Саратов — город на юго-востоке европейской части России, административный центр Саратовской области. Является городом областного значения. Вместе с пригородным Гагаринским районом составляет муниципальное образование город Саратов со статусом городского округа. Крупный культурный, экономический и образовательный центр Поволжья. Входит в двадцатку крупнейших городов России, не будучи городом-миллионером, одновременно является центром Саратовской агломерации, население которой превышает 1,3 миллиона человек.
Находится на правом берегу Волгоградского водохранилища реки Волги, напротив устья реки Саратовки и города Энгельса, расположенных на противоположном берегу. Расстояние в 389 км от Волгограда и 442 км от Самары, в 858 км к юго-востоку от Москвы.
Основан как сторожевая крепость для охраны южных рубежей Русского государства в 1590 году, в царствование Фёдора Ивановича на месте средневекового золотоордынского городища. Во второй половине XVIII века стал крупным перевалочным пунктом и центром торговли рыбой и солью, а с XIX века — одним из центров торговли зерном. Саратов получил статус губернского города в 1780 году в результате Областной реформы Екатерины II. В начале XX века был крупнейшим по численности жителей городом на Волге. С 1909 года действует университет.
Саратов — многофункциональный центр с многочисленными промышленными, культурными, образовательными учреждениями. В историческом центре находятся администрация города и области (комплекс зданий, построенных в конце XIX — середине XX века); театры: оперы и балета (1875), драмы (1803), юного зрителя (1918), консерватория (1912), цирк (1876), филармония (1937); музеи: Саратовский художественный музей имени А. Н. Радищева (1885), Музей К. А. Федина (здание начала XVIII века), музей-усадьба Николая Чернышевского (начало XIX века); Троицкий собор (конец XVII века); большое количество памятников архитектуры конца XVIII — начала XX веков федерального и регионального значения.
Является ведущим центром высшего образования, научно-исследовательской и проектной деятельности. Помимо одного из старейших университетов России, функционирует более двух десятков вузов. Развиты машиностроение, нефтяная и химическая промышленность.
Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2020 городу было присвоено звание «Город трудовой доблести».
Академические источники полагают, что Саратов получил своё название по ногайскому названию Соколовой горы «сары тау» — «жёлтая гора». Есть предположение, что название города произошло от слов «сары тау» — «жёлтая гора», от названия Змеиного камня желтобрюхих полозов, расположенного в устье реки Терешки напротив крепости Саратов на Медвежьем острове, позже переименованного в честь каспийского полоза — остров Чардымский (см. викимапия), к которому, согласно распоряжению сторожевой и станичной службе правительства царя Ивана Васильевича Грозного, постоянно с 1574 по 1579 год проезжали станицы сторожевой службы, стоявшие между Доном и Волгой под Тилеорманским лесом на реке Вороне.
Между тем существуют и другие гипотезы. Есть предположение, что название города произошло от слов «сар атав» — «низменный остров» или «сарык атов» — «ястребиный остров». Есть предположение, что Саратов получил своё название от скифско-иранского гидронима «сарат». Существует также множество гипотез, которые находят куда меньшее подтверждение, чем вышеприведённые. Одна из гипотез указывает на то, что Древнерусским словом сара (сар) с конца XVI до начала XVIII века называли речных матросов и бурлаков. Словом «сарынь» часто называли артель бурлаков или толпу рабочих людей на расшивах и других речных судах.
История
Город Саратов был основан 2 (12 ) июля 1590 года князем Григорием Засекиным и боярином Фёдором Туровым на полпути между Самарой и Царицыном.
Точное место первоначального Саратова неизвестно — оно варьируется от современных левобережной Анисовки напротив Увека до Пристанного на правом берегу Волги. В зиму 1613—1614 годов город сгорел и в 1617 году был вновь построен на левом берегу Волги, в устье реки Саратовка.
В 1674 году, по царскому указу Алексея Михайловича «Саратов на горах делать новый», город был перенесён на правый берег Волги, в район нынешней Музейной площади.
В итоге город Саратов закладывался русскими воеводами три раза: в 1590, 1617 и 1674 годах, и каждый раз на новом месте. К югу от горы, которая сейчас называется Соколовая, полковник Александр Шель заложил уже третью на новом месте постройку города в 1674 году. Соколовая гора и сейчас является популярным местом, откуда виден весь центр города.
Весь XVII век Саратов и окрестности подвергались разорениям от разных воровских шаек, калмыков и кубанских татар, не перестававших нападать на него вплоть до первой половины XVIII века. В 1670 году Степан Разин подверг город трёхдневному грабежу. В 1708 году Саратов был в осаде войск Булавина.
