Земляничное

Расстояние до Москвы (по прямой) составляет 1 215 км.

Расстояние до центра Симферополь (по прямой) составляет 127 км.

Расстояние до районного центра город Белогорск (по прямой) составляет 20 км.

Земляничное (до 1945 года Орталан; укр. Земляничне , крымскотат. Ortalan, Орталан , итал. Ortolagam ) — село в Белогорском районе Республики Крым, центр Земляничненского сельского поселения (согласно административно-территориальному делению Украины — Земляничненского сельского совета Автономной Республики Крым).

Всеукраинская перепись 2001 года показала следующее распределение по носителям языка

На 2017 год в Земляничном числится 20 улиц; на 2009 год, по данным сельсовета, село занимало площадь 110 гектаров на которой, в 235 дворах, проживало 726 человек. В селе действуют средняя общеобразовательная школа, детский сад «Земляничка», фельдшерско-акушерский пункт, отделение Почты России, сельский Дом культуры, библиотека-филиал № 16, мечеть «Орталан джамиси», Земляничное связано автобусным сообщением с Белогорском.

География

Земляничное находится на востоке района, в верхней части долины Индола (Су-Индол). Расположено в горной котловине Внутренней гряды Крымских гор, образованной стыком долин Индола и ручья Чамар, правого притока Мокрого Индола. Село лежит в километре к югу от шоссе Симферополь — Феодосия, высота над уровнем моря — 330 м. Ближайшие сёла — Еленовка в 1,2 километрах севернее и Радостное — в 2,5 км на северо-восток. Расстояние до райцентра — около 24 километров (по шоссе), до железнодорожной станции Феодосия — примерно 51 километр. Транспортное сообщение осуществляется по региональной автодороге 35Н-120 от шоссе Симферополь — Феодосия до Земляничного (по украинской классификации — С-0-10344 ).

История

Орталан — древнее, как и многие горные сёла, христианское поселение, основанное в средние века потомками готов и алан, смешавшихся с местным населением. Бертье-Делагард считал, что селение, как итал. Paradixii , упоминалось в итальянских документах конца XIV века, как владение генуэзского консульства Солдайи, но, судя по письмам консула Солдайи Христофоро ди Негро, в селении итал. Ortolagam жители Солдайи проживали временно (на сезонных работах), а селение находилось на землях Татарии (Крымского ханства) (итал. locis casalibus Tartarie ), но археологических раскопок на нём не проводилось. При этом, в материалах переписей Кефинского санджака 1520 года подобное название не встречается. В начале — середине XVII века, вследствие более высоких, чем в Крымском ханстве налогов и спасаясь от набегов казаков, христианское население Кефинского санджака переселялось во внутренние районы полуострова. В джизйе дефтера Лива-и Кефе (Османских налоговых ведомостях) 1634 года в Орталане записаны 8 дворов иноверцев, все переселившиеся из Улу Узеня (1 двор), Ай-Сереза — 2 двора, Шелена 5 дворов.

В Упоминается селение Орта Алан и в дефтера 1652 года, где перечислены несколько имён и фамилий налогоплательщиков-христиан. Упоминается Орталан в родословной беев Ширинских, как «завоёванное Мамак-беем Ширинским от генуэзцев…» (без указания года). Уже в XVII веке здесь находились 2 дворца беев, а сам Орталан был центром их бейлика. В селении, видимо издревле, существовала армянская колония — имеются данные о существовании армянской Вознесенской церкви, возобновлённой в 1700 году (по другим данным — в 1740 году жители возвели новую, пророка Илии) и кладбища при ней. Об этой церкви и кладбище, виденном в 1820 году, пишет Минас Бжишкян (он же Минас Медичи) в своём труде «Путешествие по Польше и другим местам, обитаемым армянами переселившимся из древнего столичного города Ани». Крымский историк А. И. Маркевич, осматривавший армянские церкви селения в конце XIX века, видел только фундамент уже разобранного храма св. Параскевы (7 саженей длиной и 4 шириной), а по поводу греческой часовни св. Илии предполагал, что она возведена на месте армянской.

В «Ведомости о выведенных из Крыма в Приазовье христианах» А. В. Суворова от 18 сентября 1778 года записано, что из деревни Вуртолн (Урталак) выселено 406 армян, 33 крымских грека и 1 грузин (в ведомости митрополита Игнатия выведенных из Арталана число семей не указано). Армяне переселились в Нахичевань-на-Дону, а грузины (вместе с бывшими жителями-грузинами из Кафы, Бахчисарая, Карасубазара, Козлова, Какчиоя, Султан-Салы, Чермалыка и Бешуя) — в село Игнатьевка (ныне не существует). Согласно «Ведомости… какие христианские деревни и полных дворов. И как в оных… какие церкви служащие, или разорённые. …какое число священников было…» от 14 декабря 1783 года в деревне Орталан числилось 12 греческих дворов, церковь пророка Илии в коей 1 священник и 35 армянских дворов. В ведомости «при бывшем Шагин Герее хане сочиненная на татарском языке о вышедших християн из разных деревень и об оставшихся их имениях в точном ведении его Шагин Герея» и переведённой 1785 году о дерревне записано: «В сей деревне после выехавших греков остались все земли в казенном ведомстве». Также содержится отсылка к другому архивному документу, в котором сказано

