Расстояние до Москвы (по прямой) составляет 843 км.
Расстояние до центра Казань (по прямой) составляет 123 км.
Расстояние до районного центра город Нурлат (по прямой) составляет 9 км.
Егоркино (чуваш. Якурккел ) — село в Нурлатском районе Республики Татарстан Российской Федерации.
Расположено на р. Аксумла, в 11 км СЗ от г. Нурлат. Историч. названия — Клевлина, Аксумла. Основано в нач. 18 в. переселенцами из Цивильского и Козьмодемьянского уездов. В 19 в. входило в Чистопольский уезд Казанской. губернии. С середины 19 в. проживают также русские (25 %). Число жителей: в нач. 18 в. — 54 чел.; 1764—333; 1857—791; 1897—1295; 1989—932; 2002—1008 чел. (чуваши, русские).
История происхождения
Народный эпос о возникновении села записан в книге В.Симакова «Чувашские населенные пункты Самарской области (Краеведческий словарь) страницы 65, 71, 73.
«В 1670-х годах восточнее Симбирска у Яра была чувашская деревня Инель. Есть ли она теперь, не известно. В этой деревне жили родные братья Сергей и Тихон, а также Егор и Максим. Из рода Сергея и Тихона был Упрись. Было четыре семьи, мужиков пять. В то время в Астрахани началась война и мужчин начали забирать в армию. Дошло до них, что бывают там и убийства. «Уйдем», — решили они. Покинули они Инель. Имущество погрузили на подводы, скот свой взяли. Молились они киремети. С собой и киреметь захватили. Южнее Мелекесса есть деревня Сабакаево. Остановились там. Разгрузились. Думают, тут можно жить. Но Мелекесс был близок. Здесь русский хозяин принуждал их работать на себя, избивал. А чуваши не знали русского языка. Но они не занузданы, свободны; решили пойти туда, где нет людей. Взяли свой киремет и тронулись дальше. По Черемшану ехали целый год. Останавливались, вступили в стычки с посторонними. К ним пристало восемь женщин. Доехали до высокого берега Черемшана и облюбовали места под поселения. Вырыли землянки. Хлеба вначале не было. Питались плодами кустарниковых деревьев нахат. Егор занял место, где выросла деревня Егоркино. Максим — где деревня Максимкино, а Упрысь был слишким тихим и несмелым. Ему дали болотистое место, где возникла деревня Абрыскино (Лачака). За долгое время деревни стали многолюдны (В.Д.Димитриев, « Чувашские исторические предания», стр.211-212).
Рассказ местных старожил:
С востока на запад за пределами черемшанской крепости берет свое начало река Большой Черемшан и в районе между городами Самарой и Ульяновском впадает в Волгу. По правую сторону реки Большой Черемшан тянутся отроги Бугульминско-Белебеевская возвышенность, склоны которого покрыты лиственными лесами, а по левую сторону озера, мелколесье, кустарники и заливные луга. Затем к югу тянутся обширные степи, плодородная почва — чернозем. Хотя и здесь в низинах часто встречались лесные опушки и болота. В частности, между с. Егоркино и д. Ерепкино, в районе нынешнего Можая и Крыловки, были болота и леса, о чем хорошо помнят старожилы. Это был труднодоступный край, и крестьяне только зимой там могли заготавливать лесоматериал.
В лесах было много различных зверей, дичи, ягод и грибов, а в реках и озерах кишела рыба. Недаром говорили старожилы: Если повесить лукошко на рога коровы, то к вечеру будет лукошко полное ягодами.
Однако леса, реки и озера по правую сторону Большого Черемшана принадлежали помещикам, и они строго охраняли от посягательства со стороны крестьян.
Вот в этих краях во второй половине 16 века появились первые переселенцы из населенных пунктов Сахча и Вир, которые входят нынче в Димитровградский район, Ульяновской области. Старожилы до сих пор помнят, как некоторые из них ежегодно поклонялись перед культом Киремет Сахчи. Первые переселенцы-чуваши получили эти земли за активную помощь Ивану Грозному в борьбе против Казанского Ханства.
Среди первых жильцов особенно выделялся своим умом, характером и трудолюбием молодой парень, которого звали Ягурка. Некоторые сами выбирали земли, для поселения на реке Малая Аксумлинка, жители нынешнего села Егоркино, другие В.Поляне, Камышле и т.д.