Ходжа-Сала

Расстояние до Москвы (по прямой) составляет 1 269 км.

Расстояние до центра Симферополь (по прямой) составляет 69 км.

Расстояние до районного центра город Бахчисарай (по прямой) составляет 18 км.

Ходжа-Сала (укр. Ходжа Сала , крымскотат. Qoca Sala, Къоджа Сала ) — село в Бахчисарайском районе Республики Крым, в составе Красномакского сельского поселения (согласно административно-территориальному делению Украины — Красномакского сельского совета Бахчисарайского района Автономной Республики Крым).

Всеукраинская перепись 2001 года показала следующее распределение по носителям языка

В Ходжа-Сале 1 улица — Челеби, в селе 22 двора, в которых, на площади 16,1 гектара, по данным сельсовета на 2009 год, проживало 47 человек.

География

Ходжа-Сала — возрождённое в 1990 году село в юго-западной части района, в долине Джан-Дере, у истока речки Быстрянка, у западного подножия пещерного города Мангуп. Недалеко от села (в пределах 3 километров) находятся другие исторические достопримечательности: Эски-Кермен, остатки замка Кыз-Куле, пещерные монастыри Шулдан и Челтер, Сюйренская крепость с пещерным монастырём средневековые храмы Донаторов и Трёх Всадников. Транспортное сообщение осуществляется по региональной автодороге 35К-010 Танковое — Оборонное (по украинской классификации — Т-0105 ), которое ведёт по Каралезской долине, ведёт, через первал Текиль-Таш (Стоячий Камень), в долину реки Чёрной и далее в Севастополь (около 36 километров (по шоссе)). Расстояние до Бахчисарая от села около 21 километра, ближайшая железнодорожная станция — Сирень, примерно в 13 километрах.

История

Село было основано потомками готов и аланов, смешавшихся с местным населением, в первом тысячелетии нашей эры. Позже село оказалось в самом центре средневекового княжества Феодоро, являясь практически предместьем Мангупа, по одной из версий носившем название Варзары (ср.-греч. Βαρζάρους ). Существует дискутируемая версия В. А. Сидоренко, что предместье Варзары на месте современного села относилось к VI—VII веку, аргументированно оспариваемая А. Ю. Виноградовым, который считает, что поселение могло существовать в IХ—XI веке — граффити указывает на восстановление храма в 1179 году. Название известно из надписи на лицевой стороне обломка мраморной капители из «Каралезской базилики» — остатков храма, найденного при строительстве пруда в начале 1980-х годов на западной окраине села (сейчас затоплены). Трёхнефная базилика с несколькими строительными периодами, получила широкую известность, благодаря нескольким надписям-граффити на архитектурных деталях. Охранные раскопки памятника, оставшиеся не завершенными, проводились в 1983—1986 году под руководством В. А. Сидоренко, а их материалы остались практически не изданными. На основании имеющихся публикаций А. И. Айбабин, считая надписи из храма самыми ранними в Крыму, датировал строительство базилики второй половиной VI — началом VII века, в свою очередь Андрей Виноградов, основываясь на палеографии граффити, относит их к средневизантийскому времени. Предположительно, ещё в эпоху Феодоро от родника в балке Табана-дере к деревне был проложен водопровод из гончарных труб — Н. И. Репников в 1930-х годах обнаружил его остатки в верховьях балки.

После захвата княжества Османской империей в 1475 году село входило в Мангупский кадылык эялета Кефе (провинции). Селение упоминается в материалах переписей Кефинского санджака 1520 года, где в Коджа-Саласы, она же Отар, подчинённом Инкирману, записаны: 1 мусульманская семья и 93 немусульманских (христианских), из которых 10 семей — потерявших мужчину-кормильца и 3 — подданных хана. По переписи 1542 года в Коджа-Саласы уже 7 мусульманских семей и 8 взрослых неженатых мужчин, христианских — 79, из них 24 «овдовевших» и 6 холостяков. Такое количество семей без мужчин объясняется тем, что здешние жители — таты, славились как отличные воины, составляли своего рода элиту в ханском войске и часто гибли. Видимо, они же сумели отбить в 1633 году нападение запорожских казаков, прошедших весь Крым и захвативших хранившуюся на Мангупе ханскую казну.

