Расстояние до Москвы (по прямой) составляет 365 км.
Расстояние до центра Смоленск (по прямой) составляет 56 км.
Расстояние до районного центра город Рославль (по прямой) составляет 1 км.
Рославль — город в Смоленской области Российской Федерации. Административный центр Рославльского района. Образует Рославльское городское поселение.
Физико-географическое положение
Город расположен в 113 километрах юго-восточнее Смоленска и занимает холмистую территорию на левом берегу реки Остёр при впадении в неё речки Становки и ручья Глазомойки.
Рославль представляет собой крупный узловой железнодорожный узел на пересечении линий: Смоленск — Брянск и Могилёв — Сухиничи.
Через этот город проходят автомобильные магистрали и автодороги регионального и федерального значения:
Рославль, как и Смоленская область, находится в часовой зоне МСК (московское время). Смещение применяемого времени относительно UTC составляет +3:00. С 27 марта 2011 года по 25 октября 2014 года, Рославль вместе со всей Россией переходил на постоянное измерение времени по международному стандарту, было закреплено постоянное использование летнего времени. с 26 октября 2014 года постоянно действует зимнее время.
По данным Всероссийской переписи населения 2020 года, на 1 октября 2021 года по численности населения город находился на 340-м месте из 1119 городов Российской Федерации.
Климат
Климат умеренно континентальный, зима снежная и умеренно холодная, лето тёплое и дождливое.
Территориальными единицами Рославля являются районы, имеющие наименования и границы, закреплённые правовыми актами города:
История
Первое письменное упоминание о городе Ростиславле содержится в своде смоленских епископских грамот и относится к 1211—1218 годам. Историки предполагают, что он был заложен князем Ростиславом Мстиславичем как один из опорных центров княжеской власти на землях радимичей приблизительно в 1137 году.
С 1197 по 1206 годы в городе наблюдался экономический подъём. Это может быть свидетельством присутствия князя в Ростиславле. Возникнув как центр местного управления, к тому же вдалеке от торговых путей, Ростиславль в XII веке не мог быть центром ремесла и торговли, основными жителями города были «люди княжеской администрации». Ростиславльский удел мог существовать с 1197 до 1230-х годов. Вероятно, именно в это время (1197—1206) в городе находилась резиденция князя. Именно с этими годами и связан экономический рост города.
Относительное благополучие для рославльчан окончилось в XIII веке. Смоленский князь постоянно конфликтовал с боярами. Это ослабляло военную и экономическую мощь княжества, которое вскоре раздробилось на феоды, постоянно враждовавшие между собой. Рославль оказался на южной окраине удельного княжества. Смоленские земли, и без того ослабленные мором 1231—1232 годов, страдали от постоянных междоусобиц.
В 1239 году Рославль и Рудню удалось взять литовцам. Город местные жители смогли отвоевать, обратившись за помощью к Ярославу Всеволодовичу Тем не менее, в 1258 году литовские князья вновь предпринимают поход на город, в результате чего Рославль и его окрестности были разорены, однако утвердиться литовской власти в городе не удалось. В 1286 году город отвоёвывает брянский удельный князь Роман Глебович. Он желает подчинить своей власти всё Смоленское княжество, для чего прибегает к помощи татар, но осуществить задуманное ему так и не удалось. Смоленский князь Александр Глебович сумел отстоять свои территории и власть. Рославльский удел возвращает независимость.
В 1339 году в пределы Смоленского княжества вторгаются орды монголо-татар. Одним из первых пострадал Рославль. Татары не смогли захватить княжество, но приграничные города были сожжены, разграблены и ослаблены. После татарских набегов, подчинение княжества литовским феодалам произошло при Витовте. В течение многих лет жители города и окреста платили налоги литовскому князю.
В 1358 году Ростиславль был захвачен литовским князем Ольгердом и вошёл в удельное Мстиславское княжество Великого княжества Литовского. В конце 1392 года Витовт прогоняет со смоленского престола Юрия Святославича, ставленника Скиргайло, и сажает туда Глеба, а Юрия посылает княжить в город Рославль. Дань собиралась не только деньгами, но и продуктами: мясом, зерном, мёдом и т. д., но отплата деньгами была предпочтительнее. Кроме налога литовскому князю, населению необходимо было платить и смоленскому правителю..
