Печора — административно-территориальная единица (город республиканского значения с подчинённой ему территорией) и муниципальное образование (муниципальный район с официальным наименованием муниципальное образование муниципального района «Печора», коми «Печора» муниципальной районса муниципальной юнон ) в составе Республики Коми Российской Федерации.
Административный центр — город Печора.
География
Район расположен в северо-восточной части Республики Коми. Климат — умеренно континентальный с длительной умеренно суровой зимой и коротким прохладным летом. Средняя месячная температура воздуха января −19,3 °C, июля +15,4 °C. Среднегодовая температура воздуха −2,5 °C. Среднегодовое количество осадков на равнине около 780 мм, в горах — свыше 1000.
Город Печора и подчинённые его администрации населённые пункты относится к районам Крайнего Севера.
История
До 1780 года эта территория входила в состав Пустозерского уезда, затем — Мезенского уезда. С 1891 года в составе Архангельской губернии существовал Печорский уезд.
При образовании 22 августа 1921 года автономной области Коми (Зырян) большая часть Печорского уезда была включена в её состав.
27 мая 1922 года был образован Ижмо-Печорский уезд с административным центром в селе Ижма. 15 июля 1929 года Ижмо-Печорский район (в 1930 году он был переименован в Ижемский район).
25 февраля 1936 года постановлением ВЦИКа в северной части автономной области был образован Печорский округ с центром в селе Усть-Уса (в составе трёх районов — Ижемского, Усть-Усинского и Усть-Цилемского).
11 марта 1941 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР «Об образовании Кожвинского района в составе Печорского округа Коми АССР» в составе Печорского округа Коми АССР из состава Усть-Усинского района был образован Кожвинский район с административным центром в посёлке Кожва.
В 1937 году началась прокладка железной дороги Котлас — Воркута, при пересечении которой с рекой Печорой была в 1940-1941 годах построена железнодорожная станция Печора и летом 1940 года — посёлок Канин Нос у пристани на реке Печора (для строительства железнодорожного моста через реку Печору были демонтированы и переброшены в Коми АССР конструкции строившегося в то время в Москве Дворца Советов, а также один из мостов через канал Москва — Волга).
9 октября 1941 года был упразднён Печорский округ, его районы переданы в непосредственное республиканское подчинение Коми АССР.
18 января 1949 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР посёлок ж.-д.станции Печора Северо-Печорской железной дороги (историческое ядро железнодорожной части современного города Печоры) и посёлка речников Канин Нос (историческое ядро речной части современного города Печоры) были объединены в город, которому было присвоено название Печора (эта дата является днём основания города Печора и отмечается как День города), который стал административным центром Кожвинского района.
Транспорт
Железнодорожная транспортная сеть в муниципальном районе составляет 340 км железнодорожных путей. На территории района осуществляет свою деятельность Северная железная дорога — филиал ОАО «Российские железные дороги» со своими структурными подразделениями. От выходных светофоров станции Ираель на юге и до входных светофоров станции Косью на севере (234 км), и от станции Сыня и до станции Усинск (106 км). На железнодорожной магистрали в пределах района расположены железнодорожные станции — Печора, Кожва, Зеленоборск, Каджером, Косью, Сыня и Чикшино. Расстояние центров поселений до ближайшей железнодорожной станции изменяется в пределах от 4 до 81 км. Общая плотность наземных путей составляет 20 км на 1000 км² территории.
Печора — самая большая и мощная река Северного края. Протяженность Печоры — 1809 км, а самой большой реки её бассейна — Усы — более 500 км. В настоящее время ФБУ «Администрация Печорского бассейна внутренних водных путей» обслуживает свыше 2500 километров водных путей, из них с гарантированными габаритами судового хода — 1200 км, что позволяет обеспечивать доставку разных грузов в районы Республики Коми. Основная деятельность предприятия — содержание внутренних водных путей; обеспечение судов путевой и гидрометеорологической информацией; организация технологической связи в бассейне. Речные пассажирские перевозки в межмуниципальном сообщении осуществляются ООО «Региональная транспортная компания» на катере КС-110-32А. Новые речные суда закуплены в рамках реализации приоритетного проекта Министерством развития промышленности и транспорта Республики Коми «Организация межмуниципальных и внутримуниципальных пассажирских речных перевозок в пяти муниципальных образованиях: Вуктыльском, Усть-Цилемском, Ижемском, Печорском, Усинском районах».
