дизайнеров, потому что исторически сложилось так, что только на обширных территориях Русского Севера сохранился и бытовал костюм допетровской эпохи. Влияние петровских реформ в XVIII — начале XIX века на Пинежье проникало медленно, поэтому и традиционный уклад существовал здесь ещё долго, вплоть до начала XX века. Так дошедшие до нас свадебные головные уборы из Ваймуши — коруны и венцы — образца конца XVII — начала XIX века возникли в результате синтеза народных и великокняжеских головных уборов ещё в домонгольское время.
В конце XVIII — начале XIX века на Пинеге складываются книжные собрания старообрядческих наставников и наиболее крепких экономически пинежан-старообрядцев. Одна из наиболее значительных старообрядческих библиотек — крестьян Рудаковых из д. Ваймуша (собрания кон. XVIII — нач. XX в.).
Песенная традиция Пинежья, органично входящая в систему крестьянской музыкальной культуры Русского Севера в одном ряду с песенными традициями Мезени, Печоры и Поморья, издавна привлекала внимание фольклористов. Первые записи пинежского музыкального фольклора были выполнены видным филологом-фольклористом А. Д. Григорьевым в 1899—1901 гг. Начало систематической работе по исследованию пинежской песенной традиции было положено экспедициями 1915—1927 годов известной собирательницы и исполнительницы произведений русского народного творчества О. Э. Озаровской, а также экспедициями Государственного института истории искусств 1927 и 1930 годов. Часть материалов экспедиций ГИИИ была опубликована в академическом издании «Песни Пинежья».
Численность населения
2002 — 776
2010 — ↘ 723
2012 — ↗ 749
Наибольшая численность населения была зафиксирована в 2002 году, когда она составляла 776 человек. Наименьшаая численность населения была в 2010 году, и была 723 человек.