Ишимбай

Расстояние до Москвы (по прямой) составляет 1 210 км.

Расстояние до центра Уфа (по прямой) составляет 92 км.

Расстояние до районного центра ишимбай (по прямой) составляет 31 км.

Ишимбай (башк. Ишембай слушать ) — город в России. Административный центр Ишимбайского района Республики Башкортостан. Образует муниципальное образование город Ишимбай со статусом городского поселения как единственный населённый пункт в его составе. Город трудовой доблести и славы (с 2016 года).

Расположен на юге Башкортостана, в 160 км от города Уфы, на побережье реки Белой и в устье реки Тайрук .

Основан в 1934 году как рабочий посёлок в связи с освоением Ишимбайского месторождения нефти, в 1940 году — города республиканского подчинения .

Население — 64 041 чел. (2021), площадь — 103,47 км². Наряду с Салаватом и Стерлитамаком образует Южно-Башкортостанскую полицентрическую агломерацию-конурбацию населением около 700 тыс. человек. Ишимбай — восьмой по численности и седьмой по площади город в регионе .

Город с разветвлённой инфраструктурой, один из крупных индустриальных центров юга Башкортостана, первый флагман нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности региона, столица Второго Баку, родоначальник города Салавата .

История

Возникновение и экономическое развитие Ишимбая связано с открытием в 1932 году нефтяного месторождения — образованием Второго Баку. Город назван в честь Ишимбая Акбердина, который в 1815 году основал деревню Ишимбаево.

В 1770 году в целях выполнения, разработанной учёным М. В. Ломоносовым, программы изучения Российского государства, территорию будущего города посетила экспедиция географического департамента Российской академии наук, возглавляемая знаменитым путешественником, учёным И. И. Лепёхиным. Экспедиция квартировала в деревне Кусяпкулово, где обнаружила выход нефти недалеко от впадения реки Тайрук в реку Белую. В 1880 году геолог В. И. Миллер произвёл первое геологическое исследование будущего Ишимбайского нефтяного района, дав отрицательный ответ на вопрос о наличии нефти. 30 июля 1900 года петербургская газета «Неделя» сообщила об обнаружении больших нефтепроявлений на берегу реки Белой возле деревень Нижнебуранчино и Кусяпкулово. В 1905 году, по поручению главного начальника Уральских заводов, геолог Ф. И. Кандыкин, пробурив на острове (в районе современного моста через реку Белую) скважину в 4 сажени (9,5 м), первым из учёных-геологов дал положительный ответ на вопрос о наличии нефти в этом месте. Летом 1915 года территорию будущего города посетил представитель фирмы бакинских нефтепромышленников братьев Нобелей геолог Андерсен, давший положительный отзыв о перспективности нефтяных разведок. Он предложил местным жителям продать некоторую часть нефтеносных земель, но получил отказ.

В мае 1929 года Башсовнархоз обратился в Государственный исследовательский нефтяной институт и в геологический комитет с просьбой организовать разведку нефти в Башкирии. Летом по инициативе академика И. М. Губкина нефтяной институт направил в регион три геологические партии, одна из них, под руководством геолога А. А. Блохина, работала в будущем Ишимбае. Алексей Александрович предположил о наличии больших залежей нефти в районе современного города.
В июне 1930 года правительство БАССР подняло вопрос об ускорении начала работ по глубокому бурению перед Президиумом Всероссийского ЦИКа и Совнаркомом СССР. 28 октября вышло Постановление СНК СССР, обязывающее ВСНХ СССР «обеспечить в планах Союзнефти на 1931 год глубокое бурение месторождений нефти в БАССР». Были приняты меры по укреплению материально-технической базы нефтеразведок. Осенью, по завершении геологических исследований, А. А. Блохин наметил четыре точки скважины № 701—704 под бурение глубоких скважин, в том числе на территории современного мемориального комплекса «Вышка-бабушка».

