Город Нижний Новгород

Нижний Новгород (в разговорной речи часто — Нижний, c XIII по XVII век — Новгород Низовской земли, с 7 октября 1932 по 22 октября 1990 года — Горький) — город в центральной России, административный центр Приволжского федерального округа и Нижегородской области. Второй по численности населения город в Приволжском федеральном округе и на реке Волге, шестой по численности населения город в стране. Основан по некоторым оценкам 4 (10) февраля 1221 года владимирским князем Юрием Всеволодовичем как пограничная крепость.

Расположен в центре Восточно-Европейской равнины на месте слияния Оки и Волги. Ока делит город на две части: на высоком правом берегу — нагорная на Дятловых горах, и заречная — на её левом низинном берегу. На левом берегу Волги расположен город-спутник Бор.

В 1500—1515 годах был построен каменный кремль, который не был взят ни разу за всю историю. Под его стенами в 1612 году земский староста Кузьма Минин собрал средства и вместе с князем Пожарским организовал народное ополчение для освобождения Москвы и всей России от поляков и литовцев. С 1817 года, с переводом в город Макарьевской ярмарки, располагавшейся ранее близ Желтоводского Макариева монастыря, он становится одним из крупнейших торговых центров России. В 1896 году в городе прошла Всероссийская художественно-промышленная выставка, давшая развитие российскому трамваю. В 1928 году Нижний Новгород объединяют с городами Сормово, Канавино и левобережьем Оки. Во время советской индустриализации 1930-х годов в нём были построены крупные машиностроительные предприятия, в том числе крупнейший автогигант — Горьковский автомобильный завод (ГАЗ). Во время Великой Отечественной войны 1941—1945 годов город был крупнейшим поставщиком военной техники, в силу чего подвергался бомбардировкам, мощнейшим во всём Среднем Поволжье. После войны город был награждён орденом Ленина. 20 ноября 1985 года в городе был запущен первый участок метрополитена. В 2012 году запущена линия канатной дороги с самым большим в Европе безопорным пролётом над водной поверхностью как дополнение к системе пассажирского транспорта. В 2013 году была запущена городская электричка. В 2018 город стал одним из мест проведения чемпионата мира по футболу.

Население городского округа — 1 253 030 человек, население города — 1 233 949 чел., шестой по численности населения город в России и четвёртый в её европейской части. Город — центр Нижегородской агломерации, население которой насчитывает 2,087 млн чел. Она является шестой по величине в стране и второй в Среднем Поволжье.

Нижний Новгород — важный экономический, промышленный, научно-образовательный и культурный центр России, крупнейший транспортный узел и административный центр Приволжского федерального округа. Является одним из главных направлений речного туризма в России. Историческая часть города богата достопримечательностями и является популярным туристическим центром.

Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2020 года городу было присвоено звание «Город трудовой доблести».

Основан в 1221 году под названием Новгород, что, возможно, означало не просто «новый город», а повторяло название города Новгород на реке Волхов. Для различения одноимённых городов вводится определение «нижний», которое сначала употребляется эпизодически, а с XIV века — уже почти постоянно. Понимается это определение чаще всего как указание на расположение города в низовых землях, на Низе. По мнению Н. Д. Русинова, в этом случае город назывался бы не Нижний, а Низовский Новгород. Кроме того, он обращает внимание на то, что пары топонимов с компонентами «нижний» и «верхний» обычно возникают в пределах одной реки — иными словами, город, по отношению к которому Новгород является «нижним», должен был находиться выше него по течению Оки или Волги. Таким городом Русинов считает Городец, который возник раньше Новгорода, лежит выше по течению Волги, и именно от него к Новгороду перешли функции передового оборонительного пункта. Тем не менее, этимология, основанная на Низовской земле, очевидна, например, в сохранявшемся до 1917 года большом императорском титуле, в котором император именовался «Великим князем Новгорода Низовской земли» (в старой орфографии — «Новагорода Низовскiя земли»).

7 октября 1932 года, в ознаменование 40-летней литературной деятельности советского писателя Максима Горького, уроженца этого города, Нижний Новгород был переименован в Горький, хотя сам он был против этого, своим родным и близким запретил в разговоре называть Нижний Новгород по-новому и вообще был не согласен с кампанией по переименованию городов. В рамках проводившегося в позднеперестроечный период «процесса возрождения исторических первоначальных названий», по представлению Совета по топонимии Советского фонда культуры, в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР № 250-1 от 22 октября 1990 года «О переименовании города Горького в город Нижний Новгород и Горьковской области в Нижегородскую область» городу возвращено историческое название Нижний Новгород.

