Расстояние до Москвы (по прямой) составляет 2 307 км.
Расстояние до центра Омск (по прямой) составляет 155 км.
Калачинск — третий по величине город в Омской области, административный центр Калачинского района и Калачинского городского поселения. Железнодорожная станция на Транссибирской магистрали.
Население — 21 378 чел. (2021).
География
Город расположен на обоих берегах реки Омь (приток Иртыша), в 84 км от Омска.
Преобладает резко континентальный климат. Зимы холодные и продолжительные. Лето жаркое и короткое. Среднегодовое количество осадков — 435 мм.
История
Первую разведку территории вдоль реки Оми произвёл в 1755 году прапорщик Укусников. В 1767 году начальник инженерной экспедиции Сибирского корпуса генерал-майор Малм впервые называет озеро Калачиками, что представляет собой метафору, обусловленную формой озера.
Основание деревни Калачики было документально зафиксировано Ревизской сказкой 26 января 1795 года. В то время в ней уже проживало 14 семей, насчитывавших 130 человек. Дата основания деревни точно неизвестна, приблизительно в 1783—1794 годы между Ревизскими сказками.
Официально считается датой основания весна-лето 1794 года. Первые дома были поставлены на крутом берегу реки Омь, чуть ниже образованного её старым руслом озера Калач. Развитие деревни Калачики шло медленно, так как вокруг уже были или вновь заводились небольшие деревеньки, в Калачиках никогда не было помещичьего землевладения.
К 1816 году количество семей в Калачиках удвоилось, а число жителей достигло 203 человека.
Дальнейшее бурное заселение здешней округи относится к 1860-м годам после отмены крепостного права и особенно — к 1890-м годам.
Сильным толчком развития Калачиков стало открытие в 1896 году Великого Сибирского железнодорожного пути. К этому времени в Калачиках проживало 400 душ обоего пола, а к 1904 году население увеличилось до 691 человека.
В конце XIX века входил в Куликовскую волость Тюкалинского уезда Тобольской губернии, имелось: хлебозапасный магазин, торговая лавка, маслобойный завод, 2 кузницы и склад сельхозорудий.
В 1917 году членом продовольственного комитета Калачинского уезда становится Яков Мартынович Калнин, латышский поэт и учитель.
Транспорт
Гужевой транспорт был единственным в Калачинске до 17 марта 1896 года, когда по рельсам Транссиба прошёл первый поезд. Развитие железной дороги шло сложно и неравномерно. В 1900 году у вокзала был дровяной склад для обеспечения паровозов топливом. В сутки через станцию проходило 5-6 пар поездов. Связь с ближними станциями осуществлялась посредством классического аппарата Морзе.
С 1 января 1938 года начал курсировать пригородный поезд Омск-Татарская. К 1955 году завершился переход дистанции на электротягу. В 1988 году через Калачинск проходило более 300 грузовых поездов в сутки.
Ответвлением от железной дороги является сеть автодорог. Создавалась она долго и напряжённо, в 1930-х годах доходило до принудительной дорожной повинности для борьбы с бездорожьем. В январе 1939 года был создан автоотряд в составе 75 грузовиков. К 1940 году автопарк вырос до 106 единиц. В годы войны автоотряд был мобилизован на фронт.
Начало телефонной связи относится к 1921 году. Она тогда обслуживала лишь административно-управленческие органы и некоторые предприятия. К 1925 году город обзавёлся коммутатором на 50 номеров, из которых действовал только 31.
В 1944 году Калачинск связывал с Омском только один телефонный и один телеграфный каналы. К этому времени в Калачинске насчитывалось 200 телефонов.
В 1964 году в районе образовывается ЭТУС по обслуживанию и развитию средств электрической связи. В 1968 году сдали в эксплуатацию здание узла связи, где размещались городской почтамт и АТС, которое эксплуатируется так до сих пор. Позже была установлена аппаратура полуавтоматической связи. В 1976 году была запущена первая автоматическая станция на 2000 номеров, просуществовавшая до 13 ноября 2005 года, после чего была заменена на новую цифровую АТС. С 1984 года калачинцы начали самостоятельно выходить на связь с другими городами. С 1980-х постепенно воздушные линии заменялись кабельными с большим уплотнением.
Численность населения
1939 — 9300
1959 — ↗ 18 987
1967 — ↗ 22 000
1970 — ↘ 20 809
1979 — ↗ 22 414
1989 — ↗ 25 014
1992 — ↗ 25 500
1996 — ↗ 25 900
1998 — ↗ 26 000
2000 — ↘ 25 400
2001 — ↘ 25 300
2002 — ↘ 24 247
2003 — ↘ 24 200
2005 — ↘ 23 900
2006 — ↘ 23 700
2007 — ↘ 23 500
2008 — ↗ 23 600
2009 — ↘ 23 444
2010 — ↗ 23 556
2011 — ↘ 23 513
2012 — ↘ 23 283
2013 — ↘ 22 915
2014 — ↘ 22 542
2015 — ↗ 22 656
2016 — ↗ 22 716
2017 — ↗ 22 781
2018 — ↘ 22 737
2019 — ↘ 22 587
2020 — ↗ 22 599
2021 — ↘ 21 378
Наибольшая численность населения была зафиксирована в 1939 году, когда она составляла 9300 человек. Наименьшаая численность населения была в 1959 году, и была 18 987 человек.