16 мая 1932 года в 11 часов 30 минут с глубины 680,15 метров скважина № 702 выбросила первый 36-метровый фонтан промышленной нефти — в течение 4 часов около 50 тонн нефти. Эта дата является основанием Ишимбая и началом становления нефтяной промышленности Башкирии. Был организован первый в Поволжье и на Урале нефтепромысел. Новый нефтяной центр СССР получил именование Ишимбаевского в честь деревни Ишимбаево. Нефтяной промысел, разбросанный на десяток километров, объединил деревни Ишимбаево, Кусяпкулово, Буранчино, позднее задав границы города. В этом же году в населённом пункте стали демонстрировать фильмы, в 1933 году появился первый клуб им. С. М. Кирова. В 1933 году Ф. П. Похлебаев соорудил на левом берегу реки Белой небольшую перегонную установку. В первые дни она давала 750 литров бензина, а вскоре — до 15 тонн бензина в сутки. В том же году в районе Буранчина формировался микрорайон Перегонный, где впоследствии началось строительство нефтеперегонного завода. В 1933 году Башкирский обком ВКП(б) принял решение построить железную дорогу Уфа — Ишимбаево. Осенью 1934 года железнодорожная ветка Дёма — Стерлитамак — Ишимбаево вступила в строй действующих.
В 1934 году нефтепромысел получил имя С. М. Кирова. В эти годы началось строительство мастерских для буровиков и нефтепромысловиков, переросших в современные машиностроительные заводы, возведены лесопильный завод и столярная мастерская, обеспечившие материалом промышленные, культурно-бытовые объекты
29 марта 1934 года вышло постановление Президиума ЦИК БАССР «Об организации рабочего посёлка ишимбаевских нефтепромыслов», а 10 июня того же года протоколом заседания Президиума Всероссийского исполкома Советов образован рабочий посёлок Ишимбай. В состав нового населённого пункта вошли селения Ирек, Ишимбаево, Кызыл Аул и Юрматы, а сам он стал подчиняться Стерлитамакскому району. Посёлок развивался бурными темпами, в нём стихийно возникали жилые строения.
В 1935 году в Ишимбае организован трест «Башнефть» (в 1940 году переименован в трест «Ишимбайнефть»). В 1936 году на Перегонном построен первый в Башкирии и на востоке страны нефтеперегонный завод, известный в дальнейшем как Государственный союзный завод № 433, строительство которого началось годом ранее.
Постановлением Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета «Об образовании новых районов в Башкирской АССР» от 20 марта 1937 года рабочий посёлок Ишимбай стал центром Ишимбайского района. В него вошли земли Макаровского района (Кусяпкуловский сельсовет и Байгузинский сельсовет), Наумовский сельсовет, выделенный из Стерлитамакского района. В конце 1937 года введён в строй нефтепровод Ишимбаево — Уфа. 22 августа 1939 года состоялось заседание президиума райисполкома советов района, которое «решило просить Президиум Верховного Совета БАССР удовлетворить ходатайство нефтяников о переименовании посёлка в город; присвоить название городу Нефтеград».

После одобрения обкомом партии, на заседании 17 сентября 1939 года Президиум Верховного Совета БАССР принял решение ходатайствовать перед Президиумом Верховного Совета РСФСР об удовлетворении просьбы нефтяников. 10 февраля 1940 года вышел Указ Президиума Верховного Совета РСФСР «О преобразовании рабочего посёлка Ишимбая в город и о ликвидации Ишимбайского района Башкирской АССР»:

С того момента Ишимбай стал городом республиканского подчинения. 3 марта 1940 года состоялась первая сессия Ишимбайского городского совета депутатов трудящихся. Был избран исполком горсовета, председателем которого стал Максим Сергеевич Платонов, бывший буровой мастер. Одновременно избрали городской комитет партии.

