Корсаков

Расстояние до Москвы (по прямой) составляет 6 672 км.

Расстояние до центра Южно-Сахалинск (по прямой) составляет 92 км.

Корсаков (с 1869 по 1908 — Корсаковский пост, с 1908 по 1946 — Оодомари; яп. 大泊 ) — портовый город в России, административный центр Корсаковского городского округа Сахалинской области. Второй по численности населения город области , один из центров областной промышленности и важнейший транспортный узел региона («Южные ворота Сахалина»). С 2016 года входит в зону «Свободный порт Владивосток» . Самый южный населённый пункт со статусом «город» на острове Сахалин.

История Корсакова напрямую связана с историей раннего освоения острова, как русскими, так и японцами. Оба русских поста располагались на вершине мыса, разделяющего две бухты, в одной из которых находилось айнское селение Пороантомари, а в другой — Кусункотан. Однако ещё в 1643 году голландец Де Фриз высадился у айнской деревни на месте нынешнего города (Кусункотан). В 1679 году в это селение прибыли самураи из княжества Мацумаэ и учредили свой первый пост, который просуществовал несколько лет . Первыми из русских здесь побывали в 1805 году участники кругосветной экспедиции И. Ф. Крузенштерна . 22 сентября (4 октября) 1853 года Г. И. Невельской провозгласил Сахалин российским владением и учредил в Кусункотане Муравьёвский пост, эвакуированный через 10 месяцев по внешнеполитическим причинам .

Спустя 15 лет, 31 июля (12 августа) 1869 года в близлежащем селении Ф. М. Депрерадович основал пост Корсаковский , ставший в 1884 году административным центром одного из трёх округов Сахалинского отдела Российской империи. В 1905 году по итогам русско-японской войны территория южного Сахалина отошла к Японии. Корсаков три года был центром гражданского управления, а затем губернаторства Карафуто, пока эти функции не передали Тоёхаре (ныне Южно-Сахалинск). 31 марта 1908 года после объединения с деревней Поро-ан-Томари (айн. букв. «большая гавань» ) был переименован в Оодомари .

За период Карафуто Оодомари приобрёл нынешние очертания и стал промышленным городом . Вскоре после возвращения Южного Сахалина в состав России, которое произошло в 1945 году, город был переименован в Корсаков, и его промышленное и социально-культурное развитие продолжилось уже в советских условиях . Крупнейшими предприятиями города в тот период были морской торговый порт, база океанического рыболовства, рыбоконсервный завод, фабрика гофрированной тары и агаровый завод. В 1990—2000-е годы большинство из них прекратили существование, и основной промышленной сферой стала переработка рыбы и морепродуктов. Существенным источником пополнения областного бюджета является нефтегазовый комплекс «Пригородное» .

Физическо-географическая характеристика

Город расположен на берегу бухты Лососей залива Анива, в 42 км от Южно-Сахалинска. Рельеф холмистый, между сопками расположены долины-пади. Центральная сопка, на которой находится лесопарковая зона, имеет высоту до 94 м над уровнем моря. К северу от города раскинулось Корсаковское плато. В южной части находится сопка Заповедная высотой до 103,8 м, на которой расположен Корсаковский маяк (принят в эксплуатацию 15 августа 1950 года).

Ближайшие населённые пункты:

В черте города протекает река Корсаковка, впадающая в центральный ковш корсаковского порта, а также ручей Безымянный.

Корсаков приравнен к районам Крайнего Севера

Годовое количество осадков составляет 700—800 мм. Больше всего осадков выпадает с июля по октябрь, когда город регулярно подвержен тайфунам. Сильнейшим из них в XX веке был тайфун «Филлис» в августе 1981 года. Мощные циклоны, вызывавшие в городе наводнения, были отмечены также в начале сентября 1954 года и в июле 2010 года.

Кроме того, случаются подтопления прибрежных территорий в результате воздействия нагонных волн, возникающих при сильных ветрах со стороны моря во время циклонов. Катастрофические последствия имело стихийное бедствие в конце августа 1920 года, когда по сообщению агентства «Рейтер» погибло 200 человек, пострадало вплоть до разрушения 370 домов, 500 человек лишилось крова.

