Рязань (до 1778 года — Переяславль-Рязанский) — город в России, административный центр Рязанской области и Рязанского муниципального района. С XIII по XVI век был столицей Великого княжества Рязанского. Входит в тридцатку крупнейших городов России.
Население (оценка) — 523 203 чел. (2023). Занимает территорию в 224 км² на высоте 130 м над уровнем моря, при этом часть его территории является анклавом, окружённым территорией Рязанского района. Город областного значения, образует муниципальное образование городской округ город Рязань.
Расположен на высоком правом берегу Оки при впадении в неё реки Трубеж, в центре Восточно-Европейской равнины.
Крупный научный, военный и промышленный центр. Город обслуживает два аэродрома, два железнодорожных и два автобусных вокзала, два речных порта, имеющих выходы к морям бассейнов Атлантического и Северного Ледовитого океанов, а также к Каспийскому морю.
В 50 км ниже по течению Оки располагается историко-ландшафтный музей-заповедник Старая Рязань — древняя столица Великого Рязанского княжества, в честь которой в 1778 году был переименован современный город.
День города отмечается в первую субботу августа.
Название города представляет собой притяжательное прилагательное мужского рода Рѣзань (с суффиксом -jь-) от мужского имени Рѣзанъ. Само имя Рѣзанъ является краткой формой страдательного причастия резанный — так могли назвать младенца, «вырезанного из чрева матери». Таким образом, Рѣзань — «Резанов город». Под влиянием яканья безударное «е» превратилось «я», хотя формы с буквой «е» держались вплоть до середины XX века.
Первоначально термином «Резань» именовали всю территорию княжества, находившуюся на правобережной стороне Оки. Рязанский историк А. Г. Кузьмин в связи с этим выдвигает свою версию этимологии:
Физико-географическая характеристика
Рязань располагается в центре Восточно-Европейской равнины, в междуречье Оки и Волги в западной части Рязанской области на 54° северной широты и 39° восточной долготы.
Территория города составляет 224 км². Основная его часть располагается на высоком правом берегу Оки, 28 км² занимает курортный район Солотча на левом берегу Оки, удалённый от Рязани на 12 км.
Наивысшая точка Рязани — площадь 50-летия Октября, располагающаяся в Железнодорожном округе, самая низкая — в пойме старицы Оки в Солотче. Географический центр города, обозначенный памятным знаком, находится на пересечении улиц Гагарина и 4-я Линия.
Расстояние от центра Рязани до центра Москвы — 202 км, до Старой Рязани — 50 км.
Рязань находится в часовой зоне МСК (московское время). Смещение применяемого времени относительно UTC составляет +3:00. В соответствии с применяемым временем и географической долготой средний солнечный полдень в Рязани наступает в 12:21.
Климат города умеренно континентальный. По данным наблюдений за период с 1980 по 2010 г., среднегодовое количество осадков — около 580 мм, из которых 390 мм выпадает в период с апреля по октябрь. Для территории не характерны сильные ветры. В основном превалирует слабый и умеренный ветер западного и юго-западного направлений.
Лето в Рязани тёплое, возможен зной почти до +40 °C в тени. Зима умеренно холодная, в отдельные суровые зимы по ночам температура может опускаться ниже −40 °C. Такие существенные отклонения от нормы возможны при установлении блокирующего антициклона, воздушная масса в котором быстро прогревается или выхолаживается в зависимости от сезона.
История
Герб и флаг города представляют собой изображение Князя, стоящего в золотом поле и держащего в правой руке серебряный меч, а в левой — серебряные ножны. Поднятый к груди меч символизируют защиту, но не нападение. Образ князя является собирательным образом защитника Родины и не имеет отношения к конкретному человеку.
Щит герба увенчан шапкой Мономаха, символизирующей статус столицы княжества и дополнен щитодержателями — серебряным конём и золотым грифоно-фениксом. Серебряный конь — дань самой первой, «рязанской печати», а грифоно-феникс символизирует вечное существование города и возрождение из пепла многочисленных пожаров и сражений. Герб обрамлён церемониальной цепью — должностным знаком главы муниципального образования и лентой с девизом Рязани — «Славная история — достойное будущее».
Гимном Рязани является композиция «О, Кремли!» в официальном исполнении Валентины Толкуновой. Также существует неофициальный десантный гимн города — «Столица ВДВ» в исполнении группы «Крылатая пехота».