Физико-географическая характеристика

Нижний Новгород расположен при слиянии двух крупнейших водных путей Европейской части России — рек Волги и Оки. Город разделяется Окой на две части: восточную возвышенную Нагорную, расположенную по правым берегам Оки и Волги на северо-западной оконечности Приволжской возвышенности — Дятловых горах, и западную (по левому берегу Оки и правому берегу Волги) низинную, заречную.

Площадь собственно города составляет 410,68 км². Площадь городского округа, в состав которого, помимо самого города, входят ещё 20 населённых пунктов (после присоединения Новинского сельсовета в 2020 году) составляет около 515 км², в том числе 465,82 км² территории в границах до 2020 года и 48,74 км² территории присоединённого Новинского сельсовета (по данным сайта администрации города прежняя площадь городского округа составляла около 460 км², по данным Росстата — 410,68 км² без сельсоветов и курортного посёлка). До присоединения к городскому округу Новинского сельсовета в 2020 году, городу были подчинены 13 населённых пунктов.

Протяжённость города составляет вдоль Оки 20 км, вдоль Волги — около 30 км. На территории города находится 33 озера и 12 рек.

Высота нагорной части от 100 до 200 м над уровнем моря. Левый берег имеет высоты 70—80 м над уровнем моря. Исторический центр города находится в нагорной части. В ходе исторического развития большинство пригородных сёл и деревень вошло в состав самого города. Границы города вплотную подходят к Бору (граница проходит по фарватеру Волги), Кузьминке, Никульскому, Афонину, Утечину, деревне Анкудиновке, посёлку Анкудиновке, Опытному, посёлку Черемисскому, селу Черемисскому, Садовскому, Румянцеву, Новинкам, Дзержинску, Большому Козину. В Нижегородскую агломерацию входят также города Кстово и Богородск.

Городской округ Нижний Новгород граничит с Бором на северо-востоке, Кстовским районом на юго-востоке, Богородским районом на юго-западе, Дзержинском на западе и Балахнинским районом на северо-западе.

Нижний Новгород расположен в 400 км к востоку от Москвы, между обоими городами сложился транспортный коридор.

Нижний Новгород находится в часовой зоне МСК (московское время). Смещение применяемого времени относительно UTC составляет +3:00. В соответствии с применяемым временем и географической долготой средний солнечный полдень в Нижнем Новгороде наступает в 12:04.

История

Начиная с IX века происходила славянская колонизация земель по течению верхней Волги, заселённых финно-угорскими народами. К концу XI века Руси принадлежала вся верхняя Волга, почти до устья Оки. Немного ниже начинались пределы Волжской Булгарии, а правый берег Волги вплоть до устья Суры был заселён эрзянами. При этом «последним» славянским городом на Волге до 1221 года был Городец.

В 1221 году князем Юрием Всеволодовичем у места слияния Волги и Оки был основан опорный пункт обороны границ Владимирского княжества от мокшан, эрзян, марийцев и волжских булгар под названием Новгород Низовской земли. «Низовской землёй» новгородцы называли Владимирское княжество, позднее это название трансформировалось в Нижний Новгород, а в императорском титуле сохранялось до 1917 года.

В период феодальной раздробленности Нижний Новгород был попеременно уделом Суздальского и Владимирского княжеств. В 1350 году город стал столицей созданного в 1341 году самостоятельного Нижегородско-Суздальского великого княжества, которое занимало обширную территорию и соперничало с Москвой. В этот период нижегородские земли стали активно заселяться.

В 1392 году (но окончательно лишь в 1425 году при Василии II), в ходе роста земель Московского княжества, Нижегородско-Суздальское великое княжество было присоединено к владениям Москвы, а Нижний Новгород стал центром уезда.

Около 1469 года город посетил Афанасий Никитин, упомянувший его в своих путевых записках «Хожение за три моря».

При Иване III и Василии III город играл роль пограничного поста с Казанским ханством, имел постоянное войско и являлся местом сбора ратников, во время походов на него. В 1500—1511 годах, взамен существовавшего деревянного, построен каменный Нижегородский кремль. После похода Василия III на Казань, в 1523 году, на реке Суре был основан город Василь (ныне Васильсурск), к которому перешли пограничные обязанности, а с покорением Казани и Астрахани Иваном IV границы на Волге исчезли совсем. В 1565 году, после того как царь Иван Грозный разделил Русское царство на опричнину и земщину, город вошёл в состав последней.

