Расстояние до Москвы (по прямой) составляет 1 361 км.
Расстояние до центра Екатеринбург (по прямой) составляет 254 км.
Кушва — город областного подчинения Свердловской области, Россия к северо-западу от Екатеринбурга и Нижнего Тагила. Административный центр Кушвинского городского округа. Важный промышленный центр области и крупный железнодорожный узел Урала.
Название происходит от реки Кушвы, на которой был основан посёлок. Гидроним происходит от куш (с коми-перм. — «голое, обнажённое место») и ва (с коми-перм. — «река»).
География
Кушва расположен на восточном склоне Уральских гор, у подножья горы Благодать, преииущественно с западной и юго-западной сторон от вершины, по берегам реки Кушвы и образованного на ней Кушвинского пруда. После выделения в 1938 году из состава Свердловской области новой Пермской области город располагается на западе Свердловской области. Всего в 25—30 километрах западнее Кушвы проходят граница с Пермским краем, а также граница между Европой и Азией. Кушва расположен северо-западнее Екатеринбурга и Нижнего Тагила — крупных городов Урала, в 198 и 50 километрах соответственно. В непосредственной близости к северо-востоку от Кушвы находятся небольшие города Верхняя Тура и Красноуральск, а к юго-востоку — большой посёлок Баранчинский.
По характеру рельефа территория Кушвы делится на две меридиональные зоны:
Климат территории континентальный. Сезоны года выражены отчётливо, погода неустойчивая. На формирование климата оказывает влияние Уральский хребет, который задерживает с запада тёплые влажные ветры, а с востока — холодные сухие.
Большая часть осадков приходится на тёплое время года, что благоприятно сказывается на развитии растительности. Зима длится 5-6 месяцев. Снежный покров устанавливается в конце октября-начале ноября. В феврале-марте он достигает максимальной мощности до 40 см. Снеготаяние заканчивается во второй половине апреля. Вечная мерзлота отсутствует. Средняя многолетняя величина испарения составляет 84 % от количества выпадающих осадков.
История
Месторождение горы Благодать было открыто местным крестьянином-охотником вогулом Степаном Чумпиным (по другим данным фамилия Степана была Анисимов, Григорьев или Чумкин) в мае 1735 года. За своё открытие Чумпин в 1736 году получил значительное по тем временам вознаграждение в размере 24 рублей 70 копеек. В 1826 году на вершине горы Благодать был установлен памятник Степану Чумпину, как первооткрывателю месторождения железной руды.
14 мая 1735 года Семён Ярцев (в других источниках — Ярцов), служивший шихтмейстером на Шайтанском заводе, подал заявку на месторождение железной руды в версте от реки Кушва. 13 июня 1735 года в Екатеринбурге была проведена опытная плавка 1 пуда кушвинской руды и получено 10 фунтов качественного железа.
В. Н. Татищев в ходе осмотра горы Благодать 8—9 сентября 1735 года обнаружил выходы на поверхность железной руды в виде торчащих столбов. По его оценкам, рудное тело простиралось в длину на 426 метров, в ширину на 128 метров. Раскопки в глубину не достигли низшей точки рудного тела. О результатах открытия Татищев сообщил в письме императрице Анне Иоановне 19 сентября 1735 года. Татищев оценил хорошие перспективы разработки нового месторождения и разработал план строительства около горы Благодать нескольких заводов. В сентябре 1735 года у подножья горы начались подготовительные работы для постройки Кушвинского завода, не дожидаясь одобрения властей. 17 декабря 1735 года было получено согласие императрицы за подписью кабинета министров назвать гору «Благодать». Весной 1736 года началось строительство плотины и доменных печей.
3 марта 1739 года российская императрица Анна Иоанновна передала гору Благодать и оба недостроенных Гороблагодатских завода во владение ставленнику Э. И. Бирона , барону К. фон Шёмбергу. Татищев был отстранён от управления горной промышленностью. За три года частного управления Шёмберг закончил постройку Кушвинского и Верхнетуринского заводов за счёт казённых ссуд, приписных крестьян и выписанных из Саксонии мастеров. В сентябре 1739 года на Кушвинском заводе была задута первая доменная печь. 6 сентября 1739 года считается датой пуска завода.
