Расстояние до Москвы (по прямой) составляет 957 км.
Расстояние до центра Ростов-на-Дону (по прямой) составляет 72 км.
Аксай — город в России, административный центр Аксайского городского поселения и Аксайского района Ростовской области России. Является городом-спутником Ростова-на-Дону. Железнодорожная платформа (остановочный пункт) Аксай Северо-Кавказской железной дороги.
География
Город расположен на юго-востоке Русской равнины, в юго-западной части Ростовской области, на крутом правом берегу излучины реки Дон, в месте впадения в неё рукава Аксай. Аксай является одним из ближайших городов к Ростову-на-Дону, находясь в 12 км восточнее от его центра (ближе лишь Батайск, это расстояние между почтамтами городов). Расстояние между кварталами двух городов составляет менее 1 километра по прямой или около 1,5 километра по автодороге.
Аксай, как и вся Ростовская область, находится в часовой зоне МСК (московское время). Смещение применяемого времени относительно UTC составляет +3:00.
Климат умеренно континентальный. Зима мягкая; средняя температура января −4,4 °C . Лето жаркое, продолжительное, с преобладанием солнечной погоды; средняя температура июля +22,9 °C . Осадков выпадает 600 мм в год.
История
Название Аксай с тюркских языков переводится как Белая балка (белое русло), где «ак» — белый, «сай» — овраг, сухое русло. Первое письменное упоминание о населённом пункте, расположенном на территории нынешнего города Аксая, относится к 1570 году. Из статейного списка посольства Ивана Новосильцева в Турцию за 1570 год известно, что в Константинополь из Москвы через Азов было отправлено посольство, возглавляемое Иваном Петровичем Новосильцевым, с целью поздравить Селим-султана с его восшествием на престол Османской империи. В документе отмечено, что «азовской Сефер прислал к Ивану на встречу на Оксайское устье под Кобяково городище двух человек в приставы да толмача». Об этом 7 июля 1570 года И. Новосильцев сообщал царю Ивану IV Грозному в письме. С того времени турки и казаки разменивались в этом месте послами, следовавшими в Россию и Турцию.
Казачий городок неоднократно подвергался разорительным набегам со стороны турок, крымских татар и ногайцев. Однако удобное местоположение на высоком берегу при слиянии реки Аксая с Доном, на перекрёстке сухопутных дорог, ведущих в столицу Войска Донского — Черкасск (ныне ст. Старочеркасская), вновь и вновь влекло сюда людей. В документе 1734 года, хранящемся ныне в Аксайском музее, перечислены царские заставы, располагавшиеся вокруг Черкасска (ныне станица Старочеркасская), упомянута в нём и застава при Усть-Оксае. В документе говорится, что в Усть-Оксай во время разлива воды казаки с женами и детьми, а также вдовы, в основном из Черкасска, ежегодно выезжали почти на все лето; в поселении бывал торг с приезжими малороссиянами, на котором покупали и обменивали на рыбу хлеб и другой товар.
В 1742 году на карте появился Усть-Аксайский стан по названию протекающей здесь реки. В 1783 году в Аксае начали постройку каменной Троицкой церкви с приделами святого Николая чудотворца и великомученика Георгия Победоносца. Многоярусный, резной, золоченый по зелёной земле, иконостас этой церкви устроен в Санкт-Петербурге архитектором К. Б. Растрелли. Зимой 1783/84 годов в Усть-Аксайском стане проживал А. В. Суворов, командовавший тогда Кубанским корпусом. В 1786 году в Усть-Аксайском, «по найму рядчика Буденнова», были возведены Триумфальные ворота.
В 1797 году Усть-Аксайский стан был переименован в Усть-Аксайскую станицу, а приставка «Усть» позднее исчезла из названия. 1 июня 1820 года А. С. Пушкин ночевал в станице Аксайской проездом на Кавказ. В 1825 году в станице был построен Успенский храм.
В период Крымской войны, в 1854—1855 годах, в устье реки Аксай была организована Азовская гребная флотилия. Тогда же начал выпускать продукцию пороховой завод, расположившийся на пологом склоне балки северо-западной окраины станицы. Устройство в 1854 году капитальной Ольгинской дамбы через все займище Дона ещё больше способствовало торговым и мореходным выгодам станицы Аксайской.
В 1850 годах в станице Аксайской открылись Мореходные классы. Вот что писал о казаках-низовцах (включая аксайцев) С. Номикосов (1884 г.):
На дальнейшие судьбы станицы значительное влияние оказало строительство в 1864 году первой на Дону железной дороги, соединившей Александровск-Грушевские угольные копи (ныне город Шахты) и станицу Аксайскую, движение по ней началось в январе 1864 года. В 1868 году железнодорожная ветка была доведена до Ростова-на-Дону, соединив станицу с железнодорожной сетью страны.
В 1914 году — Аксайская станица с хуторами (Болдырев, Большелогский, Верхне-Гоголев, Дарьев, Должик, Кирбитова-Балка, Кутейников, Нижне-Гоголев, Павленков, Протопоповский, Самбек, Тарасов)
Численность населения
1897 — 7600
1939 — ↗ 9800
1959 — ↗ 15 518
1967 — ↗ 20 000
1970 — ↗ 21 994
1979 — ↗ 29 987
1989 — ↗ 33 389
1992 — ↘ 33 300
1996 — ↗ 35 700
1998 — ↗ 35 700
2002 — ↗ 38 012
2003 — ↘ 38 000
2005 — ↘ 37 200
2006 — ↘ 36 900
2007 — ↘ 36 600
2009 — ↘ 36 030
2010 — ↗ 41 969
2011 — ↗ 42 000
2012 — ↗ 42 481
2013 — ↗ 42 747
2014 — ↗ 43 166
2015 — ↗ 43 558
2016 — ↗ 44 279
2017 — ↗ 44 828
2018 — ↗ 45 078
2019 — ↗ 45 158
2020 — ↗ 46 018
2021 — ↗ 48 372
Наибольшая численность населения была зафиксирована в 1998 году, когда она составляла ↗ 35 700 человек. Наименьшаая численность населения была в 1959 году, и была 15 518 человек.