Татарск

Расстояние до Москвы (по прямой) составляет 2 386 км.

Расстояние до центра Новосибирск (по прямой) составляет 384 км.

Татарск — город (с 27 января 1911 года) в России, административный центр Татарского района Новосибирской области.

Образует муниципальное образование город Татарск со статусом городского поселения как единственный населённый пункт в его составе.

По традиционному административно-территориальному устройству: город областного значения. Население — 23 711 чел. (2021).

Возник как посёлок Станционный при станции Татарская (открыта в 1896 году при строительстве Транссиба). Название станции по близрасположенному селу Старая Татарка, называвшемуся по жившим в нём сибирским (барабинским) татарам. В 1911 году посёлок Станционный и село Старая Татарка объединены и в 1925 году образован город Татарск.

История

Появление города связано со строительством Транссибирской магистрали в конце XIX века. При строительстве железной дороги в 1894 году образована станция Татарская, получившая своё название от расположенной в двух верстах от станции деревни Татарка Казаткульской волости Каинского уезда Томской губернии. Деревня Татарка, названная в честь первых жителей, была основана в XVIII веке: по одним данным — в 1733—1735 годах при строительстве Московского тракта, по другим — в 1790 году.

Пристанционный посёлок быстро развивался за счёт постоянного притока переселенцев. Татарск стал перевалочным пунктом для переселенцев, в нём разместилось управление Южно — Каинского переселенческого подрайона, при котором находились врач, столовая и два барака, в котором проживали от 300 до 800 ожидающих отправки к новому месту жительства переселенцев. В 1897 году по указу императора в Татарске была построена однопрестольная Михаило-Архангельская церковь, а в 1900 году была построена ещё одна церковь — Христорождественская.

В период Столыпинских реформ приток переселенцев увеличился и к 1911 году Татарск превратился в солидный торговый пункт с численностью постоянного населения 4500 человек.

В связи с ростом поселения всё острее становились проблемы водоснабжения, медицинского обслуживания и отсутствия полиции. С целью решения этих проблем, а также для развития торговой деятельности население Татарска, в первую очередь, купцы обратились с ходатайством о преобразовании поселка в город, на что 27 января 1911 года последовало высочайшее повеление «…о преобразовании поселка в безуездный город Татарск Томской губернии с упрощённым городским управлением». При образовании города была проведена граница между Татарском и селом Старотатарским, и здания, принадлежавшие купцу Лушникову и старосте Кожину, оказались на территории Старотатарского. Купцы написали жалобу и дали взятку на сумму 1000 рублей чиновнику Лихачеву, после чего были внесены изменения в проект городского плана, включившие поместья купцов в черту города. В связи с приданием городу нового статуса появились новые должностные лица: городской староста, помощник городского старосты, заведующий полицейской частью, заведующий переселенческим подрайоном, инструктор маслоделия, лесничий, акцизный чиновник, инструктор городских училищ, начальник почтово-телеграфной конторы, два мировых судьи (5-го, 7-го участков), агент страховых обществ.

В 1912—1914 годах была сооружена Кулундинская магистраль, которая дала новый толчок дальнейшему развитию города, превратив его в железнодорожный узел.

Перед началом Первой мировой войны в городе насчитывалось около 100 купеческих лавок и магазинов. К тому времени в Татарске действовало более 15 контор по закупке сливочного масла, которые ежегодно отправляли за границу и в центральные районы России до З00 тыс. пудов масла. Объём поставок хлеба составлял свыше миллиона пудов хлеба в год. Крупными купцами считались братья Сосновские, Мариупольские, Желтовы, Бородин, Терехов, Цибис, Гусев, Лушников, Моцкарев, Малыгин, братья Шайхулины, Каспирович и др.

В городе развивалась пищевая, лесная и другие виды промышленности. Братья Желтовы имели маслобойные заводы, и держали монополию на торговлю лесом и пиломатериалами. Купец Малыгин владел маслобойным и кирпичным заводами. Кирпичные заводы также содержали купцы Гусев, Матвеев, Кишел. Купец Чернов имел паровую мельницу в городе (сгоревшую в 1963 году) и две ветряные мельницы в деревне Татарка. Ещё одна паровая мельница, располагавшаяся на берегу озера Татарское, принадлежала купцу Прадеру. Купец Шпигельман содержал электрическую мельницу. В городе было два мыловаренных завода, один из которых принадлежа «компании служащих» Шатиной, а другой — помощнику городского старосты Кузьмину.

Купец Гусев в 1912 году построил коммерческий клуб с рестораном, в котором после революции разместился кинотеатр имени Горького (снесён в 1980-х годах). Купцы Шпигельман и Цибис соорудили купеческое здание, в котором в советский период разместилась гастроном-хлебопекарня, затем оборудован гарнизонный клуб, а позднее — магазины, прозванные местными жителями «три поросёнка». Купец Лушников построил магазин скобяных товаров с надворной постройкой, в котором в настоящее время располагается магазин «Старая почта».

География

Город расположен в 457 километрах к западу от Новосибирска, недалеко от границы с Омской областью. Железнодорожный узел (станция Татарская).

Климат умеренный континентальный. Зимы длительные и морозные. Лето жаркое и короткое.

По данным Всероссийской переписи населения 2020 года, на 1 октября 2021 года по численности населения город находился на 589-м месте из 1119 городов Российской Федерации.

В Татарске располагаются следующие предприятия:

Транспорт

Железнодорожная станция «Татарская» соединяет город с Калачинском, Новосибирском, Омском, Барабинском, Каргатом.

С автовокзала города автобусы ходят в Усть-Тарку, Красноярку, Кочневку, Камбар, Чаны-Сакан. Богдановку, Киевку, Богословку, Николаевку, Моховое, Увальск, Тайлаково.

Памятник борцам революции, погибшим в годы гражданской войны (1965 г., скульптор П. И. Дьяков).

Историко-краеведческий музей — культурное учреждение было основано в июле 1985 года. В музее хранится более 3 тысяч томов литературы различных жанров. Наиболее популярна у посетителей военная техника музея: самолёт Ан-2, танк Т-34, паровоз, ГАЗ-АА, ЗИС-5, бронетранспортёр, трактор ДТ-54, трактор «Универсал».

Мемориальный комплекс — мемориал в честь воинов погибших во время Великой Отечественной войны был установлен в ноябре 1981 года.

Башня с часами — часы были установлены на кирпичную башню возле здания администрации в 1990 году. Над часами 2 года трудился умелец Андрей Яковлевич Штеффен.

Транспорт

Численность населения

19269200

19319000

195930 786

196729 000

197029 589

197930 893

198930 355

199230 800

199630 400

199830 300

200226 051

200326 100

200526 200

200626 300

200726 293

200826 000

200926 076

201024 217

201124 200

201223 992

201324 008

201424 165

201524 208

201624 073

201723 956

201823 729

201923 523

202023 376

202123 711

Наибольшая численность населения была зафиксирована в 1926 году, когда она составляла 9200 человек. Наименьшаая численность населения была в 2020 году, и была 23 376 человек.

Рейтинг
Регионы РФ
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Субъект

55°13′00″ с. ш. 75°58′00″ в. д.

Субъект ФедерацииНовосибирская область

Муниципальный районТатарский

Городское поселениегород Татарск

История и география

Часовой поясMCK +4

Население

Население23 711 чел. (2021)

Коды

Телефонный код+7 38364

Код ОКАТО50418

Код ОКТМО50650101001