В Смутное время Нижний Новгород наряду с Троице-Сергиевой лаврой продолжал оказывать поддержку Москве. Решающую роль в освобождении от польско-литовских интервентов сыграло Нижегородское ополчение 1612 года под предводительством нижегородского земского старосты Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского.

В XVII веке церковный раскол, произошедший в православной церкви при патриархе Никоне привёл к тому, что в окрестностях Нижнего Новгорода, а особенно на реке Керженце, образовались многочисленные поселения старообрядцев. Для искоренения раскола в Нижнем в 1672 году была основана Нижегородская и Алатырская епархия, во главе которой до 1719 года находился митрополит.

Транспорт

Железная дорога появилась в 1862 году, а первый автомобиль — в 1896 году. В настоящее время Нижний Новгород — крупный транспортный узел. В городе расположены: железнодорожный вокзал, речной вокзал, грузовой порт, несколько причалов для перевалки грузов. До 1994 года в Нижнем Новгороде располагалось одно из крупных государственных пароходств — Волжское объединённое речное пароходство, в дальнейшем приватизированное и распавшееся на несколько самостоятельных судоходных компаний.

В городе расположено руководство Горьковской железной дороги, станция Нижний Новгород-Сортировочный и крупнейший на ГЖД контейнерный терминал Костариха. Проходит новый пассажирский ход Транссибирской магистрали. С 30 июля 2010 года по маршруту Нижний Новгород — Москва — Санкт-Петербург начали курсировать высокоскоростные поезда «Сапсан».

Через город проходят автодороги федерального М7 , Р158 и регионального значения: Р125 , Р152 и Р159 . Трасса М7 является частью второго панъевропейского коридора.

Международный аэропорт Стригино расположен на территории Автозаводского района в 18 км к юго-западу от центра города.

Таможенное оформление грузов осуществляется отделом на станции Костариха и на таможенном посту ГАЗ.

Пассажирский транспорт в Нижнем Новгороде играет очень большую роль в обеспечении жизни города. При этом его работа затруднена распределённостью заселения территории города, большим плечом суточных миграций, очень высокой концентрацией пассажиропотоков на мостах через Оку и отсутствием всеохватывающей системы скоростного транспорта.

Городской транспорт представлен муниципальными автобусами (60 маршрутов), маршрутными такси (65 маршрутов), трамваями (14 маршрутов), троллейбусами (17 маршрутов), городской электричкой (3 линии) и метрополитеном (2 линии). Метрополитен и электричка частично взаимно дополняют друг друга и имеют общий пересадочный узел на Московском вокзале. Первый трамвай пущен 8 (20) мая 1896 года, в том же году пущены 2 городских фуникулёра (элеватора), первый городской автобус — в 1927 году, первый троллейбус — 27 июня 1947 года, метро — 20 ноября 1985 года. Среднесуточный объём перевозок трамваями и метрополитеном — около 250 тыс. и 200 тыс. пассажиров, соответственно.

В качестве внутригородского транспорта может ограниченно использоваться — детская железная дорога. До сокращения маршрута её длина составляла 9,1 км и она была самой протяжённой в СССР. После Великой Отечественной войны детская железная дорога использовалась как один из видов общественного транспорта, наравне с трамваями и автобусами.

Численность населения

2002 — 1 319 644

2004 — 1 305 100

2005 — 1 297 600

2006 — 1 291 800

2007 — 1 286 433

2008 — 1 282 678

2009 — 1 280 355

2010 — 1 259 738

2011 — 1 261 549

2012 — 1 263 621

2013 — 1 268 840

2014 — 1 272 719

2015 — 1 276 560

2016 — 1 275 532

2017 — 1 270 241

2018 — 1 267 464

2019 — 1 261 823

2020 — 1 271 767

2021 — 1 249 861

2023 — 1 237 128

Наибольшая численность населения была зафиксирована в 2002 году, когда она составляла 1 319 644 человек. Наименьшая численность населения была в 2023 году, и была 1 237 128 человек.

Рейтинг
Регионы РФ
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Герб

Флаг

Флаг

Герб

Субъект

История и география

Часовой поясMCK +297

Площадь410,68 км²

Высота центра200 м

Население

Население1 213 477 человек

Плотность2954,8 чел/км²

Коды

Телефонный код+7 831

Код ОКАТО22401