Расстояние до Москвы (по прямой) составляет 1 750 км.
Расстояние до центра Махачкала (по прямой) составляет 86 км.
Ахты (лезг. Ахцагь , Ахцегь) — село в Дагестане, административный центр Ахтынского района и сельского поселения «Сельсовет Ахтынский». Один из главных историко-культурных центров Дагестана.
Точная этимология названия селения неизвестна, на этот счёт существуют разные, зачастую противоречивые версии:
Самоназванием села является слово «Ахцагь» и производный от него вариант во множественном числе «Ахцагьар».
География
Ахты находится на самом юге Республики Дагестан, в долине реки Самур, при впадении в неё реки Ахтычай. Расположен в долине пиаловидной формы, окружённой серыми каменистыми безлесными горами, между горными вершинами: Гестинкиль 2788, Ухиндаг 1870, Шалбуздаг 4142, Ярусадаг 3584. С севера к Ахты примыкает Самурский хребет, с юго-запада Гельмец-Ахтынский хребет, а с юго-востока боковые хребты, отходящие от Шалбуздага.
Расстояние от Ахты до других населённых пунктов по автомобильной дороге.
Ахты расположен на широте Ташкента и южнее Тбилиси, Батуми и Рима.
Река Самур протекает по северной части Ахты. Река Ахтычай делит Ахты пополам, протекая с юга на север, и впадает в Самур в черте села. Старинные кварталы Ахты расположены на склонах горы Кӏелезхев, а также на участке противоположной стороны реки Ахтычай. Более поздняя часть села расположена в равнинной части, между хребтами, в Самурской долине. Две садоводческо-жилые зоны тянутся на два-три километра вверх по берегам Ахтычая.
Климат в Ахты умеренно континентальный. Характеризуется повышенной солнечной и ультрафиолетовой радиацией. Атмосферное давление почти постоянно держится на отметке 675 мм ртутного столба, что соответствует норме для высоты местности в 1000 м над уровнем моря, на которой и находится село. Среднегодовое количество осадков составляет 397.5 мм. Лето тёплое, сухое, характерна умеренная жара, душная жара и зной, как на равнине, данной местности не свойственна. Солнечная погода наблюдается до 65 %, из них 19 % приходится на жаркую и сухую погоду. Зима мягкая, средняя температура января 1,3°; умеренно морозные дни составляют 25 %, дни с переходом через 0° — 50 %. Осень тёплая и сухая. Среднегодовая температура равна 10 ºС. Продолжительность солнечного сияния самая длительная в Дагестане — 2553 часа в год. Погода в Ахты обычно безветренная, воздух чистый и прозрачный, влажность воздуха низкая.
Почва горно-степная и горно-луговая, сложена глинистыми аспидными сланцами и известняком.
В селе встречаются горные орлы, кавказская агама (ящерица), гадюки, скорпионы, ядовитые пауки, ежи. В окрестностях Ахты водятся зайцы, куницы, лисы, волки, шакалы, ласки, выдры, рыси, туры, косули, благородные олени, кабаны.
В пяти километрах к юго-западу от центра села на левом берегу реки Ахтычай в селении Курукал, в ущелье, находится Ахтынский минеральный источник. Все ахтынские источники являются щелочными и выходят на поверхность с глубины 1400—1700 метров. Родона в водах курорта содержится в среднем 0,8 эман, а в парах вод — 4 эмана. По сложности химического состава воды источников относятся к ІV классу. К группе А относятся источники № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 в Хамаме, а также источники № 1, 2, 3 в Жени (гидрокарбонатно-хлоридно натриевые, или соляно-щелочные, с содержанием сероводорода до 10 мг/л и минерализацией до 1,2 г/л.). К группе Б относится источник № 6 в Хамаме (гидрокарбонатно-сульфатные натриевые с преобладанием содово-глауберных солей). Температура источника колеблется от 38-40°C до 65-68 °C. Колебания температуры связаны со временем года. Наряду с самоизливающимися источниками имеются буровые скважины, из которых получают воду аналогичного состава, но с более высокой минерализацией (до 3,6 г/л). Суммарный дебит Ахтынских минеральных вод составляет около 254 000 л/сутки, а тёплых −10 000 л/сутки. Здесь расположен бальнеологический курорт «Ахты».