В 1941 году началась Великая Отечественная война. Военные действия в Ишимбае не проходили, однако город оказал серьёзную тыловую поддержку фронту. Жители города внесли достойный вклад в формирование Фонда обороны. На собрании ишимбайских нефтепереработчиков 7 августа 1941 года решили ежемесячно, до окончания войны, в Фонд вносить однодневный заработок, каждый месяц отрабатывать для него по два воскресных дня. В сентябре 1941 года ишимбайцы внесли в Фонд обороны облигаций в размере 400 тыс. руб
Ишимбайские буровики пробурили 275 тысяч метров скважин, что в 40 тысяч раз метров больше, чем в довоенный период. В военные годы нефтяники добыли для страны около 4,5 миллиона тонн нефти. Это означало, что каждый пятый танк и самолёт на фронтах заправлялись горючим, произведённым из ишимбайской нефти.
Началось становление машиностроительной промышленности. Из Баку в Ишимбай эвакуировался механический завод им. Сталина. С 1943 года Государственный союзный машиностроительный завод имени Сталина. Предприятие производило боеприпасы, ловильный инструмент, долота, вытачивало направляющие гильзы для «катюш»
В 1942 году с целью увеличения производства горюче-смазочных материалов и специальной продукции для фронтов в левобережной части Ишимбая началось строительство пиролизного завода № 89, ставшего впоследствии Государственным союзным заводом № 411. В этот период начал действовать газолиновый завод для переработки нефтяного газа и производства бензина. В годы войны также вошли в строй кирпичный и карбидный заводы
6 октября 1942 года в Ишимбае скончался основатель города и первооткрыватель башкирской нефти инженер-геолог А. А. Блохин. Руководитель города М. С. Платонов постановил произвести его захоронение в городском сквере на Геологической улице. Позже на могиле установили беломраморный обелиск в виде буровой вышки, спроектированный И. М. Павловым.
В Ишимбае сформировалось патриотическое движение по сбору средств для создания танковых колонн и эскадрилий. Все жители города приняли в этом участие, внесли в Фонд обороны более 1 млн руб. В знак признательности И. В. Сталин прислал исполкому горсовета и горкому партии телеграмму: «Передайте трудящимся города Ишимбая, собравшим 1 165 000 руб. на строительство эскадрильи истребителей „Башкирский нефтяник“, мой братский привет и благодарность Красной Армии!»

В послевоенные годы в Ишимбае начался подъём экономики. В 1947—1948 годах на базе пиролизного Государственного союзного завода № 411, Государственного союзного завода № 433, Государственной союзной товарно-нефтепроводной конторы, газолиного завода образовалось объединение «Ишимбайский нефтеперерабатывающий завод».
В 1948 году в районе села Большой Аллагуват Стерлитамакского района, в семи километрах от Ишимбая, было решено построить нефтехимический комбинат № 18. Руководство строительством и ответственность за ввод в эксплуатацию основных объектов комбината возложили на Ишимбайскую городскую партийную организацию. Рядом с комбинатом в составе города образовался посёлок, которому 7 июля 1949 года присвоили имя Салавата Юлаева. Нумерация возводимых школ в посёлке продолжалась после ишимбайских школ. На территории комбината построили Ново-Ишимбайский нефтеперерабатывающий завод. Посёлок Салават оставался в подчинении Ишимбайского горсовета до 1954 года, пока не стал самостоятельным городом республиканского подчинения. Именно Ишимбай положил начало и комбинату, и городу, существенно помог в их развитии, приютил первых его строителей.
В начале 1950-х годов ЦК КПСС и Совет Министров СССР оказали большую помощь в развитии города. В 1950 году на Геологической улице открылся новый клуб им. С. М. Кирова. В 1952 году И. В. Сталин одобрил проект развития города Ишимбая. В 1952—1953 годах город входил в состав Стерлитамакской области Башкирской АССР. В 1956 году состоялось открытие чулочно-носочной фабрики.
В 1959 году открылись первый в городе кинотеатр «Спутник» (микрорайон Новостройка) и клуб строителей (Советская улица), в это же время появился новый клуб нефтепереработчиков (микрорайон Перегонный). В 1961 году состоялось открытие Дворца культуры нефтяников им. С. М. Кирова. В 1962 году открылся профилакторий, названный впоследствии «Чайка». В 1964 году на базе школы № 5 состоялось открытие первого историко-краеведческого музея; открылся кинотеатр «Йондоз» (микрорайон Старый Ишимбай). В 1966 году появилось второе предприятие лёгкой промышленности — трикотажная фабрика. В 1969 году открылась гостиница «Заря»
В 1972 году утверждено звание «Почётный гражданин города Ишимбая»; открылся клуб совхоза «Нефтяник». В эти годы произошла перестройка народного хозяйства от нефтедобычи к машиностроению. В 1973 году введён в строй действующих Ишимбайский экспериментально-механический завод. В 1975 году открылся детский кинотеатр «Пионер». В 1977 году построены завод транспортного машиностроения и завод нефтепромыслового оборудования. Планировалось создать одно из крупнейших машиностроительных объединений всесоюзного масштаба, путём включения в него Ишимбайского машиностроительного завода, завода нефтепромыслового оборудования и строительства нового завода блочных установок, который не был введён в строй действующих.
В 1980-е годы ликвидация Ишимбайского НПЗ происходила поэтапно. Цех № 2, находящийся на Перегонном, ликвидирован и передан в производственное объединение «Главбашавтотранс», в результате чего переработка нефти сохранилась только на левобережном НПЗ. В 1985 году на площади НПЗ началось строительство Ишимбайского специализированного химического завода катализаторов (ИСХЗК). 27 июля 1988 года открылся первый двухзальный кинотеатр «Икар». В 1990 году Ишимбайский НПЗ ликвидирован, а его площадь полностью занял ИСХЗК.

