Воткинск (удм. Вотка Кар ) — город в России, крупный промышленный центр Удмуртской Республики, административный центр Воткинского района, в состав которого не входит. Образует городской округ город Воткинск.
До 1936 года входил в Кировский край, с 1936 года по 1937 год — в Кировскую область. 26 сентября 2019 года получил официальное название — муниципальный городской округ Удмуртской республики «город Воткинск».
Родина композитора Петра Ильича Чайковского.
Возник в 1759 году как посёлок при Воткинском железоделательном заводе. Город получил своё название по имени реки Вотка (правый приток Камы), которое в свою очередь происходит то устаревшего искажённого наименования удмуртов — вот, вотяки (ср. Вотская автономная область — название Удмуртии в 1920—1934 годах).
География
Расположен на востоке европейской части России, в Предуралье, на реке Вотка (бассейн Камы), в 52 км к северо-востоку от Ижевска. Вытянут вдоль берега Воткинского пруда — искусственной запруды на реке Вотка. В 40 км от Воткинска на Каме находится Воткинская ГЭС. Общая площадь территории Воткинска достигает 112 км².
Город Воткинск, как и вся Удмуртия, находится в часовом поясе, обозначаемом по международному стандарту как Samara Time Zone (SAMT). Смещение относительно UTC составляет +4:00. По территории Удмуртии проходит меридиан 52°30′ в. д., разделяющий 3-й и 4-й географические часовые пояса, поэтому в центре и на востоке (включая Воткинск и Ижевск) официальное время соответствует географическому поясному времени.
Климат умеренно континентальный. Достаточно продолжительная зима, температура в период которой может опускаться до −35 °С, сменяется коротким летом, в летний период столбик термометра может подниматься вплоть до 37 градусов (особенно в течение последних нескольких лет. Среднегодовые показатели: температура — +3,0 C°, скорость ветра — 3,6 м/с, влажность воздуха — 76 %.
История
Первое поселение на территории города, так называемое «Воткинское городище», датируется III—V веками и относится к мазунинской археологической культуре.
Воткинск основан графом Петром Ивановичем Шуваловым 3 (14 ) апреля 1757 года как посёлок при строительстве Воткинского железоделательного завода. Указ Сената о строительстве завода на Вотке был подписан 20 октября 1757 года. Административно посёлок входил в Хлыновский уезд Казанской губернии.
Место для строительства плотины было выбрано изыскателями под руководством А. С. Москвина ниже впадения в Вотку рек Шаркан и Берёзовка. Построенная в 1757 году плотина длиной в 382 сажени оказалась самой большой на Урале. Ниже плотины в 1757—59 годах строились основные агрегаты железоделательного завода. Параллельно строились жилые дома. На строительстве работали 106 мастеровых Гороблагодатских заводов и несколько тысяч приписных крестьян из близлежащих поселений. 21 сентября 1759 были запущены 2 молота и получено первое железо. Официальной датой пуска завода считается 1 ноября 1759 года. На заводе функционировали кричная фабрика, а также фабрики по производству листового и сортового железа. В 1760 году на заводе работали 260 человек, функционировали 14 молотов, было выковано 75,6 тысяч пудов железа.
Положение приписных крестьян на Камских заводах было тяжёлым, что привело к волнениям в 1750—60 годы. В 1763 году Камские заводы были переданы в казну горному ведомству Берг-коллегии.
В 1769 году была построена лудильная фабрика, выпускавшая лужёное железо для кровли Царскосельских дворцов. Объёмы производства металла составили (тысяч пудов): 1766 год — 129,4; 1767 год — 143; 1770 год — 115,2.
24 июня 1774 года посёлок и завод был захвачен войском Е. И. Пугачёва , двигавшегося из города Осы. В результате набега был частично разрушен завод и посёлок, сожжены Дмитровская церковь, дом управителя и контора. Часть рабочих примкнула к войску восставших, многие разбежались. Несколько человек, отказавшихся присягать Пугачёву, были повешены. В результате численность заводских мастеровых сократилась более чем в два раза. Далее Пугачёв с войском двинулся на Ижевский завод. Завод был восстановлен в 1775 году. Восстановленный завод производил железа (тысяч пудов): в 1776 году — 170,6; в 1777 году — 104; в 1779 году — 136.