Туристическим знаком города является стилизованное изображение трёх куполов Успенского собора Рязанского кремля, которые видоизменяются для определённых акций и праздников.
С середины XX века Рязань неоднократно принимала переходящее Красное знамя и государственную премию Совета Министров СССР, РСФСР и ВЦСПС за лучшие результаты по благоустройству и озеленению среди городов Советского Союза и Российской Федерации.
24 ноября 2015 года распоряжением губернатора Олега Ковалёва за мужество, стойкость и массовый героизм, проявленные защитниками Отечества, Рязань получила почётное звание «Города воинской доблести».
Муниципалитет города Рязани — Рязанская городская дума — принимает городские законы и распоряжается бюджетом и муниципальным имуществом. Дума состоит из 40 депутатов. Половина из них выбирается по избирательным округам, остальные — по партийным спискам. Председатель городской думы — Татьяна Панфилова,
Исполняющий обязанности мэра города — Виталий Артёмов. Главный кампус городских органов управления располагается в особняке Мальшина, фасады которого выходят на улицы Радищева, Свободы и Ленина. Городские департаменты и комитеты расположены в различных частях города.
Транспорт
Рязанский транспортный узел включает в себя разветвлённую сеть городского общественного транспорта, пригородную сеть автобусных и железнодорожных маршрутов. Через город проходят автотранспортная магистраль М-5 «Урал», железнодорожные линии на юг и в центр страны, обеспечивающие пассажирский и грузовой транзит. Город обслуживают 2 аэродрома, 2 железнодорожных и 2 автобусных вокзала, 2 речных порта, множество мелких железнодорожных станций.
Трамвайное сообщение проектировалось в городе ещё с начала XX века, однако Первая мировая война и революция 1917 года помещали осуществить эти проекты. Первый автомобиль привёз в Рязань в 1908 году купец Фёдоров. А регулярные транспортные перевозки были открыты в 1925 году — именно тогда состоялся первый рейс автобусного маршрута № 1, связавшего железнодорожный вокзал Рязань-1 со станцией узкоколейной железной дороги Рязань-Пристань, находившейся в районе современного речного вокзала на другом берегу Оки. Проезд в городском транспорте в то время был бесплатным. В 1937 году в городе работало 4 автобусных маршрута. После окончания Второй мировой войны вопрос с пассажирскими перевозками стал одним из основных в городе. Для решения этой проблемы, в мае 1949 году начинается строительство троллейбусной системы. Первые троллейбусы МТБ-82Д прошли по улицам города уже в ноябре этого-же года. Через 14 лет, в 1963 году открылась линия обособленного трамвая, подвозящего рабочих к предприятиям Южного промышленного узла. В 2010 году в связи с переходом предприятий на собственный автопарк эта линия была закрыта и разобрана. В 1992 году город купил 117 новых машин ЗИУ-9, которые стали основой для бесперебойной работы городского транспорта в 1990-е — 2000-е годы.
Сегодня транспортная система города состоит из 71 городских и 48 пригородных троллейбусных и автобусных маршрутов уличного транспорта, а также речных трамваев, перевозящие пассажиров в пригородные посёлки во время весеннего разлива Оки. Главное муниципальное транспортное предприятие — «Управление рязанского троллейбуса» с 2019 года управляет и автобусными перевозками. Коммерческие компании работают на автобусных маршрутах. В Рязани эксплуатируются электротранспорт марок ЗиУ-682Г, ВЗТМ-5284, ВМЗ-5298.01 «Авангард», МАЗ-203Т70, ПКТС-6281.00 «Адмирал» и других. Автобусный транспорт на бензиновом и газомоторном топливе марок ЛиАЗ-5292, ЛиАЗ-6213.21, НефАЗ-5299 и других. Новый подвижной состав оборудован автономным ходом, позволяющим объезжать препятствия, а также низким полом для облегчения посадки пассажиров. Городской транспорт работает ежедневно с 5 утра до полуночи.
Общая протяжённость городских маршрутов — 500 км. Ежегодно, город перевозит более 150 млн человек. Техника обслуживается в 3 муниципальных транспортных парках. Управление системой осуществляется Управлением транспорта напрямую, через собственный диспетчерский центр.