На территории муниципального района находится аэропорт «Печора» класса «Г», связывающий город со столицей республики, и осуществляющий рейсы вертолётами с удаленными населёнными пунктами Приуральское, МР «Ижемский» и «Усть — Цилемский» (Усть — Цильма, Кипиево, Брыкаланск, Няшабож). Парк авиационной техники компании состоит из тридцати двух вертолётов Ми-8 различных модификаций (Ми-8МТВ, Ми-8АМТ, Ми-8Т), тридцати трех вертолётов Ми-2. Выполняются регулярные рейсы по маршруту Сыктывкар — Печора и обратно самолётами Л-410, принадлежащих Сыктывкарскому филиалу ОАО « Комиавиатранс».
На конец 2012 года протяженность автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием на конец года составила 90,7 км. Перевезено грузов автомобильным транспортом за I полугодие 2013 года в объёме 234,5 тыс.т., рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (далее — АППГ) составил 171 %. Грузооборот составил 45623,7 тыс. т.км (221 % к АППГ).
В системе магистрального транспорта углеводородов на территории муниципального района осуществляют деятельность предприятия «Печорское ЛПУ МГ ООО «Газпром трансгаз Ухта», «Северное ЛПУ МГ филиал ООО «Газпром Переработка» и дочерние предприятия ООО «ЛУКОЙЛ-Коми». «Печорское ЛПУ МГ ООО «Газпром трансгаз Ухта» обслуживает газопровод «Вуктыл — Печорская ГРЭС» протяженностью 100 км, газораспределительные станции, несколько местных газопроводов, газопровод с местного месторождения («Печоро-Кожвинское ГКМ — ГРС-1 — г. Печора» — около 10 км), а также газопровод — отвод от магистрального газопровода Вуктыл — Печорская ГРЭС протяженностью 17 км и пять ГРС (две в Печоре и по одной в посёлках Луговой, Кожва, Озёрный). Предприятие является сложнейшей высокотехнологичной системой по транспортировке газа, обслуживающей более 460 км газопровода «Бованенково — Ухта», включающей четыре двухцеховые компрессорные станции: «Чикшинская», «Сынинская», «Усинская» и «Интинская». «Северное ЛПУ МГ филиал ООО «Газпром Переработка» занимается транспортировкой углеводородного сырья по межпромысловым и магистральным продуктопроводам на Сосногорский ГПЗ для дальнейшей переработки добываемого Вуктыльским ГПУ природного газа и конденсата. Общая протяженность трубопроводов, проходящих по трём районам Республики Коми (Печорскому, Вуктыльскому и Сосногорскому), в однониточном исполнении составляет 1000 км. По территории Печорского района проходит магистральный нефтепровод «Уса — Ухта», по которому транспортируется нефть с давлением до 64 кгс/см² ООО «ЛУКОЙЛ-Коми».
Численность населения
1959 — 34 393
1970 — ↗ 40 826
1979 — ↗ 56 409
2002 — ↗ 66 291
2009 — ↘ 61 975
2010 — ↘ 57 364
2011 — ↘ 57 118
2012 — ↘ 56 139
2013 — ↘ 55 187
2014 — ↘ 54 288
2015 — ↘ 53 484
2016 — ↘ 52 883
2017 — ↘ 51 884
2018 — ↘ 50 842
2019 — ↘ 49 744
2020 — ↘ 48 863
2021 — ↘ 44 051
Наибольшая численность населения была зафиксирована в 2002 году, когда она составляла 66 291 человек. Наименьшая численность населения была в 1959 году, и была 34 393 человек.