История
Точная дата основания Ахты неизвестна, в прессе высказывается мнение о том, что первое упоминание села относится к V веку до нашей эры.
В первые века нашей эры здесь развивались ткачество и гончарное производство, обработка металла. После распада Кавказской Албании в V веке на области расселения леков возникло раннефеодальное государство Лакз, в состав которого вошёл и Ахты. VІ век нашей эры ознаменовался для ахтынцев борьбой с властью Сасанидов. Согласно преданию, на горе Кӏелез-Хев (рус. холм крепости ) стояла крепость «КъванцIин хвех» (Каменный орешек). В 560 году на её месте шахом Ануширваном Хосровым была построена крепость Шах-Бани. По свидетельству профессора А. Шихсаидова, в селении сохранилось предание о том, что по приказу шаха Ануширвана Хосрова была построена крепость, получившая название для защиты своих войск от нападения лезгин. По преданию, персидские астрологи предложили Ануширвану покинуть крепость, ибо жителей Ахты невозможно подчинить. Однажды ночью жители Ахты совершили нападение на крепость, сожгли её и уничтожили находящееся там войско.
Ахты-Наме: В 560—575 годах эмир Шахбани правит Ахты, в его правление была основана персидская крепость «Шахбани» на горе Кӏелезхев; Ахты был переименован из Тӏури в Шахбани. В 575—587 годы, после кончины эмира Шахбани, Ахты начал править его сын, Шах-Асан. В 625 году хазарами был захвачен город Дербент, находившийся во владении Сасанидов. В VIII веке, после того как хазары захватили Ширван, управлять близлежащим от Ахты селом Микрах, они назначили эмира Самсама, который построил город Тарса на левобережье Самура, напротив села Каракюре, для упрочения своего положения. Вскоре Самсам принял решение овладеть Ахты. Данные события происходили в правление потомка Шахбани, эмира Дарвишайи. Стороны быстро перешли к конфронтации. Дарвишайи проявил свои дипломатические способности, подкупив эмиров Тарса за 3000 ашрафи . Самсамом было предпринято три штурма Ахты. При первой осаде из-за трудности доступа питьевую воду брали из Самура, а не Ахтычая. После отступления войск Самсама в течение трёх месяцев была проложена дорога от крепости Шахбани к реке Ахтычай. Вторая осада длилась шесть месяцев, по происшествии которых, не достигнув своей цели, Самсам покинул Ахты. Через три года Самсамом была предпринята последняя осада, продлившаяся 7 лет. Хазарские войска расположились лагерем на месте нынешнего села Курукал. Находясь в безысходном положении, правитель Ахты Дарвишайи заручился поддержкой эмиров Тарса, дружин из Рутула и Джиника. Столкновения между противоборствующими сторонами продолжались семь месяцев. С обеих сторон были большие потери. В боях погиб и сын Дарвишайи, Шах-Касим. В конце концов, Самсам потерпел поражение у Ахты и отступил. Однако через 15 лет он совершил ночной набег на Ахты, село было разорено, многие жители истреблены. Позже сестра арабского наместника Дербента Абу-Муслима, Умм аль-Муминат с войсками пробиралась по вольным обществам Южного Дагестана, покоряя сёла одно за другим. Покорив Каракюре, она выступила против Микраха. Узнав об этом, ахтынский предводитель Дарвишайи, изъявив арабам покорность, предложил им своё содействие в покорении Микраха. На тот момент население Ахты придерживалось христианства. Приняв ислам, Дарвишайи женился на