Расстояние до Москвы (по прямой) составляет 774 км.
Расстояние до центра Петрозаводск (по прямой) составляет 186 км.
Расстояние до районного центра город Питкяранта (по прямой) составляет 39 км.
Харлу (фин. и карел. Harlu ) — посёлок сельского типа в Питкярантском районе Республики Карелия в России. Административный центр Харлуского сельского поселения. Также в посёлке Харлу есть одноимённый остановочный пункт на 9 км железнодорожной линии «Лодейное Поле — Янисъярви» Октябрьской железной дороги.
Относится к историческим поселениям.
История
Древнейшим населением Северного Приладожья, фиксируемым на основании данных топонимики и фольклора, являются саамы, или лопари. Со второй половины I тысячелетия н. э. здесь обнаруживаются следы земледелия (остров Риеккалансари), археологические памятники (городище Пассо, X век), что обычно отождествляется с приходом корелы, прибалтийско-финского племени. В XIII веке корела была крещена князем Ярославом Всеволодовичем.
В IX—XIV веках в устье реки Янисйоки (фин. Jänisjoki : заячья река) и на близлежащих островах было около 30 домов. В старых налоговых книгах распространено название Jananus или Janasjoki. Столетиями Янисйоки была одним из торговых путей рыбой и пушниной в северной части Ладожского озера, наравне с реками Китенйоки на западе и Тохмайоки на северо-западе озера. Вторая половина XVI — начало XVII веков ознаменовались длительными войнами между Швецией и Россией: население края значительно сокращается вследствие бедствий военного времени. После перехода всего Корельского уезда под власть Швеции (1617 год) начинается массовая миграция в Россию из-за репрессивной политики шведских властей в отношении православного карельского населения.
В 1792 году вышел Российский атлас Вильбрехта, в нём указан населённый пункт Гарла Сердобольского уезда Выборгского наместничества.
В различных картах встречаются такие варианты названия населённого пункта:
Топоним Харлу устоялся к началу XX века и указывался в списках почтово-телеграфного ведомства и адресных книгах.
В XIX веке население было уже преимущественно финским, жило также небольшое количество русских и шведов.
Так как в середине XIX века спрос на бумагу стал чрезвычайно сильно возрастать, то пришлось заняться изысканием нового, более доступного и более дешевого материала, который был найден в волокнах елового и соснового дерева. Это изобретение имело для Финляндии огромное значение, так как обширные площади лесов, наличность многочисленных сплавных путей, дешёвая двигательная сила, таящаяся в финляндских водопадах и, наконец, прогресс техники и улучшение путей сообщения привели к тому, что эта отрасль производства уже к началу XX века являлась одной из важнейших для Финляндии. Необходимая для изготовления бумаги древесная масса вырабатывается либо путём размельчения дерева особыми жерновами (древотёрочные заводы), либо путём варки в особых жидкостях (целлюлозные фабрики). В 1912 году Финляндия располагала 45 древотерочными заводами, 17 целлюлозными фабриками и 27 бумажными фабриками . В 1893 году Вальдемар фон Френкель (15 мая 1853, Таммерфорс, Великое княжество Финляндское, Российская империя — 28 мая 1936, Стокгольм, Швеция) на месте пилорамы построил бумажный завод, вскоре ставший градообразующим предприятием и существенно повлиявший на развитие Харлу. Завод был расположен у порога Леппякоски (фин. Leppäkoski — «ольховый порог») и оттуда получил своё название. Отразилось название порога и в наименовании акционерного общества Leppäkoski Fabrikers Aktiebolag , то есть «Леппяковских писчебумажных фабрик» (чаще использовалось и вошло в обиход сокращённое и более точное название «Леппякоски»). В 1904 году на фабрике была установлена PKIII — первая бумажная машина, построенная в Финляндии. Она произведена на Выборгским механическом заводе (Viipurin konepaja). После пожара в 1908 году, завод Леппякоски был восстановлен уже из кирпича и бетона. В 1912 году в компании работало 300 человек, производя упаковки, коробки и газетную бумагу. К началу 1920-х гг. объём её производства составлял до 6000 т. в год. Продукция завода продавалась в крупных городах России: Санкт-Петербурге, Москве, Одессе, Самаре. Представительство и склады были также в Киеве и Харькове. В 1925 году на заводе работало 300 человек, 20 служащих, 1200 лесорубов. В 1925 году на двух машинах завода изготовлялась лишь бумажная масса для экспорта, на одной машине началось изготовление газетной бумаги. В этом же году бумажная фабрика Леппякоски перешла в собственность АО Ляскеля, и предполагалось перейти к изготовлению газетной бумаги также и на второй машине, из-за увеличения спроса на газетную бумагу на экспортных рынках. К декабрю 1925 года акционерный капитал АО «Ляскеля» возрос с 8 до 20 миллионов финских марок, причём 12 миллионов употреблены на постройку сульфитного завода в Леппякоски. В январе 1927 год на фабрике Леппякоски уже готова довольно большая сульфитная фабрика. Производство бумаги посредством перестройки машин увеличено на 2,000 тонн в год.