7 апреля 1742 года Елизаветой Петровной заводы были возвращены в казну, а с Шёмберга взысканы долги в размере 200 000 рублей. В 1743 году был заложен, а в 1747 году запущен третий Гороблагодатский завод — Баранчинский.
5 мая 1754 года Правительствующий Сенат передал Гороблагодатские заводы (Кушвинский, Верхнетуринский, Баранчинский и строящийся Нижнетуринский) и месторождение графу П. И. Шувалову. Приписные крестьяне не имели возможности для нормального заработка на заводах, что привело к волнениям в 1761 году, которые были подавлены силой. В декабре 1762 года приписные крестьяне Кушвинского завода бросили работу и разъехались по домам, за что были жестоко наказаны. В 1765 году долги перед крестьянами Гороблагодатских заводов составляли десятую часть стоимости предприятий.
В 1763 году Гороблагодатский горный округ окончательно перешёл в собственность казны. К 1797 году на Кушвинском заводе были построены 4 доменные печи. Для транспортировки готовой продукции был построен Гороблагодатский тракт длиной 74 километра, соединивший Кушвинский завод с построенной в 1775 году Ослянской Пристанью на реке Чусовой.
В ноябре 1800 года была упразднена Канцелярия Главного правления заводов и организовано три горных начальства, подчинявшихся Берг-коллегии: Пермское, Юговское и Гороблагодатское. 16 марта 1801 года Сенатом на Урале были учреждены Пермский, Гороблагодатский и Екатеринбургский горные округа. Первым Главным начальником Гороблагодатских, Пермских и Камских заводов был назначен Андрей Фёдорович Дерябин.
Инфраструктура
В городе имеются: центральная городская больница, 4 взрослых и детских поликлиник (ОВП), частный медицинский центр «Центр здоровья» и станция скорой помощи.
Транспорт
Кушва находится в точке разделения двух железнодорожных магистралей Екатеринбург — Приобье (Богословская железная дорога и Екатеринбург — Пермь (Горнозаводская железная дорога). В черте города Богословская железная дорога несколькими путями примыкает к Горноуральской. Железнодорожный узел состоит из трёх станций: пассажирских Гороблагодатской, где находится крупный вокзал, небольшой станции Благодати и грузо-пассажирской станции Кушва, где находятся небольшие одноэтажные вокзалы. В пределах станции также находится путевой пост Заводской (остановочный пункт 315 км), расположенный на подходе с Чусовского (Пермского) направления, где есть два пассажирских перрона на обоих направлениях. На всех этих станциях останавливаются электрички, со всех станций можно доехать до Екатеринбурга, Нижнего Тагила и остальных городов Свердловской области и Пермского края.
Помимо железнодорожного сообщения, в Кушве также работает автостанция, откуда можно доехать до Екатеринбурга, Нижнего Тагила и окрестных городов; до посёлков и сёл районного подчинения ходят пригородные автобусы. Внутригородской общественный транспорт представлен несколькими маршрутами автобусов малой вместимости и маршрутными такси, также работают несколько местных таксопарков.
Численность населения
1897 — 1300
1926 — ↗ 14 200
1931 — ↘ 13 200
1959 — ↗ 46 150
1967 — ↗ 47 000
1970 — ↘ 43 840
1979 — ↘ 43 259
1989 — ↘ 43 096
1992 — ↗ 43 200
1996 — ↘ 42 300
1998 — ↘ 41 800
2001 — ↘ 40 400
2002 — ↘ 35 555
2003 — ↗ 35 600
2005 — ↘ 34 300
2006 — ↘ 33 900
2007 — ↘ 33 600
2008 — ↘ 33 400
2009 — ↘ 33 215
2010 — ↘ 30 167
2011 — ↗ 30 200
2012 — ↘ 29 803
2013 — ↘ 29 541
2014 — ↘ 29 323
2015 — ↘ 29 131
2016 — ↘ 28 819
2017 — ↘ 28 409
2018 — ↘ 28 060
2019 — ↘ 27 624
2020 — ↘ 27 241
2021 — ↗ 27 306
Наибольшая численность населения была зафиксирована в 1967 году, когда она составляла 47 000 человек. Наименьшаая численность населения была в 1931 году, и была 13 200 человек.