Корсаков относится к сахалинским городам с наиболее высокой снегоопасностью в зимний период (снеговая нагрузка — 4,5; средняя продолжительность особо опасных метелей за зиму — 48 ч ; максимальное количество твёрдых осадков за 12 ч — 30 мм ).

По данным РосГидроМета на 2014 год, Корсаков входил в число «горячих точек», уровень загрязнения воздушной среды в которых оценивался как «высокий» (превышение ПДК сажи, взвешенных веществ и NO2), что связывается с работающими на каменном угле городскими котельными, обогревом частного сектора, и, в том числе с близким расположением завода СПГ, на технологических установках которого сжигают природный газ. Морские воды в районе города по данным 2014 года в среднем оценивались как умеренно загрязнённые, при этом ПДК меди была превышена в 1,5 раза.

История

Корсаков — один из первых двух русских населённых пунктов на Сахалине и в области в целом, учреждённых российскими мореплавателями в 1853 году в качестве военных постов. Официально днём основания Корсакова является 22 сентября (4 октября) 1853 года. День города отмечается ежегодно в третье воскресенье сентября.

Изначально на месте будущего города располагались айнские селения, первые документальные свидетельства о которых датируются XVII веком. В июле 1643 года нидерландский мореплаватель Де Фриз на судне «Кастрикум» первым из европейцев исследовал побережье Сахалина, присвоив имя заливу Анива. 16 июля 1643 года он высадился у деревни в границах нынешнего Корсакова и зафиксировал её местное название как Анива-Тамари — такое же, как у соседнего мыса и прилегающей бухты (позднее закрепился вариант «Томари-Анива»). В 1679 году с Хоккайдо в поселение айнов под названием Кусункотан (Кусун-котан или Кусюнкотан, яп. 久春古丹 ) прибыли японские самураи из клана Мацумаэ и учредили пост, просуществовавший до начала 1680-х годов. Позднейшие исследования показали, что топонимы Томари-Анива и Кусункотан являются синонимичными. Из других селений в пределах нынешнего города во второй половине XIX века регулярно упоминаются Хакка-Томари (Аккатувари; Хахка-Томари; яп. ハツコトマリ; 函泊 ) и Поро-ан-Томари (яп. ポロアン;大泊 ).

В 1790 году княжество Мацумаэ для организации рыболовного участка направило на остров подрядчика Мураяма Дэмбэй, который в Кусункотане построил торговые склады, а в Сирануси — айнском селении около мыса Крильон — организовал торговую факторию. В 1800 году княжество перевело управление Сахалином под своё прямое ведение, а практические дела управления были вверены Сибая Тёдаю, который основал в Сирануси торговую стоянку, а в Кусункотане — в качестве её филиала — командировочный пост.

В мае 1805 года И. Ф. Крузенштерн в ходе первой русской кругосветной экспедиции на шлюпе «Надежда» посетил юг Сахалина, включая Томари-Анива, упомянув при этом два айнских селения. По его словам, одно из них, большее, обнаруженное капитан-лейтенантом М. И. Ратмановым, «вероятно есть главным местом Японской торговли, производимой ими в Анивском заливе. Он видел в нём 100 домов Аиноских и более 300 человек, занимавшихся чищением и сушением рыбы, пять малых мачтовых судов и одно большое».

6 октября 1806 года бриг «Юнона» под командованием лейтенанта Николая Хвостова по тайному заданию графа Резанова бросил якорь в заливе Анива. Так начался первый из рейдов (в историографии известных под общим названием «инцидент Хвостова и Давыдова»). На следующий день команда высадилась на берег и посетила одно из айнских селений «на восточной стороне губы Анива» неподалёку от Кусункотана. 8 октября Хвостов, не имея на то официальных полномочий и в нарушение секретных предписаний, данных ему Н. П. Резановым, провозгласил остров владением Российской империи. 9 октября, перебравшись в Кусункотан, который на тот момент уже являлся важнейшим рыболовным промыслом японцев на Сахалине, моряки разорили японские магазины и фактории, а также взяли в плен четырёх сторожей клана Мацумаэ, оставшихся там зимовать. Затем все японские постройки и запасы строевого леса были сожжены. Неделю спустя «Юнона» покинула залив и вернулась через 8 месяцев вместе с тендером «Авось» под командованием Давыдова: 3 мая 1807 года они прошли вдоль берега и сожгли в Кусункотане склады и дома.

