Расстояние до Москвы (по прямой) составляет 2 386 км.
Расстояние до центра Новосибирск (по прямой) составляет 384 км.
Татарск — город (с 27 января 1911 года) в России, административный центр Татарского района Новосибирской области.
Образует муниципальное образование город Татарск со статусом городского поселения как единственный населённый пункт в его составе.
По традиционному административно-территориальному устройству: город областного значения. Население — 23 711 чел. (2021).
Возник как посёлок Станционный при станции Татарская (открыта в 1896 году при строительстве Транссиба). Название станции по близрасположенному селу Старая Татарка, называвшемуся по жившим в нём сибирским (барабинским) татарам. В 1911 году посёлок Станционный и село Старая Татарка объединены и в 1925 году образован город Татарск.
История
Появление города связано со строительством Транссибирской магистрали в конце XIX века. При строительстве железной дороги в 1894 году образована станция Татарская, получившая своё название от расположенной в двух верстах от станции деревни Татарка Казаткульской волости Каинского уезда Томской губернии. Деревня Татарка, названная в честь первых жителей, была основана в XVIII веке: по одним данным — в 1733—1735 годах при строительстве Московского тракта, по другим — в 1790 году.
Пристанционный посёлок быстро развивался за счёт постоянного притока переселенцев. Татарск стал перевалочным пунктом для переселенцев, в нём разместилось управление Южно — Каинского переселенческого подрайона, при котором находились врач, столовая и два барака, в котором проживали от 300 до 800 ожидающих отправки к новому месту жительства переселенцев. В 1897 году по указу императора в Татарске была построена однопрестольная Михаило-Архангельская церковь, а в 1900 году была построена ещё одна церковь — Христорождественская.
В период Столыпинских реформ приток переселенцев увеличился и к 1911 году Татарск превратился в солидный торговый пункт с численностью постоянного населения 4500 человек.
В связи с ростом поселения всё острее становились проблемы водоснабжения, медицинского обслуживания и отсутствия полиции. С целью решения этих проблем, а также для развития торговой деятельности население Татарска, в первую очередь, купцы обратились с ходатайством о преобразовании поселка в город, на что 27 января 1911 года последовало высочайшее повеление «…о преобразовании поселка в безуездный город Татарск Томской губернии с упрощённым городским управлением». При образовании города была проведена граница между Татарском и селом Старотатарским, и здания, принадлежавшие купцу Лушникову и старосте Кожину, оказались на территории Старотатарского. Купцы написали жалобу и дали взятку на сумму 1000 рублей чиновнику Лихачеву, после чего были внесены изменения в проект городского плана, включившие поместья купцов в черту города. В связи с приданием городу нового статуса появились новые должностные лица: городской староста, помощник городского старосты, заведующий полицейской частью, заведующий переселенческим подрайоном, инструктор маслоделия, лесничий, акцизный чиновник, инструктор городских училищ, начальник почтово-телеграфной конторы, два мировых судьи (5-го, 7-го участков), агент страховых обществ.
В 1912—1914 годах была сооружена Кулундинская магистраль, которая дала новый толчок дальнейшему развитию города, превратив его в железнодорожный узел.
Перед началом Первой мировой войны в городе насчитывалось около 100 купеческих лавок и магазинов. К тому времени в Татарске действовало более 15 контор по закупке сливочного масла, которые ежегодно отправляли за границу и в центральные районы России до З00 тыс. пудов масла. Объём поставок хлеба составлял свыше миллиона пудов хлеба в год. Крупными купцами считались братья Сосновские, Мариупольские, Желтовы, Бородин, Терехов, Цибис, Гусев, Лушников, Моцкарев, Малыгин, братья Шайхулины, Каспирович и др.
В городе развивалась пищевая, лесная и другие виды промышленности. Братья Желтовы имели маслобойные заводы, и держали монополию на торговлю лесом и пиломатериалами. Купец Малыгин владел маслобойным и кирпичным заводами. Кирпичные заводы также содержали купцы Гусев, Матвеев, Кишел. Купец Чернов имел паровую мельницу в городе (сгоревшую в 1963 году) и две ветряные мельницы в деревне Татарка. Ещё одна паровая мельница, располагавшаяся на берегу озера Татарское, принадлежала купцу Прадеру. Купец Шпигельман содержал электрическую мельницу. В городе было два мыловаренных завода, один из которых принадлежа «компании служащих» Шатиной, а другой — помощнику городского старосты Кузьмину.
Купец Гусев в 1912 году построил коммерческий клуб с рестораном, в котором после революции разместился кинотеатр имени Горького (снесён в 1980-х годах). Купцы Шпигельман и Цибис соорудили купеческое здание, в котором в советский период разместилась гастроном-хлебопекарня, затем оборудован гарнизонный клуб, а позднее — магазины, прозванные местными жителями «три поросёнка». Купец Лушников построил магазин скобяных товаров с надворной постройкой, в котором в настоящее время располагается магазин «Старая почта».
География
Город расположен в 457 километрах к западу от Новосибирска, недалеко от границы с Омской областью. Железнодорожный узел (станция Татарская).
Климат умеренный континентальный. Зимы длительные и морозные. Лето жаркое и короткое.
По данным Всероссийской переписи населения 2020 года, на 1 октября 2021 года по численности населения город находился на 589-м месте из 1119 городов Российской Федерации.
В Татарске располагаются следующие предприятия:
Транспорт
Железнодорожная станция «Татарская» соединяет город с Калачинском, Новосибирском, Омском, Барабинском, Каргатом.
С автовокзала города автобусы ходят в Усть-Тарку, Красноярку, Кочневку, Камбар, Чаны-Сакан. Богдановку, Киевку, Богословку, Николаевку, Моховое, Увальск, Тайлаково.
Памятник борцам революции, погибшим в годы гражданской войны (1965 г., скульптор П. И. Дьяков).
Историко-краеведческий музей — культурное учреждение было основано в июле 1985 года. В музее хранится более 3 тысяч томов литературы различных жанров. Наиболее популярна у посетителей военная техника музея: самолёт Ан-2, танк Т-34, паровоз, ГАЗ-АА, ЗИС-5, бронетранспортёр, трактор ДТ-54, трактор «Универсал».
Мемориальный комплекс — мемориал в честь воинов погибших во время Великой Отечественной войны был установлен в ноябре 1981 года.
Башня с часами — часы были установлены на кирпичную башню возле здания администрации в 1990 году. Над часами 2 года трудился умелец Андрей Яковлевич Штеффен.
Транспорт
Численность населения
1926 — 9200
1931 — ↘ 9000
1959 — ↗ 30 786
1967 — ↘ 29 000
1970 — ↗ 29 589
1979 — ↗ 30 893
1989 — ↘ 30 355
1992 — ↗ 30 800
1996 — ↘ 30 400
1998 — ↘ 30 300
2002 — ↘ 26 051
2003 — ↗ 26 100
2005 — ↗ 26 200
2006 — ↗ 26 300
2007 — ↘ 26 293
2008 — ↘ 26 000
2009 — ↗ 26 076
2010 — ↘ 24 217
2011 — ↘ 24 200
2012 — ↘ 23 992
2013 — ↗ 24 008
2014 — ↗ 24 165
2015 — ↗ 24 208
2016 — ↘ 24 073
2017 — ↘ 23 956
2018 — ↘ 23 729
2019 — ↘ 23 523
2020 — ↘ 23 376
2021 — ↗ 23 711
Наибольшая численность населения была зафиксирована в 1926 году, когда она составляла 9200 человек. Наименьшаая численность населения была в 2020 году, и была 23 376 человек.