Физико-географическая характеристика
Географические координаты посёлка — 61°48′20″ с. ш. 30°56′10″ в. д. H G Я O
Посёлок находится в пределах северо-западной части Олонецкой равнины, примыкающей к Ладожскому озеру с северо-запада. Харлу расположен в средней части течения реки Янисйоки, при впадении в нее притока первого порядка реки Лёютёоя (Леута), в основном, на правом берегу. Связь с левым берегом осуществляется по дамбе плотины. Остановочный пункт Харлу находится в северо-западной части посёлка. Посёлок связан железнодорожной линией со станциями Янисъярви, Ляскеля, Питкяранта, остановочным пунктом Хямекоски и автодорогой с городами Сортавала и Питкяранта.
Район отличается разнообразием форм современного рельефа. Посёлок окружают хвойные леса и скальные возвышенности. Поверхность гряд и холмов покрыта густым смешанным лесом. Равнинная же часть территории залесена примерно на 50 %. Из эрозионных форм рельефа наиболее отчётливо вырисовываются долины рек Янисйоки и Лёютёоя. Янисйоки течёт с севера на юг и берёт начало в озере Янисъярви. Река носит полугорный характер, имеет пороги и быстрины, зарегулирована тремя плотинами. Один из её притоков, река Лёютёоя, протекает по территории посёлка. Глубина вреза их долин относительно поверхности озерной равнины составляет 10-15 м. Ширина долины реки Янисйоки поверху равна 150—200 м, реки Лёютёоя 50-100 м. Крутизна склонов речных долин различна. Поверхность склонов долин почти повсеместно задернована и залесена кустарниковой растительностью. К югу от посёлка на расстоянии 2-3 км расположено озеро Теньярви.
Харлу приравнен к районам Крайнего Севера.
Благодаря особому микроклимату, посёлок, ранее относившийся к Сортавальскому району, также, как и расположенная 32 километрах Сортавала, благоприятен для больных сердечными и лёгочными заболеваниями (особенно — туберкулёзом лёгких).
Климат умеренный, отличается отсутствием резких колебаний температур воздуха и высокой относительной влажностью. Преобладание воздушных масс с Атлантики обуславливает продолжительную мягкую зиму и короткое прохладное лето. Смягчающее действие на климатические условия оказывают озёра Ладожское и Янисъярви.
Харлу относится к часовой зоне, обозначаемой по международному стандарту как Moscow Time Zone (MSK). Смещение относительно UTC составляет +3:00.
Объекты социальной инфраструктуры
В посёлке есть школа, детский сад, амбулатория, клуб, общественная баня, почтовое отделение, отделение Сбербанка, пекарня, аптека и несколько магазинов, пожарная часть и библиотека.
Транспорт и связь
Через посёлок проходит региональная автодорога 86К-251 «Подъезд к п. Хямекоски». В 6 км к югу от посёлка она сообщается с 292 км автомобильной дороги федерального значения А121 «Сортавала», на которой имеется остановочный пункт маршрутных автобусов «поворот Харлу». Эта остановка связана автобусным сообщением с районными центрами — городами Питкярантой и Сортавалой, а также столицей Республики Карелия Петрозаводском (маршруты № 516,517,531, 532), и Санкт-Петербургом (маршрут № 807):
Код Харлу +7 81433, стационарные телефонные номера пятизначные. Услуги мобильной связи (2G и 3G) предоставляют «МегаФон» и «МТС». Работает отделение почтовой связи ФГУП «Почта России», обслуживающее жителей посёлка и ближайших к нему населённых пунктов. Почтовый индекс Харлу: 186806
Харлу ГЭС-22 рабочей на 2007 год мощностью в 3 МВт.
В п. Харлу на площадке бывшего мебельно-лыжного комбината организовано деревообрабатывающее производство. В 2015 году ООО «ПТК ТимберБимсТехнологии» получило субсидию из бюджета Карелии на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования для реализации проекта по производству клеёной деревянной балки. В течение 2016 года велись активные работы, и на сегодняшний день на производственной площадке восстановлено энергетическое хозяйство, завершён монтаж оборудования и запущено новое производство опалубочного оборудования и материалов для монолитного строительства на собственной производственной площадке.
На территории поселения осуществляют свою деятельность: отделение ПАО «Сбербанк», ФГУП «Почта России», ГУП РК «Карелфарм», ПАО «ТГК-1», ГУП РК «КарелКоммунЭнерго», ООО «Петербургтеплоэнерго», ФАПы ГБУЗ «Питкярантская ЦРБ», ОАО «РЖД».
Закреплены Приказом Министерства культуры Республики Карелия № 38 от 18.02.2000:
В посёлке сохраняется памятник истории: братская могила советских воинов 168-й стрелковой дивизии, 367-го полка 71-й стрелковой дивизии (7-я армия) и 3-го погранотряда, погибших в июле-августе 1941 года в оборонительных боях Советско-финской войны (1941—1944). Всего захоронено 165 человек (Постановление Совета Министров КАССР № 199 от 21.04.1971). Неподалёку от братской могилы расположен памятник советским войнам «Алёша».
В настоящее время руинированные сооружения завода Ляппекоски рассматриваются как памятник индустриальной культуры.
Численность населения
1959 — 4040
1970 — ↘ 2362
1979 — ↘ 1955
1989 — ↘ 1546
2002 — ↘ 1084
2009 — ↘ 885
2010 — ↗ 904
2013 — ↘ 871
Наибольшая численность населения была зафиксирована в 1959 году, когда она составляла 4040 человек. Наименьшаая численность населения была в 2013 году, и была 871 человек.