Оседлое земледельческое население весьма долгое время не могло заселить территорию края. Сюда переселялись лишь те, кого привлекала вольная жизнь казачества и безнаказанность грабежей и разбоев на Волге.
Сооружение Царицынской сторожевой линии и другие мероприятия Петра I по укреплению безопасности создали условия для заселения Правобережья Волги. По Областной реформе 1708 года Саратов был отнесён к Казанской губернии. В 1718 году город отошёл к Астраханской губернии, с 1728 года — вновь к Казанской, в 1739 году — вновь к Астраханской.
В 1700 году Пётр I пожаловал грамоту об отводе Саратову 298 763 десятин на луговой и нагорной стороне Волги.
Физико-географическая характеристика
Город протянулся вдоль Волги на 34 км от реки Гусёлки на севере до железнодорожной станции Нефтяной на юге. Центральная и южная части города расположены в котловине (высота над уровнем моря 50-80 метров), окружённой с трёх сторон невысокими горами Приволжской возвышенности: Соколовой (165 м), Лысой (286 м), Лопатиной (274 м), Алтынной (251 м), Увек (135 м).
Холмы западной части города покрыты лесом Кумысной поляны. Территория города сильно расчленена оврагами и балками, идущими к Волге. Главные из них к северу от Соколовой горы: Маханный, Сеча, Алексеевский, Дудаковский, Слепыш. В приволжской котловине: Глебучев (с ответвлениями Мясницкий и Кооперативный), Белоглинский, Вакуровский (Кладбищенский и Дегтярный), Безымянный (Мутный ключ), Залетаевский (Рокотовский), Токмаковский.
В связи с образованием Волгоградского водохранилища уровень воды в Волге у города поднялся более чем на 6 м. На Волге напротив Саратова расположены острова: Дубовая грива, Зелёный, Покровские пески, Казачий. Ширина Волги напротив Саратова от 2,6 км у автомобильного моста до 8 км у пос. Зональный.
На западе город ограничен малыми реками Елшанка и её притоком Разбойщина, на севере — рекой 2-я Гусёлка. На юге протекает река Назаровка с притоками Черниха и Березина.
Растительная зона: разнотравная лесостепь. Почвы: чернозёмы обыкновенные и южные.
На территории города расположены два нефтегазовых месторождения: Елшанское и Соколовогорское (открыто в 1940-х годах).
Климат Саратова умеренно континентальный. Для города характерна длительная (около четырёх месяцев), умеренно холодная зима и жаркое, часто засушливое лето. Самые холодные месяцы — январь и февраль, самый тёплый — июль. Осадки выпадают равномерно в течение года, меньше — весной. Зимой, особенно в конце января — начале февраля, бывают морозы до −30…−35 °C. Лето длится с середины мая до середины сентября, зима — с конца ноября по начало последней декады марта. Глубина сезонного промерзания составляет 150 см.
Температура и осадки в течение года имеют следующие показатели:
Транспорт
В Саратове действуют основные системы общественного транспорта — трамвайная, троллейбусная, автобусная, маршрутного такси и такси. В настоящее время в Саратовской области проводится работа по оснащению автобусов пригородных и межмуниципальных маршрутов, а также грузового транспорта системами мониторинга ГЛОНАСС/GPS. На апрель 2012 к системе спутниковой навигации подключены 1724 единицы транспорта, в том числе более 160 единиц грузового транспорта и транспорта, перевозящего опасные грузы.
Старейшая из действующих систем общественного транспорта в Саратове — трамвайная — была открыта в 1908 году (на электрической тяге, конно-железная дорога действовала с 1887 г.). В 1952 году была открыта троллейбусная система, которая до 2004 года была единой с городом-спутником Энгельсом (в 2021 году троллейбусный маршрут из Саратова в Энгельс был восстановлен и получил номер 109). В советское время также появились автобусные маршруты. С 1995 года широкое распространение получили маршрутные такси.
Трамвайная и троллейбусная системы объединены под управлением МУПП «Саратовгорэлектротранс».
С 1968 года важную роль в системе общественного транспорта Саратова занимал маршрут городская электричка Техстекло — Трофимовский I — Саратов I — Примыкание — Кокурино (в час «пик» интервалы в движении составляли около 15 мин). Однако, начиная с 2000-х годов, в связи с институциональными преобразованиями на железнодорожном транспорте и экономической ситуацией в регионе были резко сокращены размеры движения электропоездов, железная дорога потеряла своё значение во внутригородских перевозках, после чего данный маршрут был отменён.