Физико-географическая характеристика

Ишимбай расположен на юге Башкортостана, на западных отрогах Южного Урала, в 160 км от Уфы, на побережье реки Белой и в устье реки Тайрук. Ближайшие города: Салават (с ним вплотную граничит, 15 км между автовокзалами) и Стерлитамак (21 км к северо-западу). Город находится в нескольких километрах от федеральной автотрассы федерального значения Р-240 Уфа — Оренбург.

Ишимбай находится в часовой зоне МСК+2. Смещение применяемого времени относительно UTC составляет +5:00.

Характер рельефа ровный, слабоволнистый с преобладающим уклоном 1—3 %, в восточном и южном направлениях сменяется холмисто-увалистым с уклоном выше 20 %. В этом же направлении происходит увеличение абсолютных отметок поверхности от 130—140 метров (в долинах рек) до 270 метров.

На территории города имеется большое количество возвышенностей, особенно они выражены на территории Затайрукского лесопарка им. В. Н. Полякова: горы Маяк (231,3 м), Алебастровая (231,3 м) и вершины высотой 255 и 161,8 м. В этом лесопарке, в окрестностях микрорайона Смакаево, расположена Ишимбайская пещера, скрытая под скалами разного цвета. Она является памятником природы местного значения.

Ишимбай богат водоёмами естественного и искусственного происхождения. Основная часть города расположена между реками Белой и Тайрук. Белая за последние годы сильно обмелела. На границе города и Стерлитамакского района находится устье Тайрука. Также на территории города протекают река Терменьелга, ручьи Бузайгыр, Сараж, Сикул и Тукмак. Имеются озёра-старицы в левобережной части: Конное, Пенсионерское, Каракуль, Курбалыкуль и др. Среди искусственных водоёмов: Тайрукский пруд на реке Тайрук, действующий в летний период, на котором создан пляж и где существовал прокат водных средств. Запруживанием реки Терменьелги образованы два пруда: Терменьелгинский и Тюринский. Первый, находящийся в районе недостроенного кирпичного завода, сооружён НГДУ «Ишимбайнефть». Второй пруд, находящийся в районе санатория-профилактория «Чайка», создан Ишимбайским нефтеперерабатывающим заводом. Имеется Кузьминовский пруд в одноимённом микрорайоне города. Существуют подземные озёра.
Через водные артерии Ишимбая установлены мосты. При этом через реку Белую — один автомобильный мост, через р. Тайрук — 3 автомобильных и 4 пешеходных, через р. Терменьелгу — 2 автомобильных моста, через Бузайгыр — 3 автомобильных и 1 пешеходный мост, через ручей Сараж — автомобильный и пешеходный мосты, через ручей Сикул — автомобильный мост. Первый мост через Белую был построен целиком из дерева. В 1951 году введён в строй железобетонный мост, длина которого — 344 метра, ширина проезжей части составляла 7 метров и 1,5 метра занимают тротуары. В 1978 году введён в эксплуатацию новый железобетонный мост через Белую, рядом с недействующим. Длина его — 338,85 метра, ширина проезжей части — 9,5 метра, тротуары — по 1,5 метра. В начале 1980-х годов планировалось реконструировать старый мост, объединив с новым. На его реконструкцию отводилось 2 миллиона советских рублей. По нему планировалось пустить троллейбусы в левобережную часть города.

