Набережные Челны (тат. Яр Чаллы , с 19 ноября 1982 года до 6 января 1988 года — Брежнев) — город в Республике Татарстан России.
Расположен на северо-востоке республики на левом берегу реки Камы, реки Челны и Нижнекамского водохранилища.
Город республиканского значения, образует муниципальное образование город Набережные Челны со статусом городского округа как единственный населённый пункт в его составе, административный центр Тукаевского района (сам город в район не входит).
Крупный промышленный центр, главный город Нижнекамского территориально-производственного комплекса и Набережночелнинской агломерации.
Второй по численности населения город республики, 30-й в России и второй среди городов, не являющихся центрами субъектов федерации.
В городе расположен автогигант «КамАЗ».
Первое поселение на месте города называлось Чалнинский починок, от реки Чалны. При дальнейших изменениях названий «Чалны» трансформировалось в «Челны», возможно, потому, что основная часть поселения (ныне так называемые Красные Челны) тогда действительно располагалась на сильно выдающемся в реку Каму красноватом глинистом мысу, напоминавшем нос лодки. Тем не менее у исследователей до сих пор нет единого мнения по этому вопросу.
Город сформировался из двух стоящих рядом сёл, разделённых рекой Мелекеской, — Мысовые Челны и Бережные Челны. В 1982 году город был переименован в Брежнев в память о советском партийном и государственном деятеле Л. И. Брежневе, но уже в 1988 году ему возвращено исконное название Набережные Челны.
География
Городской округ граничит с Тукаевским и Елабужским районами.
Основные реки в городе: Кама, Челна, Шильна и их притоки — Мелекеска, Ялхов, Ржавец, Гардалинка.
Расстояние до Нижнекамска — 35 км, до Казани — 237 км.
Климат
Климат умеренный, переходный от умеренно континентального к континентальному, характерны довольно большие годовые амплитуды температуры. Зима долгая и суровая, длится почти 5 месяцев, среднесуточная температура с устойчивой температурой ниже 0° устанавливается с начала ноября по конец марта. Самый холодный месяц — январь. Лето теплое, длится все календарное лето с начала июня по конец августа, когда среднесуточная температура устойчиво держится выше +15°, самый жаркий месяц — июль. Распределение осадков во время года равномерное с небольшим увеличением в летние и осенние месяцы. На влажность города сильно влияет Нижнекамское водохранилище, за счёт этого в городе никогда не бывает слишком сухо. Среднегодовое количество осадков — 652 мм.
История
Первые поселения, как показывают археологические раскопки, в районе современных Набережных Челнов были основаны племенами срубной культуры ещё в середине III тысячелетия до нашей эры, в эпоху бронзового века.
В новое время первым поселением на месте города был основанный русскими крестьянами из близлежащего города Елабуги в 1626 году Чалнинский починок (впоследствии село Мысовые Челны, а с 1930 года — Красные Челны). Сам город вырос из основанного чуть позже соседнего села Бережные Челны.
К концу XIX века село стало крупным центром хлебной торговли. В 1914 году правительство Российской Империи начало строительство хлебного элеватора, который на тот момент стал третьим по ёмкости в России.
10 августа 1930 года постановлением ВЦИК СССР селу Набережные Челны присвоен статус города. Бурный рост Набережные Челны испытали с начала 1970-х в связи со строительством гигантского по размерам Камского автомобильного завода (КАМАЗ) и новых жилых массивов для работников завода. Ежегодно десятки тысяч людей со всего Советского Союза ехали на строительство завода. 35-тысячный прежде город за 20 лет бурного роста достиг отметки в полмиллиона при планировавшемся населении в 350 000 человек. Территория, охваченная масштабным жилищным строительством, начавшимся в связи с возведением КамАЗа, получила название Новый город.
Параллельно с бурным ростом Набережных Челнов и соседнего Нижнекамска (там в 1961—1973 г. построены нефтехимический и шинный комплексы) появились аэропорт Бегишево (1970—1971), Нижнекамская ГЭС (1963—1979), Нижнекамское водохранилище (1978—1979), железная дорога Агрыз — Круглое Поле (1976—1982), строилась Татарская АЭС (1980—1990, не достроена), Камский тракторный завод в Елабуге (1984—1990-е).
В 1982—1988 годах город назывался Брежнев (по имени бывшего главы СССР Л. И. Брежнева, в период правления которого город был фактически построен с нуля), после чего городу было возвращено историческое название.