По свидетельству путешественника XVII века Эвлии Челеби, этот край назывался Татским Илем и поставлял для войска Крымского хана лучших воинов. Он же впервые упоминает в 1667 году Селение Коджа-саласы:

Документальное упоминание селения встречается в «Османском реестре земельных владений Южного Крыма 1680-х годов», согласно которому в 1686 году (1097 год хиджры) Коджа-сала входил в Мангупский кадылык эялета Кефе. Всего упомянуто 22 землевладельца, все мусульмане, владевших 535,5 дёнюмами земли. После обретением ханством независимости по Кючук-Кайнарджийскому мирному договору 1774 года «повелительным актом» Шагин-Гирея 1775 года селение было включено в Крымское ханство в состав

Бакчи-сарайского каймаканства Мангупскаго кадылыка, что зафиксировано и в Камеральном описании Крыма 1784 года. К этому времени христиан в деревне, видимо, не осталось, так как ни в «Ведомости о выведенных из Крыма в Приазовье христианах» А. В. Суворова, ни в ведомости митрополита Игнатия, Коджа-Сала не упоминается, хотя случалось, что греки, не желающие покидать родные места, переходили в ислам.

(8) 19 апреля 1783 года Крым был присоединён к России. В составе Российской империи, по новому административно-территориальному делению, Коджа-Салу с 8 февраля 1784 года включили в состав Симферопольского уезда Таврической области Новороссийской губернии. Упоминается, как Бугас-Сала, в труде Петра Палласа «Наблюдения, сделанные во время путешествия по южным наместничествам Русского государства». После Павловских реформ, с 12 декабря 1796 года по 1802 год, она входила в Акмечетский уезд Новороссийской губернии. После создания 8 (20) октября 1802 года Таврической губернии Коджа-Сала была включена в состав Чоргунской волости Симферопольского уезда.

Согласно Ведомости о всех селениях в Симферопольском уезде состоящих с показанием в которой волости сколько числом дворов и душ… от 9 октября 1805 года, в Коджа-Сале в 24 дворах проживало 123 крымских татарина. На военно-топографической карте генерал-майора Мухина 1817 года в деревне обзначено 25 дворов. В результате реформы волостного деления 1829 года деревню отнесли ко вновь созданной Байдарской волости. Шарль Монтандон в своём «Путеводителе путешественника по Крыму, украшенный картами, планами, видами и виньетами…» 1833 года называл селение Кудья-Сала и Куджа-Сала, и характериховал её, как состоящее из 36 домов и не заключающее в себе ничего примечательного. После образования в 1838 году Ялтинского уезда деревня осталась в составе Симферопольского, но к какой их волостей её приписали, пока установить не удалось. На карте 1842 года в Коджа-Сале обзначено 49 дворов.

В 1860-х годах после земской реформы Александра II деревню приписали к Каралезской волости. По результатам VIII ревизии 1864 года, собранным в «Списке населённых мест Таврической губернии по состоянию на 1864 год», записана владельческая татарская деревня, в которой 40 дворов, 188 жителей и мечеть при источнике безименном. По обследованиям профессора А. Н. Козловского начала 1860-х годов, селение обеспечивалось водой из речки и многочисленных родников. На трёхверстовой карте Шуберта 1865—1876 года в деревне обозначено 5 дворов. Василий Кондараки в 1872 году писал о Ходжа-Сала, как об опустевшей деревне, жители которой переселились в Турцию. В «Памятной книге Таврической губернии 1889 года» по результатам Х ревизии 1887 года в деревне числилось всего 10 дворов и 35 жителей (вероятно, сокращение населения связано с массовой эмиграцией крымских татар в Турцию после Крымской войны. На верстовой карте 1889 года в деревне обозначено 4 двора с татарским населением.

Численность населения

200173

201453

Наибольшая численность населения была зафиксирована в 2001 году, когда она составляла 73 человек. Наименьшаая численность населения была в 2014 году, и была 53 человек.

Рейтинг
Регионы РФ
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Субъект

44°36′20″ с. ш. 33°47′35″ в. д.

Субъект ФедерацииРеспублика Крым

РайонБахчисарайский район

ОбщинаКрасномакское сельское поселение

История и география

Часовой поясMCK

Население

Население53 чел. (2014)

Коды

Телефонный код+7 3655491593

Код ОКАТО35204839005

Код ОКТМО356044439111