Хандыга

Расстояние до Москвы (по прямой) составляет 5 080 км.

Расстояние до центра Якутск (по прямой) составляет 346 км.

Хандыга — посёлок городского типа в Якутии в 450 км к ВСВ от Якутска, построенный на реке Алдан.

Географическая характеристика

Расположен на правом берегу реки Алдан, на автодороге «Колыма» (Магадан — Якутск, бывш. «Хандыгская трасса»). Расстояние до Якутска: наземным путём — 449 км, воздушным — 370, водным — 642.

История

Возник в 1938 году как пристань. Посёлок Хандыга был основан в 1939 году в связи с началом строительства автодороги от реки Алдан до Оймякона, строительство этой дороги имело большое значение. Основателем посёлка считается начальник строительства дороги М. К. Карпов.

31 марта 1941 года был издан приказ НКВД СССР «О поставке заключенных из лагерей Янского горнопромышленного управления на строительство автомобильной дорог Усть — Восточная и Хандыга — Батыгай».

В 1941—1943 годах — Алданский исправительно-трудовой лагерь Дальстроя. В 1951—1954 годах — управление Янстройлага, Хандыгский ИТЛ УСВИТЛа.

Необходимость этой дороги была вызвана тем, что в районе реки Колыма геологи открыли месторождение с промышленным содержанием золота. Промышленное освоение открытых месторождений золота было немыслимо без транспортного освоения этого края.

11 ноября 1931 года вышло постановление Политбюро ЦК ВКП(б) по вопросу освоения северо-востока. Через два дня Совет Труда и Обороны постановил организовать трест по промышленному и дорожному строительству в районе верхней Колымы и разработке недр с добычей и обработкой всех полезных ископаемых края. Трест получил сокращённое наименование «Дальстрой». Своей деятельностью этот трест охватил территорию от Берингова моря на востоке и до реки Лены на западе. Таким образом, вся Восточная Якутия оказалась включённой в систему «Дальстрой». Правительство страны решило осваивать этот регион, богатый полезными ископаемыми, но не было дорог, были только вьючные тропы.

Первоначально планировалось строительство железной дороги, но затем решили строить автомобильную. Существовало несколько вариантов будущей дороги, но окончательный проект был подготовлен дорожно-изыскательной экспедицией, возглавляемой Карповым Михаилом Константиновичем. Он являлся и основателем посёлка Хандыга. Когда обсуждался вопрос о строительстве автодороги, то первоначальным пикетом будущей дороги обозначалось село Крест-Хальджай, но М. К. Карпов в целях сокращения дороги решил её строить с новой точки и, таким образом, выбрал берег Алдана, который находился на 80 км выше села Крест-Хальджай. Москва дала добро на инициативу М. К. Карпова, и он решил осуществить передислокацию своей экспедиции на новое место, названное Хандыгой по названию реки. Об этом М. К. Карпов писал следующее: «… переезд был решён, и в середине декабря 1939 года первая группа людей с палатками выехала из села Крест-Хальджая в Хандыгу. Пять палаток, установленных в два ряда, расположились на берегу. Сразу же приступили к заготовке леса и постройке бани». В начале мая об изменении месторасположения экспедиции было сообщено в Москву и в Магадан. Вскоре на берегу Алдана на двух столбах появилась надпись «Пристань Хандыга — Дальстроя НКВД». Отсюда развернулось строительство автодороги до Оймякона, куда с противоположной стороны (от Магадана) уже вели дорогу другие подразделения Дальстроя.

С этого события берёт своё начало п. Хандыга, но настоящее строительство и развитие посёлка связано с более поздним временем, а именно с 1941 годом. В декабре 1940 года М. К. Карпов выехал в Москву для утверждения проекта будущей дороги и сметы, и вскоре последовал приказ, изданный заместителем министра внутренних дел В. В. Чернышёвым, о преобразовании дорожной экспедиции в управление дорожного строительства с постоянным месторасположением базы управления в Хандыге. Одновременно с приказом о преобразовании вышел приказ о назначении М. К. Карпова начальником вновь созданного Алданского управления дорожного строительства. 3 февраля 1941 года М. К. Карпов по распоряжению В. В. Чернышёва выехал на станцию Большой Невер принять с консервации управление Байкало-Амурской магистрали (БАМ): 100 грузовых автомашин ЗИС-5, 56 тракторов и 150 человек лагерного состава.

В апреле 1941 года колонна автомашин двинулась на Хандыгу по Аямскому тракту и 1 мая они прибыли в Хандыгу. Осенью 1941 года в Хандыгу начали прибывать баржи с заключёнными, их везли с БАМа. Этим заключённым предстояло строить Хандыгу и дорогу Хандыга — Кадыкчан. На базе Хандыгской дорожной экспедиции в сентябре 1941 года было организовано «Алданское управление дорожного строительства», которое вместе с управлением дорожного строительства Севера приступило к строительству автопроезда «Кадыкчан — Хандыга». Строительство автопроезда протяжённостью 733 км завершилось в августе 1943 года в районе Верхоянского перевала.

Транспорт

Через посёлок проходит федеральная автодорога Хандыга — Магадан. Регулярное водное пассажирское сообщение с Якутском отсутствует (прекращено в 1998 г., ранее осуществлялось судами на подводных крыльях).

Добраться до Магадана и Якутска можно только с частными перевозчиками.

Численность населения

19594049

19705703

19797176

19899536

20027025

20096517

20106638

20116612

20126562

20136523

20146436

20156432

20166291

20176166

20186095

20195963

20206014

20215281

20235179

Наибольшая численность населения была зафиксирована в 1989 году, когда она составляла 9536 человек. Наименьшаая численность населения была в 1959 году, и была 4049 человек.

Рейтинг
Регионы РФ
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Субъект

62°39′12″ с. ш. 135°33′33″ в. д.

Субъект ФедерацииРеспублика Саха (Якутия)

Муниципальный районТомпонский

Городское поселениепосёлок Хандыга

История и география

Часовой поясMCK +6

Население

Население5179 чел. (2023)

Коды

Телефонный код+7 41153

Код ОКАТО98250551000

Код ОКТМО98650151051