На городских маршрутах, с номерами от 1 до 99 действует единая цена за проезд, независимо от дальности поездки. На пригородных, с трёхзначными номерами — в зависимости от расстояния. Билет приобретается при входе у кондуктора или водителя. Проезд можно оплатить электронными банковскими картам и наличными. Городская карта «Умка» позволяет оплачивать проезд по дифференцированному тарифу — поездки на городских маршрутах, приобретаемые не позднее 60 минут друг от друга обойдутся в половину от обычной стоимости. Свой маршрут можно планировать через городское приложение, показывающее движение транспорта на маршрутах в реальном времени.
На улицах города всегда можно увидеть такси. Службы такси Яндекс Такси, Убер и автомобили местных городских автопарков можно вызвать через приложения или по телефону. С 2010-х годов в городе работает прокат автомобильного и малого транспорта. Для использования электросамокатов и велосипедов водительские права не требуются.
С 2009 года в связи с перегруженностью городских улиц и дорог город осуществляет эксперименты со скоростным магистральным внеуличным транспортом. В 2009 и 2013 годах в тестовом варианте на маршрутах работал городской поезд, а также были разработаны 2 концепции скоростного трамвая. Результаты эксплуатации показали необходимость прокладки в обоих случаях обособленного пути, разместить который в центре города является крайне трудной задачей, а также существенных затрат на строительство линий. Однако до сегодняшнего момента Управление транспорта не отказалось от этих планов. В 2021 году была представлена концепция транспортной системы города, в которой было предусмотрено строительство станций городской железной дороги.
Из Рязани можно отправиться прямыми автобусными рейсами до всех районных центров и крупных населённых пунктов области, а также до областных столиц Центрального федерального округа. От Центрального автовокзала отправляются автобусы в западном, южном и юго-восточном направлении от города — они охватывают автобусным сообщением территорию южнее Оки. Приокский автовокзал действует в основном на маршрутах к северу от Оки. Здание автовокзала располагается в одном из павильонов Рязанской выставки достижений народного хозяйства — памятнике архитектуры.
Численность населения
1811 — 7800
1825 — ↗ 18 326
1833 — ↘ 17 635
1840 — ↗ 18 951
1847 — ↘ 18 641
1856 — ↗ 21 449
1863 — ↗ 22 279
1867 — ↘ 17 950
1870 — ↗ 19 990
1885 — ↗ 30 327
1897 — ↗ 46 122
1913 — ↗ 49 100
1914 — ↗ 49 400
1917 — ↘ 47 829
1920 — ↘ 41 276
1923 — ↗ 44 902
1926 — ↗ 48 989
1931 — ↗ 57 186
1933 — ↗ 62 700
1937 — ↗ 71 865
1939 — ↗ 95 357
1956 — ↗ 136 000
1959 — ↗ 214 130
1962 — ↗ 252 000
1964 — ↗ 274 700
1967 — ↗ 311 000
1970 — ↗ 350 151
1973 — ↗ 392 000
1975 — ↗ 426 000
1979 — ↗ 453 267
1982 — ↗ 477 000
1985 — ↗ 491 000
1986 — ↗ 494 000
1987 — ↗ 508 000
1989 — ↗ 514 638
1990 — ↗ 520 000
1991 — ↗ 527 000
1992 — ↗ 529 000
1993 — ↘ 528 000
1994 — ↘ 526 000
1995 — ↗ 533 000
1996 — →533 000
1997 — ↗ 535 000
1998 — ↘ 531 000
1999 — ↗ 531 300
2000 — ↘ 529 900
2001 — ↘ 523 400
2002 — ↘ 521 560
2003 — ↗ 521 600
2004 — ↘ 516 600
2005 — ↘ 515 900
2006 — ↘ 513 300
2007 — ↘ 512 200
2008 — ↘ 510 800
2009 — ↘ 510 006
2010 — ↗ 524 927
2011 — ↗ 525 100
2012 — ↗ 525 929
2013 — ↗ 527 905
2014 — ↗ 530 341
2015 — ↗ 532 772
2016 — ↗ 534 762
2017 — ↗ 537 622
2018 — ↗ 538 962
2019 — ↗ 539 789
2020 — ↘ 539 290
2021 — ↘ 528 599
2023 — ↘ 523 203
Наибольшая численность населения была зафиксирована в 2019 году, когда она составляла 539 789 человек. Наименьшая численность населения была в 1811 году, и была 7 800 человек.