Расстояние до Москвы (по прямой) составляет 1 467 км.
Расстояние до центра Екатеринбург (по прямой) составляет 144 км.
Расстояние до районного центра асбест (по прямой) составляет 1 км.
Асбест — город областного подчинения в Свердловской области России, административный центр Асбестовского городского округа.
География
Асбест расположен на восточной окраине Среднего Урала, на реке Большой Рефт, в 86 километрах к северо-востоку от Екатеринбурга.
Климат умеренно континентальный. Среднегодовая норма осадков — 503 мм. Меньше всего осадков выпадает в марте, в среднем 15 мм. Большая часть осадков выпадает в июле, в среднем около 90 мм. Самый холодный месяц январь со средней температурой −12,5 ° C, а самый тёплый — июль, со средней температурой 19,2 ° C.
История
В 1885 году член Уральского общества любителей естествознания Алексей Ладыженский открыл в районе Щучьего озера месторождение асбеста. Месторождение было названо Баженовским по названию ближайшей железнодорожной станции Баженово. Потребность промышленности в асбесте обусловила необходимость разработки месторождения. Поэтому к 1889 году открыли несколько приисков и был основан посёлок Куделька. Работы велись открытым способом. Преобладал преимущественно ручной труд. Добыче руды мешали грунтовые воды, поэтому для их откачивания в 1896 году на прииске «Поклевский» появилась первая паровая машина для водоотлива.
В 1897 году в Кудельке была открыта первая в России асбестовая фабрика. Под этим названием Октябрьская фабрика работала до 1956 года.
Среди рабочих преобладали так называемые зимогоры — крестьяне из окрестных деревень, устраивающиеся на работу в зимнее время. Как правило, они жили либо в казармах, либо во временных избах. После эпидемии брюшного тифа в 1898 году на Вознесенском прииске была открыта первая больница на 10 коек.
В 1901 году в карьерах начали применять взрывные работы.
В 1904 году в карьеры были проложены рельсовые пути для вывоза руды с помощью вагонеток «Коппель» на конной тяге, а в 1910 году появились первые паровозы.
В 1905 году в Кудельке была открыта первая школа. Одной из первых учительниц была Фаина Аввакумова — мать художника Николая Аввакумова.
Одной из проблем Кудельки была фактическая изолированность от дорог. До станции Баженово время в пути составляло целый день. В 1906 году до Кудельки была проведена грунтовая дорога.
В 1910 году на Вознесенском прииске были построены Механические мастерские для ремонта оборудования.
Транспорт
Город соединён железнодорожной веткой с Транссибирской магистралью. Длина пути — 36 километров. Ветка электрифицирована. Рядом с городом расположены железнодорожные станции СвЖД Асбест и Изумруд. Станция Асбест ныне является конечной для пассажирского движения и связывает железнодорожную сеть общего пользования с ведомственной электрифицированной железнодорожной сетью ОАО «Ураласбест», которая также электрифицирована и по которой осуществляются грузоперевозки породы из асбестового карьера промышленными тяговыми агрегатами. Ранее железная дорога имела продолжение до посёлка Рефтинский и связывалась с другой железнодорожной веткой. От станции Асбест в южном направлении осуществляется пассажирское сообщение электропоездами до Екатеринбурга и других городов Свердловской области. Обратные электропоезда из Екатеринбурга идут только до станции Изумруд, и до станции Асбест не доходят. В виду удалённости обеих станций от жилых кварталов города до ближайшей к городу станции Изумруд ходит автобус № 5, подвязанный к утренней и вечерней электричке. До станции Асбест и расположенного рядом с ней посёлка «101 квартал», из города ходит автобус № 2а.
В северном направлении от станции Асбест имеются также грузовые станции Восточная и Северная.
Также в городе есть Асбестовское пассажирское автотранспортное предприятие (АПАТП). Оно осуществляет внутригородское, пригородное и междугороднее сообщение. Отправление практически всех маршрутов осуществляется с автовокзала.
На линиях работают автобусы ЛиАЗ-5256, Киа Гранбирд, Хёндэ Юниверс. Ранее в эксплуатации находились автобусы ЛиАЗ-677 (до 2011—2012 гг.), ЛАЗ-695Н (до 2013 г.), Икарус-280 (с 2010 года эксплуатировались только в летнее время, последние списаны в 2014 году), Икарус-250 (до 2014 г.), Икарус-256 (до 2014 г.), Икарус-260 (до 2014 г.).
Большинство автобусов АПАТП находится в плохом техническом состоянии. Закупки новых автобусов осуществляются в недостаточном объёме. Это привело к прекращению движения по маршрутам № 2 и № 4. Также существенно сокращено количество рейсов на действующих маршрутах. Автобусный парк стремительно сокращается из-за физического старения и износа автобусов.
Кроме АПАТП пригородные маршруты обслуживает фирма «Фаэтон». Осуществляются рейсы
С 2011 года эти рейсы отправляются с асбестовского автовокзала. Кроме них есть рейс от станции Изумруд.
Также в городе развивается сеть маршрутных такси. Есть маршруты, дублирующие автобусные, такие как 1к и 2а, 102а и 102б. Кроме того, есть кольцевой маршрут, восстановлены и осуществляются маршруты № 3 и № 9. С 2011 года все маршрутные такси отправляются от асбестовского автовокзала.
Численность населения
1926 — 7600
1931 — ↗ 29 700
1939 — ↗ 30 000
1959 — ↗ 60 053
1962 — ↗ 65 000
1967 — ↗ 74 000
1970 — ↗ 75 508
1973 — ↗ 79 000
1976 — ↘ 78 000
1979 — ↗ 78 673
1982 — ↗ 80 000
1986 — ↗ 83 000
1987 — ↗ 83 000
1989 — ↗ 84 470
1992 — ↗ 85 100
1996 — ↘ 83 200
1998 — ↘ 82 200
2000 — ↘ 81 200
2001 — ↘ 80 600
2002 — ↘ 76 328
2003 — ↘ 76 300
2005 — ↘ 73 800
2006 — ↘ 72 800
2007 — ↘ 71 900
2008 — ↘ 71 300
2009 — ↘ 70 813
2010 — ↘ 68 893
2011 — ↗ 68 900
2012 — ↘ 68 104
2013 — ↘ 67 414
2014 — ↘ 66 855
2015 — ↘ 66 108
2016 — ↘ 65 305
2017 — ↘ 64 666
2018 — ↘ 64 091
2019 — ↘ 63 325
2020 — ↘ 62 908
2021 — ↘ 57 317
Наибольшая численность населения была зафиксирована в 1987 году, когда она составляла ↗ 83 000 человек. Наименьшаая численность населения была в 1931 году, и была 29 700 человек.