сестре Абу-Муслима, Умм аль-Муминат. Получив у Абу-Муслима военное подкрепление, Дарвишайи вышел в поход против Самсама, но семимесячная осада не дала никаких результатов. Дарвишайи вновь прибегнул к дипломатии, на этот раз он обратился к шейху Шах-Албурзи, жившему у подножия горы Шалбуздаг (видимо, в с. Мискинджа). Дарвишайи вместе с шейхом Шах-Албурзи подкупом переманили на свою сторону визиря Самсама, эмира Кагу. Пятничной ночью Дарвишайи вместе с 6-тысячным войском вступил в Микрах. Люди Каги открыли ему ворота, а сам Кага с десятью воинами убил Самсама. Захватив город, Дарвишайи выдвинул перед горожанами требование принять ислам. Принявшие ислам не пострадали, а упорствовавшие были казнены. Город был переименован в «Эмир Кага», а со временем название видоизменилось в Миграгъ (Микрах). После этого Дарвишайи, эмир Кага и эмир Шах-Албурзи отправились к дербентскому эмиру Абу-Муслиму, который их приветливо принял, основал в Ахты мечеть, простоявшую до конца 19 века, и переименовал Ахты из Шахбани в Ухти, что в переводе с арабского переводится, как «сестра». Данный факт связан с тем, что сестра Абу-Муслима, Умм аль-Мамунат была выдана замуж за ахтынского правителя Дарвишайи. После того как пятеро из подданных Самсама убили сына и пленили двух дочерей эмира Шах-Албурзи, он вместе с 30 дворами выселился из Микраха и основал на южном склоне горы Шалбуздаг новое поселение Курайш, название которого со временем видоизменилось в «Куруш». Эмир Кага стал правителем Микраха, Каракюре и Куруша. С этого момента ислам начинает распространяться в горных обществах Южного Дагестана. Согласно местному преданию, одним из авторов Ахты-Наме был Пирзали-кази, человек, отличавшийся исключительной справедливостью по отношению к односельчанам.
В VIII веке в Ахты зародилось ковроткачество. В 722 году арабы совершили поход в Лакз. Предположительно в X веке переселенцами из близлежащих сёл стала заселяться правобережная часть Ахты, доселе пустовавшая, но принадлежавшая ахтынцам, жившим тогда лишь на левобережье Ахтычая. Между ахтынцами и переселенцами был заключён договор, согласно которому последние занимали правый берег Ахтычая, но взамен должны были вносить ахтынцам ежегодную дань зерном и скотом. Договор был записан на камне, который строго охранялся ахтынцами. Однако со временем положение обитателей правого берега реки настолько укрепилось, что они сочли возможным отказаться от дани. Прежде всего, жители правобережья решили уничтожить правовой документ — надпись на камне. Ночью они перебрались на левый берег реки, убили часового, охранявшего каменную плиту, и отбили молотком надпись о зависимом положении, причём, во избежание шума, при уничтожении надписи плита была покрыта войлоком. С уничтожением надписи жители правобережья прекратили уплату дани. Община Ахтов, владевшая большим количеством пастбищных и покосных земель, часто сдавала в аренду эти земли общинам, нуждавшимся в них, за определённую плату.
В XIII веке, по свидетельству турецкого историка Эвлии Челеби, Гасан из Ахтов возглавляет ахтынские отряды при отражении лезгинами иранской экспансии. Сохранилось предание, согласно которому в 1382 году при посредничестве турок ахтынцы заключили с ширваншахом договор, по которому ахтынцы обязывались не нападать на ширванские земли.