29 апреля 1807 года японское правительство постановило изъять под своё непосредственное управление земли Эдзо (включающие южный Сахалин и южные Курилы) из-под юрисдикции княжества Мацумаэ в связи с его неспособностью справляться с охраной территорий. Оборону Карафуто было поручено вести кланам с севера Хонсю, а в Кусункотане, ставшем административном центром, разместился японский гарнизон. Под прежнюю юрисдикцию остров вернулся в декабре 1821 года. С тех пор ежегодно в конце мая княжество Мацумаэ направляло в Кусункотан очередную смену самураев для наблюдения за рыболовством и проведения церемонии омуся (яп. オムシャ ), в ходе которой айны «приветствовали» представителей князя и получали взамен товары. В начале июля гарнизон отбывал в Сирануси и оттуда в конце августа возвращался на Эдзо.

19 сентября (1 октября ) 1853 года руководитель Амурской экспедиции Невельской с майором Буссе и лейтенантом Рудановским, а также командой из 90 человек, на транспорте «Император Николай I» прибыли в залив Тамари-Анива, где вечером судно встало на якорь. На следующий день Невельской, Буссе и лейтенант Бошняк переправились на берег, где их встретили айны и японцы из числа сторожей, оставшихся зимовать. Мореплаватели одарили всех подарками, после чего их пригласили в контору для взимания транспортных налогов, где Невельской сообщил японским старшинам о намерении русских поселиться в Тамари-Анива «для защиты местных жителей от американцев».

22 сентября (4 октября ) 1853 года высадился десант. Матросы выстроились в две шеренги, пропели «Отче наш» и «Боже, Царя храни!», а Буссе поднял Андреевский флаг. Провозгласив Сахалин российским владением, Г. И. Невельской учредил военный сторожевой пост Муравьёвский, назвав его в честь Н. Н. Муравьёва. Для обустройства форпоста был выбран северный мыс в бухте Томари, где располагалось японские сараи и магазины. Буссе с Невельским договорились оставить в Муравьёвском 59 матросов и 8 наёмных работников, к которым в начале октября присоединились также 6 человек из экспедиции Д. И. Орлова.

Экономика и транспорт

По состоянию на лето 1946 года в Корсакове действовало множество кустарных предприятий, работали лесопильный и консервный заводы, канатно-верёвочная фабрика, 2 мыловаренных завода, рисоочистительные и соевые заводы. В переходный период в промышленности (в том числе в национализированной рыбной) продолжало активно трудиться японское население, так как рабочих среди прибывающих с материка переселенцев было ещё крайне недостаточно (к 20 марта 1946 года по всему Южному Сахалину только 580 человек). В конце ноября того же года после капитального ремонта возобновил работу агаровый завод, сырьё для которого — красную водоросль анфельция — заготовлял тогда нагахамский комбинат.

С 4 июля 2016 года территория Корсаковского городского округа Сахалинской области отнесена к территории свободного порта Владивосток, деятельность которого регулируется Федеральным законом РФ от 13.07.2015 № 212-ФЗ. В Корсакове расположены несколько заводов по переработке рыбы и морепродуктов (ЗАО «Корсаковский консервный завод», ООО «Персей», ЗАО «Ирис-1», ООО «Ленбок» и др.), рыбодобывающие предприятия, морской торговый порт, агаровый завод (законсервирован в 2009 году), завод пива и напитков «Северная звезда» (запущен в 1997 году на базе пищевого комбината). Ранее действовали база океанического рыболовства (изначально с 1957 года Корсаковское управление рефрижераторно-транспортного флота и снабжения Сахалинрыбпрома, с 1967 года Корсаковское управление океанического рыболовства, с 1977 преобразовано в Базу, предприятие ликвидировано в 2000 году) и фабрика гофрированной тары (ликвидирована в 2003 году).

Корсаковский морской торговый порт принимает до 80 % грузопотока области, являясь одним из крупнейших операторов по перевалке всех видов сухих грузов на Дальнем Востоке. Навигация продолжается круглый год. Ежегодный грузооборот АО «КМТП» — более 1,5 миллионов тонн. Режим «свободного порта» обеспечивает налоговые и таможенные преференции, а близость к основным шельфовым месторождениям делает Корсаковский порт очень удобной базой для нефтедобывающих компаний на Сахалине.