В постсоветский период в 1990-х годах моногород испытал стагнацию в связи с общим для страны упадком промышленности, а также крупным пожаром и полным разрушением завода двигателей КАМАЗа 1993 года. Это сопровождалось разгулом преступности (уровень которой был довольно высок уже в 80-е годы) и подъёмом татарского национализма.
Набережные Челны — эксперимент по строительству города, сочетание линейного города и микрорайонной застройки. При строительстве города и КАМАЗ приоритет отдавался заводу, социальную инфраструктуру города предполагалось построить в последующем. Однако экономическая нестабильность 90-х годов и традиционные недостатки микрорайонной застройки предопределили недообустроенность и стихийное развитие города к 2020 году.
Транспорт
Набережные Челны — крупный железнодорожный, автотранспортный и авиационный узел, известный на Каме речной порт.
Во-первых, это станция Круглое Поле с 28 станционными путями для приёмо-отправления поездов, грузовым двором для погрузки-разгрузки вагонов, сортировочной горкой для формирования и расформирования поездов.
Во вторых, это грузо-пассажирская станция Набережные Челны . Здесь производятся погрузка и выгрузка вагонов, подаваемых по подъездным путям на оптовые базы и перерабатывающие предприятия. На территории станции построен современный объединённый железнодорожный и автобусный вокзал с одновременным приёмом 1500 пассажиров. Со станции Набережные Челны поезда дальнего следования следуют прямым сообщением в Москву, Казань, Ульяновск, Ижевск, Бугульму, Адлер, Пермь, Волгоград, Саратов, Краснодар. Местное железнодорожное сообщение представлено двумя ежедневными рейсами по маршруту Ижевск — Нижнекамск.
Кроме того, в городе имеются ведомственные железнодорожные хозяйства, принадлежащие ПАО «КАМАЗ» и пермскому ООО «Железнодорожное управление», способные обрабатывать до 1200 вагонов в сутки.
Железная дорога неэлектрифицирована. Электрификация участка Агрыз — Биклянь велась до 1991 года, впоследствии была приостановлена и заброшена, затем, распоряжением правительства РФ от 17 июня 2008 г. № 877-р полностью отменена.
Городской транспорт представлен 14 маршрутами трамвая и 21 маршрутами такси.
В конце 1980-х — начале 1990-х гг существовал проект организации в городе также троллейбусного движения, который в итоге был отклонён ввиду нецелесообразности распыления ресурсов при наличии крупной трамвайной системы.
Набережночелнинский трамвай — одна из последних новых трамвайных систем в СССР и России, близкая к скоростному трамваю, была создана для обеспечения больших пассажирских потоков между жилыми районами города и обширным производственным комплексом КАМАЗа и другими крупными предприятиями.
Численность населения
1897 — 1000
1926 — ↗ 4000
1931 — ↗ 5000
1939 — ↗ 9400
1959 — ↗ 19 103
1967 — ↗ 33 000
1970 — ↗ 37 923
1971 — ↗ 55 000
1973 — ↗ 126 000
1975 — ↗ 231 000
1976 — →231 000
1979 — ↗ 301 381
1982 — ↗ 374 000
1985 — ↗ 451 000
1986 — ↘ 446 000
1987 — ↗ 480 000
1989 — ↗ 500 309
1990 — ↗ 511 000
1991 — ↘ 510 000
1992 — ↗ 514 000
1993 — ↗ 520 000
1994 — ↗ 524 000
1995 — ↗ 531 000
1996 — ↘ 530 000
1997 — ↘ 522 000
1998 — ↗ 525 000
1999 — ↘ 518 300
2000 — ↘ 514 700
2001 — ↗ 518 300
2002 — ↘ 509 870
2003 — ↗ 509 900
2004 — ↘ 508 900
2005 — ↘ 507 900
2006 — ↘ 507 200
2007 — ↘ 506 400
2008 — ↘ 506 100
2009 — ↗ 507 868
2010 — ↗ 513 193
2011 — ↗ 513 773
2012 — ↗ 516 637
2013 — ↗ 519 025
2014 — ↗ 522 048
2015 — ↗ 524 444
2016 — ↗ 526 750
2017 — ↗ 529 797
2018 — ↗ 532 472
2019 — ↗ 533 907
2020 — ↘ 533 839
2021 — ↗ 548 434
Наибольшая численность населения была зафиксирована в 2021 году, когда она составляла 548 434 человек. Наименьшая численность населения была в 1897 году, и была 1 000 человек.