В середине XV века, во время правления ширваншаха Халилуллаха І (1417—1462) из состава Ширвана выделяется эмирство, с центром в Ахты. Территория эмирства включала в себя нынешние Ахтынский, Курахский, Докузпаринский, и часть Рутульского районов. Первым правителем эмирства был Ильчи-Ахмад Бахадур. После его смерти эмирство распалось на разные бекства. Ахтынским и Мискинджинским бекствами стал управлять его сын Мухаммад-бек. Однако, после смерти Мухаммад-бека, трое его сыновей разделили его владения, в Ахты утвердился Хасан-бек, Ахмед-бек в Мискиндже и Аббас в Мацаре. В 1495—1496 годах при посредничестве казикумухского шамхала устанавливается покровительство Ахтынского бекства над селом Хрюг. В хронике Абд-ал-Хаия рассказывается о сражении между жителями села Хрюг и рутульцами, состоявшими в союзе с элисуйскими амирами. Хрюгцы претерпели большие потери. Затем их представители отправились к Казикумухскому шамхалу, изложили перед ним свою просьбу и рассказали ему о своём положении. Шамхал принял их жалобу, и пришёл с хрюгцами в их селение, говорил с жителями Ахты и водворил дружбу и братство между хрюгцами и ахтынцами. Шамхал сказал жителям села Ахты: «Оказывайте помощь и содействие обществу Хрюга до судного дня, а я далёк от них». Современник событий пишет: «И стали мы с ахтынцами подобно брату единому в беде и в счастье — году… девятисот (1494—1495 гг.)» В 1536 году Рутульское бекство в союзе с Казикумухским шамхальством предприняло поход против Ахтынского бекства, Ахты был разграблен. В ответ в 1541 году ахтынский Хасан-бек ибн Мухаммад-бек, поддерживаемый правителем Дербента Алхас-Мирзой ад-Дарбанди, напал, разграбил и сжёг Рутул. В 1542 году рутульский бек, уже заручившись поддержкой кубинских лезгин, вторично атаковал и разграбил Ахты. В 1560-е годы в Ахты, находящемся под влиянием Ширвана, появляется правитель Гусейн-бек, затем ему наследует Эйюб-бек. В 1568 году иранский шах Тахмасп I, не обладая суверенитетом над Ахты, назначает его правителем бека Шах-Хусейна. В 1578 году в Южный Дагестан вторгаются турки, создавшие на захваченных в Закавказье территориях вилаят Ширван. В составе новообразованного вилаята были созданы санжаки Ахты и Ихир, захваченные при вторжении в Южный Дагестан. В награду за заслуги в войне против кызылбашей турки передали управление Ахты и Ихиром аварскому правителю (санжакбег) Тунай-Джалаву (Тунчалав) Бурхану ад-Дину, брату Чопан шамхала Казикумухского.
К началу XVII века власть беков в Ахты завершается, феодально-монархическая система Ахтынского бекства трансформируется в общинную форму взаимоотношений, в результате этих процессов образуется Ахтыпаринское вольное общество. На этот период приходится культурное и экономическое развитие края. Ахтыпара являлась одним из очагов мусульманской науки и образования в Дагестане. Из ахтыпаринских селений вышло множество блестяще образованных учёных. Селение Ахты было одним из крупных центров исламского образования и переписки рукописей. В числе наиболее известных и энциклопедически образованных учёных Дагестана XIX века был кадий Ахтыпары Мирза Али аль-Ахты. В экономическом плане Ахты представлял собой важный торгово-ремесленный центр Южного Дагестана, являлся стратегическим пунктом пути, ведущей из Внутреннего Дагестана в Ширван (Кази-Кумух — Нуха). В Ахты привозили товары из Агула, Хнова, и Рутула. Сами ахтынцы возили товары на продажу в Нуху и Дербент.