По указу Екатерины II в 1779 году на заводе было освоено и осуществлялось в течение 140 лет производство якорей для кораблей военно-морского флота. Для обеспечения производства с помощью присланных из Адмиралтейства мастеров, была построена якорная фабрика с 8 горнами и 3 молотами. В 1782 году были выпущены первые якоря адмиралтейского типа, в 1783 году были поставлены Адмиралтейству якоря общим весом 1429 пудов, в 1784 — 3929; в 1785/1786 — 5677; в 1786/1788 — 8344. В дальнейшем завод выпускал ежегодно до 11—15 тысяч пудов якорей.
С 1759 года по 1796 год посёлок при Воткинском заводе относился к Вятской провинции Казанской губернии, с 1797 года по 1921 год входил в состав Сарапульского уезда Вятской губернии.
Транспорт
В городе находится одноимённая железнодорожная станция.
Общая протяжённость маршрутной сети города составляет 197,3 км при протяжённости магистральных улиц 71,6 км.
Ежедневно на городские маршруты выходит до 70 автобусов, из них 46 % (32 единицы) — социальные, обслуживающие 17 тыс. пассажиров-льготников. 36 % (25 единиц) составляет доля негосударственных перевозчиков, обеспечивающих 20 % от общего объёма перевозок. Общий объём перевозок достигает 70 000 пассажиров в день. В течение года пассажирским транспортом перевозится около 89 миллионов пассажиров.
Отмечается тенденция обновления и увеличения количества автотранспорта. Пассажирские перевозки приобрели устойчивую динамику. Наличие 3-х контрагентов (ВФ АО «ИПОПАТ», ООО ПАТП-1, ООО ПАТП-2) позволило существенно поднять уровень и культуру обслуживания, сократить интервал движения транспортных средств. Рыночные отношения способствовали открытию 7-и новых маршрутов (всего их 14), что соответствует более полному удовлетворению потребностей пассажиров и развитию транспортной сети города. В летний период автопредприятия обслуживают 12 садово-огородных маршрутов.
В безопасности пассажирских перевозок отдельное место занимают дислокация и состояние остановок. Более 50 % остановочных павильонов расположены в непосредственной близости к проезжей части и не имеют подъездных «карманов». Организованы новые остановки: Садовникова, Школа искусств, Садовая.
Установлены остановочные павильоны: Хлебозавод, Центр, Бизнес-центр «Север», Пески, Молодёжная, Район южный, РТО, Юбилейная, Маяковского, Чайковского, Магазин, 48, Чкалова, Светлая, совхоз Чайковский, ДК Юбилейный, Мира, Садовникова, Ст. Разина, Район Нефтяник, Энгельса, 8 Марта, Подлесная, Казанский вокзал, Строй Двор, Чайковского, Магазин № 33, Школа № 6, Сад № 12, Садовая.
Одной из основных задач по сохранению технического состояния подвижного состава, повышению качества услуг пассажирских перевозок является содержание, текущий и капитальный ремонт магистральных улиц. В 2006—2010 г.г. на эти цели использовано 11,3 млн руб. из средств городского бюджета. Из средств бюджета УР направлено и освоено 55,8 млн руб.
Стоимость проезда 30 рублей.
Численность населения
1897 — 21 000
1920 — ↗ 24 691
1931 — ↗ 28 200
1939 — ↗ 39 000
1959 — ↗ 59 666
1962 — ↗ 68 000
1967 — ↗ 72 000
1970 — ↗ 74 088
1973 — ↗ 79 000
1975 — ↗ 84 000
1976 — →84 000
1979 — ↗ 89 779
1982 — ↗ 95 000
1985 — ↗ 100 000
1986 — →100 000
1987 — ↗ 101 000
1989 — ↗ 103 509
1990 — ↗ 104 000
1991 — ↗ 105 000
1992 — →105 000
1993 — →105 000
1994 — ↘ 104 000
1995 — →104 000
1996 — ↘ 103 000
1997 — →103 000
1998 — →103 000
1999 — ↘ 102 000
2000 — ↘ 101 700
2001 — →101 700
2002 — ↘ 99 441
2003 — ↘ 99 400
2005 — ↘ 98 500
2006 — ↘ 98 000
2007 — ↘ 97 600
2008 — ↘ 97 300
2009 — ↘ 96 936
2010 — ↗ 99 022
2011 — ↘ 99 000
2012 — ↘ 98 628
2013 — ↘ 98 287
2014 — ↘ 98 045
2015 — ↗ 98 222
2016 — ↘ 98 134
2017 — ↘ 98 063
2018 — ↘ 97 550
2019 — ↘ 97 345
2020 — ↘ 97 244
2021 — ↗ 97 471
Наибольшая численность населения была зафиксирована в 1991 году, когда она составляла 105 000 человек. Наименьшая численность населения была в 1897 году, и была 21 000 человек.