В 1515 году Ростиславль был возвращён Великому княжеству Московскому воеводой Андреем Сабуровым. В 1514 году войска Василия III смогли отбить Смоленское княжество, но Рославль и ещё несколько городов продолжали оставаться в руках Литвы; оказаться под властью московских князей городу удалось к 1522 году по условиям перемирия. В тот момент Рославль оказался под административной юрисдикцией Брянска.
После ряда мирных лет очередным разорительным бедствием для горожан стала Ливонская война: в 1563 году одному из литовских отрядов удалось прорваться к городу, но ополчение успешно отбило атаку и на этот раз. После войны, с 1584 года, в Рославле началось строительство деревянной крепости с артиллерией и гарнизоном в 300 стрельцов. Через полвека Рославлю пришлось противостоять новому противнику: в 1610 году город был захвачен войсками Речи Посполитой и подчинялся уже не русскому государю, а королю Польши и Великому Князю Литовскому Сигизмунду III, став частью Смоленского воеводства Великого Княжества Литовского. Рославльские наместники сами отдали власть в руки Короля Речи Посполитой, считая врага слишком сильным. После захвата города поляками, бояре отправились с поклоном к Сигизмунду, который разбил свой лагерь под Смоленском. В 1618 г. по Деулинскому перемирию Рославль был передан Польше. В 1623 году Рославлю была пожалована грамота Магдебургского права.
Транспорт
Рославль — крупный транспортный узел с развитым путевым хозяйством, расположен на пересечении автомобильных и железных дорог, ведущих с Запада на Восток, и с Севера на Юг.
В середине XIX века была построена железнодорожная станция и пассажирский вокзал «Рославль», принявшие первых пассажиров и грузы, одновременно с запуском в промышленную эксплуатацию Риго-Орловской железной дороги в 1868 году, ныне узловая станция «Рославль-1».
Город имеет прямое сообщение поездами дальнего следования с городами: Смоленск, Сочи, Санкт-Петербург, Новороссийск, Брянск, Калининград и другими.
Поезда пригородного сообщения до Брянска, Смоленска, Жуковки регулярно курсируют по будням, выходным и праздничным дням.
Городская автостанция расположена рядом с железнодорожным вокзалом. Налажено регулярное автобусное сообщение с городами и посёлками района, области и России. В городе постоянно действовало около 15 автобусных маршрутов. Основным пассажирским перевозчиком являлся муниципальное предприятие «Рославльское ПАТП».(закрыто в 2017 г. Автопарк ПАТП насчитывал 67 единиц транспорта, из которых 59 — автобусы. В настоящее время перевозки выполняются частниками. .
В городе развита сеть пассажирских перевозок маршрутными автобусами и микроавтобусами. На линиях работают автобусы малого класса ПАЗ, комфортабельные микроавтобусы. Перевозки осуществляют как частные перевозчики, так и муниципальное предприятие.
Сергий, епископ Вяземский и Гагаринский
Численность населения
1856 — 6300
1897 — ↗ 17 800
1913 — ↗ 30 100
1926 — ↘ 26 000
1931 — ↗ 28 400
1939 — ↗ 41 480
1959 — ↘ 37 433
1970 — ↗ 48 516
1973 — ↗ 53 000
1976 — ↗ 55 000
1979 — ↗ 56 046
1982 — ↗ 58 000
1986 — ↗ 61 000
1987 — ↗ 61 000
1989 — ↘ 60 470
1996 — ↗ 61 100
1998 — ↘ 60 000
2000 — ↘ 58 500
2001 — ↘ 57 500
2002 — ↗ 57 701
2003 — ↘ 57 700
2005 — ↘ 56 500
2008 — ↘ 54 700
2009 — ↘ 54 164
2010 — ↘ 53 700
2011 — ↗ 54 900
2012 — ↘ 53 909
2013 — ↘ 53 025
2014 — ↘ 52 070
2015 — ↘ 51 775
2016 — ↘ 51 466
2017 — ↘ 50 870
2018 — ↘ 50 112
2019 — ↘ 49 405
2020 — ↘ 48 909
2021 — ↘ 45 416
Наибольшая численность населения была зафиксирована в 1987 году, когда она составляла ↗ 61 000 человек. Наименьшаая численность населения была в 1897 году, и была 17 800 человек.