В начале XVII века Ахты представлял собой крупный ремесленный центр, в котором производились изделия из кожи, шерсти, шёлка, дерева, глины, железа, меди, серебра, золота и других материалов. В 1601 году народы Южного Дагестана восстают против турецкого господства. В 1602 году Ахты был разорён ширваншахом Абу-беком Мурзой при участии кюринцев, табасаранцев, других горцев и Шах-Амир-хана Шекинского. В 1620 году сефевидский шах Аббас I организовал поход объединённых сил дербентского Бархудар-султана и шемахинского правителя Юсуп-хана на Ахты, в целях покорения одного из крупных союзов сельских обществ Самурской долины, каковым было Ахтыпаринское вольное общество. В результате похода Ахты был подвержен сильным разрушениям, на его восстановление ушло восемь лет. Восстановление Ахты началось под руководством Хасана-Али, сына Амал-Мухаммада в 1629 году. В 1630 году ахтынцами была восстановлена крепость, разрушенная иранцами. Однако в том же году иранские войска ширванского беглербега Юсуф-хана вновь нападают на Ахты и разрушают его. На этом экспансия сефевидов в Самурскую долину прекращается, намечается усиление положения местных государственных образований. В 1654 году Ахты был взят рутульцами. В 1682 году ахтынцы воюют с соседним селом Мискинджа, на помощь которому приходили сёла Докузпаринского вольного общества. В 1688—1689 гг. Ахты переживает эпидемию чумы. В 1708—1709, 1715 гг. ахтынско-мискинджинские конфликты вновь повторялись. В 1718 году русский посол И. А. Лопухин отмечает, что «В ближнем соседстве сего города (г. Куба) народ лезгинский, который живёт в горах повыше горы Шад дага и против шаха воюют и уезды разоряют», что свидетельствует об участии самурских вольных обществ в борьбе дагестанских народов против иранского владычества под руководством Хаджи-Давуда Мюшкюрского и Сурхай-хана Казикумухского. Лопухину вторит И. Г. Гербер: «При ребелии (восстании) в Ширвании оные Дауд-беку и Сурхаю помощь немалую учинили, притом себя добычею не забывали и богатились …» В 1730—1731 годах чума вновь вспыхнула в Ахты. В 1734 году войска иранского полководца Надир-шаха подошли к Ахты. Разрушив мост через Самур, ахтынцы укрылись в крепости Шахбани, отправили неспособное воевать население в горы, и подготовились к обороне. Однако иранцам удалось восстановить мост в течение суток и приступить к штурму крепости. Также ими был послан отряд вдогонку скрывшемуся в горах населению. Вскоре крепость была взята приступом. На окраине села в виде устрашения и стимулирования перехода населения в шиизм, иранские конники растоптали маленьких детей. Большая часть населения была вырезана, село подверглось большим опустошениям. Из Ахты Надир-шах отправился в Куткашен. Несмотря на поражение, ахтынцы не были подчинены, о чём говорит участие ахтынцев вместе с кубинцами и кюринцами в осаде крепости Худат после ухода Надир-шаха из Дагестана. Обороной крепости руководил иранский ставленник Гусейн-Али-хан. Вскоре на выручку иранскому гарнизону пришли войска дербентского правителя и шамхала Хасбулата. В 1735 году Надир-шах вторгся в Табасаран, откуда выслал шеститысячный карательный отряд на Ахтыпаринское и Докузпаринское вольные общества. Беженцы из Самурской долины были остановлены иранцами у села Кабир. Далее отряд проследовал по Самурской долине, разорив по очереди Алтыпару, Докузпару и Ахтыпару. В 1738 году Джаро-Белоканские общества подняли восстание против иранского владычества. Осенью того же года на карательную экспедицию против них отправился брат Надир-шаха, Ибрагим-хан. На помощь джаро-белоканцам вышли отряды табасаранцев, хиналугцев, докузпаринцев и ахтыпаринцев, общей численностью в 20 тысяч воинов. Иранцы были разбиты, из 32-тысячного войска спаслось бегством лишь 8 тысяч. В битве был убит и сам Ибрагим-хан, вместе с ним также и Угурлу-хан Гянджинский с высокопоставленными военачальниками. Горцы захватили в трофеи всю вражескую артиллерию, насчитывавшую 30 пушек. В 1775 году в состав Ахтыпары входят сёла Гогаз, Усур и Кака, находившиеся прежде под властью Рутула, и переданные им Ахтыпаре взамен на союзничество в войне против Хрюга. В 1778 году в Ахты от холеры погибло три человека. В 1782 году ахтынцы вступили в войну с мискинджинцами. В конфликте Мискиндже оказывала помощь Докузпара. Ахты же прибегнул к помощи Сурхай-хана Казикумухского и Умма-хана Аварского. В итоге в декабре 1782 года Мискинджа была сожжена. В 1789—1790 гг. ахтынцы воевали с рутульцами. В 1796 году ахтыпаринское войско принимает участие в сражении с русскими силами генерала Сергея Булгакова около села Алпан близ Кубы на стороне казикумухского Сурхай-хана ІІ. В том же году Ахты был занят войсками Булгакова.