Вблизи города действует крупный завод по сжижению природного газа с причальным комплексом (первый в России; введён в эксплуатацию 18 февраля 2009 года в рамках энергетического проекта «Сахалин-2»). На открытии присутствовали президент РФ Дмитрий Медведев, премьер-министр Японии Таро Асо, герцог Йоркский принц Эндрю, министр экономики Нидерландов Мария ван дер Хувен (англ.) ( рус. и представители деловых кругов (всего около 400 человек). За десять лет работы компания отгрузила более 100 млн тонн сжиженного природного газа. По результатам 2017 года в бюджет Сахалинской области перечислено 918 млн долларов США.

В советское время основная масса товарооборота в розничной торговле города и района приходилась на Корсаковторг, рыбкооп и военторг. Изначально как Отомаринский, торг был организован 20 января 1946 года (в его состав вошли 3 магазина для русского населения и 2 — для обслуживания корейцев и японцев; в 1949 году располагал уже 15 магазинами).

С 1990-х годов торговую деятельность стали осуществлять как индивидуальные предприниматели, так и предприятия различных форм собственности (ООО, ОАО и др.). По состоянию на 2019 год в Корсакове работает 5 супермаркетов («Аквамарин», «Март», «Первый семейный», «Счастье» и «Фортуна»), свыше 40 продуктовых магазинов и 39 заведений общественного питания и отдыха (столовых, кафе, баров и пр.), в том числе «Бархан», «Бархат», «Лезгистан», «Сумо» и др. В Корсаковском городском округе достигнута обеспеченность в площадях стационарной торговой сети на 1000 жителей, которая по состоянию на 1 января 2019 года составила 748,49 м² при нормативе 498 м².

Корсаков является важнейшим транспортным звеном Дальневосточного морского бассейна. Островное положение Сахалинской области определяет ведущую роль морского транспорта в обеспечении её внутренних потребностей, в реализации транспортно-экономических связей с материковыми районами России, так как практически все грузы на остров Сахалин и Курильские острова, а также в обратном направлении, на материк, и в зарубежье доставляются морским путём.

Корсаковский порт обеспечивает единственную грузопассажирскую линию, связывающую Сахалин с Курильскими островами: на линии «Корсаков — Южно-Курильск — Курильск» и обратно регулярные рейсы осуществляют теплоходы «Игорь Фархутдинов» и «Адмирал Невельской» (со 2 июня 2021 года). С конца 1940-х и до 1990-х годов также существовало регулярное сообщение по линии Владивосток — Корсаков — Владивосток. Пассажирские перевозки в тот период осуществлялись на пароходах («Урал», «Сибирь», «Михаил Ломоносов», «Якутия» и «Приморье»), дизель-электроходах (с 1958 года — «Забайкалье» и «Приамурье»), а затем на теплоходах («Григорий Орджоникидзе» — c 1959 года, «Любовь Орлова», «Ольга Андровская», «Ольга Садовская», «Антонина Нежданова» и «Марина Цветаева»).

Численность населения

18971700

19077200

191210 861

192524 767

193523 789

195932 914

196734 000

197038 210

197942 341

198945 096

199245 300

199640 300

199838 300

200037 000

200136 500

200236 652

200336 700

200535 900

200635 500

200735 100

200835 100

200934 983

201033 526

201133 451

201233 322

201333 148

201432 860

201532 962

201633 056

201733 213

201833 203

201933 645

202034 023

202133 950

Наибольшая численность населения была зафиксирована в 2008 году, когда она составляла 35 100 человек. Наименьшаая численность населения была в 1912 году, и была 10 861 человек.

Рейтинг
Регионы РФ
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Субъект

46°38′ с. ш. 142°46′ в. д.

Субъект ФедерацииСахалинская область

Городской округгород Южно-Сахалинск

История и география

Часовой поясMCK +8

Население

Население33 950 чел. (2021)

Коды

Телефонный код+7 42435

Код ОКАТО64415

Код ОКТМО64716000001