Ишимбай находится в северо-лесостепной подзоне умеренного пояса. Климат умеренно континентальный, достаточно влажный, лето тёплое, зима умеренно холодная и продолжительная с устойчивым снежным покровом. Средняя температура января: −12,5 °C, средняя минимальная: −16,6 °C; средняя температура июля: +20,1 °C, средняя максимальная: +26,4 °C. Абсолютный минимум температуры воздуха достигал −47,6 °C в 1943 году. Абсолютный максимум температуры воздуха достигал +40,5 °C в 1952 году.

Ишимбай богат зелёными зонами, лесопосадки высаживались в незаселённом городском пространстве, а также за рекой Тайрук — Затайрукский лесопарк. Город по сей день называют зелёной столицей. Флористические исследования, проведённые в течение 2010—2011 годов в рамках его административных границ, позволили выявить 672 вида сосудистых растений из 84 семейств и 354 родов, в том числе 145 адвентивных видов, из которых 15 могут быть отнесены к инвазивным видам. Отмечено 12 видов, занесённых в Красные книги Республики Башкортостан и Российской Федерации, 11 эндемичных и 8 реликтовых видов. Эти виды являются уникальными для урбанизированных территорий.

Транспорт

Развиты сети транспорта и связи. Действуют автобусное и железнодорожное сообщение. В начале строительства города по реке Белой приходили баржи с оборудованием и материалом. В советское и ранее постсоветское время осуществлялось воздушное сообщение вертолётами. В городе имеется автоколонна ГУП «Башавтотранс» РБ, основанная в 1956 году. Также крупным автотранспортным предприятием является Ишимбайский автотранспортный цех ООО «Октябрьское управление технологического транспорта», бывший транспортный цех НГДУ «Ишимбайнефть».

Основным общественным транспортом является автобус. Ежедневно для перевозки пассажиров на 13 маршрутов выходят автобусы марок НефАЗ, ПАЗ-320302 и Mercedes-Benz Sprinter. В начале 1980-х годов в Ишимбае планировалось организовать троллейбусное сообщение. Первый маршрут должен был ходить на Левый берег, в сторону промышленных предприятий (Ишимбайский нефтеперерабатывающий завод и Ишимбайский завод транспортного машиностроения) по реконструированному мосту через реку Белую, путём объединения двух частей в единую конструкцию. Следующий этап предполагал строительство троллейбусных сетей в основной части Ишимбая по главным улицам города.

Также в городе развиты таксомоторные сети, осуществляющие перевозку пассажиров на легковых автомобилях отечественного и иностранного производства.

В междугородном сообщении используются автобусы, отправляющиеся с Ишимбайского автовокзала. Перевозки осуществляет как ИАТП, так и другие филиалы ГУП «Башавтотранс» РБ. Маршруты пригородного сообщения отправляются в Ишимбайский район.