Инфраструктура
В Ахты найдены многочисленные средневековые арабские надписи, самые старые из которых, выполненные почерком «куфи», датируются специалистами XII—XIII вв.
В Ахты находится два музея, наиболее популярный из них — Ахтынский Краеведческий музей, основанный в 1937 году, содержащий свыше 12 тысяч экспонатов и признанный лучшим сельским музеем бывшего СССР. Ахтынский музей культуры и искусства, являющийся филиалом Дагестанского Государственного объединённого исторического и архитектурного музея имени Тахо-Годи, единственный в Дагестане районный музей культуры и искусства. Содержит свыше 10 тысяч экспонатов.
Ахты известно, как родина дагестанского театрального искусства, именно здесь в 1906 году был открыт первый в Дагестане Лезгинский драматический театр, который в 1949 году был перенесён в Дербент, и получил новое наименование «Государственный лезгинский музыкально-драматический театр имени С. Стальского». В 1956 году открыли новый, Ахтынский народный театр. В Ахты действуют фольклорные ансамбли «Тури», «Шалбуздаг», «Шарвили» и детский образцовый оркестр народных инструментов «Соколёнок», занявший третье место на зональном конкурсе Юга России Первого Всероссийского фестиваля ансамблей и оркестров национальных инструментов в городе Ростов-на-Дону. Также оркестр был отмечен членами жюри как один из немногих, владеющих традиционными музыкальными инструментами, в том числе старинными, которые и по сей день бытуют в Дагестане — кеманча, тар, зерб , саз, дудук, зурна.
Педагогический состав школы представлен 23 преподавателями, функционируют 7 отделений, обучаются 225 учащихся. 153 ученика занимаются в отделении хореографии. Школа имеет филиалы циркового искусства. Учащиеся школы выступают в мероприятиях и конкурсах района и республики. За это время школа награждена 15 дипломами и грамотами министерства культуры и министерства образования и науки Республики Дагестан. Цирковая группа школы удостоена звания «Народный коллектив». В 2007 году школа была отмечена как лучшая школа искусств в республике, и ей были выделены музыкальные инструменты на сумму 148 тысяч рублей..
Ковроткачество, вязание шерстяных носков, прядение, ткачество, кожевенное дело.
Ахтынские ковродельщицы имеют свой тип ковроткачества, именуемый «Ахты», один из семи типов ковродельческого искусства Южного Дагестана, родственный ковровому типу «Микрах». Ахтынские ковры отличались особой мягкостью и толщиной, поскольку нить для ковров прялась толстая. Ковры были тяжелы и слегка заужены по длине к одной из сторон. Имели популярность композиции Хасан-Кала и Урус-Тура. Изготавливались в основном на продажу за пределы Ахты. В целом ковры «Ахты» пользовались известностью как высокохудожественные изделия, совершенные и по своим техническим качествам, и по решению цветовой гаммы.
Ахтынцы издавна отмечали лезгинский национальный праздник цветов Цуькверин Сувар вместе с жителями близлежащего села Джаба.; В советское время на этот праздник, кроме ахтынцев, съезжались жители окрестных сёл, других районов и городов Дагестана.
В каждую последнюю субботу июня в Ахты проводится праздник, посвящённый герою лезгинского национального эпоса Шарвили.
Численность населения
1869 — 5418
1873 — ↗ 5767
1882 — ↗ 5798
1886 — ↗ 5935
1895 — ↘ 5789
1897 — ↘ 3190
1926 — ↗ 3886
1939 — ↗ 5179
1959 — ↗ 5478
1970 — ↗ 7189
1979 — ↗ 7370
1989 — ↘ 7356
2002 — ↗ 13 152
2010 — ↗ 13 405
2021 — ↗ 15 285
Наибольшая численность населения была зафиксирована в 1979 году, когда она составляла 7370 человек. Наименьшаая численность населения была в 2002 году, и была 13 152 человек.