В Камеральном Описании Крыма… 1784 года записано, что в последний период Крымского ханства Яюрт входил в Ширинский кадылык Кефинского каймаканства. После присоединения Крыма к России (8) 19 апреля 1783 года, (8) 19 февраля 1784 года, именным указом Екатерины II сенату, на территории бывшего Крымского Ханства была образована Таврическая область и деревня была приписана к Левкопольскому, а после ликвидации в 1787 году Левкопольского — к Феодосийскому уезду Таврической области. Во время своего путешествия императрица Екатерина ІІ пожаловала селение Орталан с окрестностями камердинеру таганрогскому греку Захару Константиновичу Зотову (впоследствии земли делились между его наследниками). После Павловских реформ, с 1796 по 1802 год, входила в Акмечетский уезд Новороссийской губернии. По новому административному делению, после создания 8 (20) октября 1802 года Таврической губернии, Орталан был включён в состав Кокташской волости Феодосийского уезда.

По Ведомости о числе селений, названиях оных, в них дворов… состоящих в Феодосийском уезде от 14 октября 1805 года, в деревне Орталы числилось 25 дворов, 81 крымский татарин и 66 греков. На военно-топографической карте генерал-майора Мухина 1817 года обозначена деревня Орталан с 22 дворами. После реформы волостного деления 1829 года Арталак, согласно «Ведомости о казённых волостях Таврической губернии 1829 года» остался в составе Кокташской волости. На карте 1836 года в деревне 36 дворов, как и на карте 1842 года.

В 1860-х годах, после земской реформы Александра II, деревню приписали к Салынской волости того же уезда. В «Списке населённых мест Таврической губернии по сведениям 1864 года», составленном по результатам VIII ревизии 1864 года, Орталан — владельческая греческо-татарская деревня с 30 дворами, 219 жителями, армянским монастырём, мечетью и целебным источником Саулук-Су при речке Мокрый Эндол (на трёхверстовой карте Шуберта 1865—1876 года в деревне Орталан обозначен 31 двор). В «Памятной книге Таврической губернии 1889 года», по результатам Х ревизии 1887 года записана Орталан с 60 дворами и 317 жителями. На верстовой карте 1890 года в деревне обозначено 90 дворов с греческо-татарским населением. По «…Памятной книжке Таврической губернии на 1892 год» в Орталане, не входившей ни в одно сельское общество, числилось 277 безземельных жителей, домохозяйств не имеющих.

После земской реформы 1890-х годов, которая в Феодосийском уезде прошла после 1892 года, деревня осталась в составе Салынской волости. Согласно Всероссийской переписи 1897 года в селе Орта-Лан зафиксировано 541 житель, из которых 182 православных (видимо, греков) и 352 мусульманина (то есть, татар). По «…Памятной книжке Таврической губернии на 1902 год» в деревне Орталан, входившей в Коперликойское сельское общество, числился 581 житель, домохозяйств не имеющий. На 1902 год в деревне работал фельдшер. На 1914 год в селении действовало земское училище. По Статистическому справочнику Таврической губернии. Ч.II-я. Статистический очерк, выпуск пятый Феодосийский уезд, 1915 год, уже в селе Орталан Салынской волости Феодосийского уезда числилось 85 дворов с татарским населением в количестве 439 человек приписных жителей.

После установления в Крыму Советской власти, по постановлению Крымревкома от 8 января 1921 года была упразднена волостная система и село вошло в состав вновь созданного Карасубазарского района Симферопольского уезда, а в 1922 году уезды получили название округов. 11 октября 1923 года, согласно постановлению ВЦИК, в административное деление Крымской АССР были внесены изменения, в результате которых округа ликвидировались, Карасубазарский район стал самостоятельной административной единицей и село включили в его состав. Согласно Списку населённых пунктов Крымской АССР по Всесоюзной переписи 17 декабря 1926 года, в селе Орталан, центре Орталанского сельсовета Карасубазарского района (и одноимённом совхозе), числилось 158 дворов, из них 95 крестьянских, население составляло 646 человек, из них 361 татарин, 173 русских, 101 грек, 7 украинцев, 2 немца, 2 записаны в графе «прочие», действовала русско-татарская школа. По данным всесоюзной переписи населения 1939 года в селе проживало 797 человек.

Численность населения

2001732

2014660

Наибольшая численность населения была зафиксирована в 2001 году, когда она составляла 732 человек. Наименьшаая численность населения была в 2014 году, и была 660 человек.

Рейтинг
Регионы РФ
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Субъект

44°58′20″ с. ш. 34°50′05″ в. д.

Субъект ФедерацииРеспублика Крым

РайонБелогорский район

ОбщинаЗемляничненское сельское поселение

История и география

Часовой поясMCK

Население

Население660 чел. (2014)

Коды

Телефонный код+7 365599159391693

Код ОКАТО35207827001

Код ОКТМО35607427101