Через Ишимбай проходит Куйбышевская железная дорога (тупиковая ветка Аллагуват — Ишимбаево), соединяющаяся с линией Уфа — Оренбург. Ближайшая пассажирская станция — Салават. В городе имеется недействующий железнодорожный вокзал. В советские годы ходил пассажирский поезд по маршруту Ишимбай — Уфа, недействующий с 1990 года. Станция Ишимбаево осуществляет приём грузовых поездов для промышленных предприятий. Железнодорожная ветка идёт в сторону реки Белой, затем, сворачивая налево, пересекает Индустриальное шоссе и заканчивается на территории склада НГДУ «Ишимбайнефть» ООО «Башнефть-Добыча» ОАО «АНК „Башнефть“». Имеются ответвления от железной дороги на предприятия ООО «Идель Нефтемаш», ООО «Ишимбайская нефтебаза „Агидель“», ООО «Ишимбайский специализированный химический завод катализаторов», отдельное — на предприятия АО «Машиностроительная компания „Витязь“» и ООО «Ишимбайский станкоремонтный завод».

Ранее действовало авиационное сообщение с использованием вертолётов. Вертолётное сообщение использовалось для доставки на Север нефтяников, работающих вахтовым методом. Площадка находится в районе Речного, в пойме реки Белой и на данный момент заброшена. В городе отсутствует аэропорт, ближайшие в Уфе, Оренбурге и Стерлитамаке (не действует).

В Ишимбае на 2011 год действует 21 детское дошкольное образовательное учреждение (детские сады), 8 средних и 3 основных общеобразовательных школ, вечерняя (сменная) общеобразовательная школа, специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида, 2 инновационных учреждения и 2 инновационных интернатных учреждения. Имеются учреждения высшего, среднего и начального профессионального образования. Из учреждений дополнительного образования: дворец детского (юношеского) творчества, детская школа искусств, детский эколого-биологический центр и межшкольный учебно-курсовой комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся. Ведётся возвращение зданий детским садам, закрытым в 1990-е годы по причине низкой рождаемости.

Учреждениями начального профессионального образования являются специальное профессиональное училище № 1 закрытого типа, Ишимбайский профессиональный колледж и профессиональное училище № 21. Ранее существовало училище № 65 на улице Губкина. Спецучилище № 1 для трудных подростков-девушек с 14 до 18 лет основано в 1974 году, является одним из ведущих училищ страны подобного профиля. Профессиональное училище № 21 основано в 1940 году как ремесленное училище № 2. За годы своего существования заведением подготовлено 18 тысяч специалистов для отраслей нефтяной и лёгкой промышленностей, машиностроения и транспорта. За 2008—2009 учебный год ПУ № 21 по результатам конкурсов, соревнований, олимпиад по общеобразовательным дисциплинам вошло в десятку лучших учебных заведений начального профессионального образования Республики Башкортостан. Ишимбайский профколледж основан в 1983 году заводом транспортного машиностроения. За последние 20 лет подготовлено более 4600 высококвалифицированных специалистов.

Численность населения

1932147

19357000

193932 000

194443 900

194541 000

194642 000

194745 500

195946 568

196753 000

196854 200

197054 232

197355 000

197655 000

197956 993

198261 000

198666 000

198767 000

198969 896

199271 300

199472 000

199671 300

199870 800

199970 070

200070 669

200169 706

200270 195

200370 195

200469 740

200569 252

200668 914

200768 403

200868 121

200968 038

201066 259

201166 166

201266 065

201366 341

201466 177

201566 240

201665 822

201765 422

201865 085

201964 307

202064 386

202164 041

Наибольшая численность населения была зафиксирована в 2003 году, когда она составляла 70 195 человек. Наименьшаая численность населения была в 1932 году, и была 147 человек.

Рейтинг
Регионы РФ
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Субъект

53°27′16″ с. ш. 56°02′38″ в. д.

Субъект ФедерацииРеспублика Башкортостан

Муниципальный районИшимбайский

Городское поселениегород Ишимбай

История и география

Часовой поясMCK +2

Население

Население64 041 чел. (2021)

Коды

Телефонный код+7 34794

Код ОКАТО80420

Код ОКТМО80631101001