С увеличением численности населения города в конце 1980-х начал рассматриваться проект строительства метрополитена. Проект пока не дошёл до практической реализации, и в федеральной программе финансирования строительства метрополитенов в РФ до 2020 года Саратов отсутствует. В 2010 году общественным движением «Саратовцы за метро» было предложено несколько проектов скоростного транспорта в Саратове, но администрация города упорно игнорировала эти предложения.
Саратов расположен на пересечении магистральных железнодорожных и автомобильных линий, водных маршрутов. Имеются подъезды к городу от федеральных трасс М5 и Р22 . Также через Саратов проходят федеральные магистрали Р228 («Сызрань—Саратов—Волгоград»), А144 E 38 AH61 («Саратов—Воронеж—Курск») и Р158 («Саратов—Пенза—Саранск—Нижний Новгород»), а также Р226 («Самара—Волгоград»), Р234 («Саратов—Песчаный Умёт») и Р208 («Саратов—Сокур»). Вблизи города проходит объездная дорога.
Междугородние и пригородные перевозки осуществляет автобусный транспорт. Автобусы отправляются по маршрутам от автовокзала, улицы Радищева, Сенного рынка, стадиона «Волга» и от нескольких стоянок в городе.
В Саратове находится управление Приволжской железной дороги. На территории города находится пассажирская железнодорожная станция Саратов I, а также станции Саратов II, Саратов III, Саратов-Порт (только грузовые перевозки), Трофимовский I, Трофимовский II (только грузовые перевозки), Жасминная, Примыкание, Кокурино (сейчас только грузовые перевозки), Князевка, Нефтяная (только грузовые перевозки). Кроме указанных станций, на территории Саратова имеется 21 остановочный пункт электропоездов. Имеется большое количество предприятий железнодорожного транспорта, в том числе вагонное и локомотивное депо.
Численность населения
1700 — 2000
1739 — ↗ 7000
1780 — ↗ 14 000
1811 — ↗ 26 700
1840 — ↗ 42 200
1847 — ↗ 52 300
1856 — ↗ 61 600
1860 — ↗ 70 000
1863 — ↗ 84 400
1870 — ↗ 86 000
1880 — ↗ 114 900
1890 — ↗ 120 000
1897 — ↗ 137 000
1906 — ↗ 196 700
1913 — ↗ 210 100
1914 — ↗ 235 300
1916 — ↘ 231 800
1923 — ↘ 181 500
1926 — ↗ 212 395
1931 — ↗ 277 455
1933 — ↗ 327 500
1937 — ↗ 351 326
1939 — ↗ 372 002
1956 — ↗ 518 000
1959 — ↗ 584 092
1962 — ↗ 631 000
1967 — ↗ 720 000
1970 — ↗ 757 330
1973 — ↗ 805 000
1975 — ↗ 832 000
1976 — →832 000
1979 — ↗ 855 702
1981 — ↗ 864 000
1982 — ↗ 881 000
1985 — ↗ 887 000
1986 — ↗ 889 000
1987 — ↗ 918 000
1989 — ↘ 904 643
1990 — ↗ 907 000
1991 — ↗ 911 000
1992 — ↘ 909 000
1993 — ↘ 904 000
1994 — ↘ 899 000
1995 — ↘ 898 000
1996 — ↘ 894 000
1997 — ↘ 892 000
1998 — ↘ 884 000
1999 — ↘ 881 000
2000 — ↘ 874 000
2001 — ↘ 864 400
2002 — ↗ 873 055
2003 — ↗ 873 100
2004 — ↘ 864 600
2005 — ↘ 858 000
2006 — ↘ 850 100
2007 — ↘ 841 400
2008 — ↘ 836 098
2009 — ↘ 830 953
2010 — ↗ 837 900
2011 — ↘ 837 436
2012 — ↘ 836 892
2013 — ↗ 839 755
2014 — ↗ 840 785
2015 — ↗ 842 097
2016 — ↗ 843 460
2017 — ↗ 845 300
2018 — ↘ 844 858
2019 — ↘ 841 902
2020 — ↘ 838 042
2021 — ↗ 901 361
2023 — ↘ 891 898
Наибольшая численность населения была зафиксирована в 1987 году, когда она составляла 918 000 человек. Наименьшая численность населения была в 1700 году, и была 2 000 человек.