Дубна — город, наукоград на севере Московской области (121 км от Москвы), крупнейший в России центр по исследованиям в области ядерной физики. Население — 74 193 чел. (2023 г.).
Город расположен на реке Волге, ограничен реками Дубной и Сестрой, каналом имени Москвы и Иваньковским водохранилищем. Единственный населённый пункт Московской области, расположенный на Волге.
Город областного подчинения, образует одноимённый городской округ как единственный населённый пункт в его составе. Граничит на востоке и севере с Кимрским районом, на западе с Конаковским районом Тверской области, на юге с Талдомским городским округом Московской области. Территория — 6336 га. На территории города расположена Иваньковская ГЭС, по сооружениям которой проложен автомобильный переход, соединяющий район города левый берег с правым берегом, на котором находятся районы города «Большая Волга», «Чёрная речка» и «Институтская часть». Кроме того, в состав города входят бывшие деревни Ратмино, Юркино и Козлаки, а также посёлок Александровка.
Гидроним Дубна, как и ряд других русских гидронимов с основой дуб, вероятнее всего имеет балтское происхождение. Так, анализируя гидронимию Верхнего Поднепровья, Владимир Топоров и Олег Трубачёв отмечали, что Добысна (варианты Дубосьня и др.) «может быть связана с балт. dub-, нередким в гидронимии, ср. литовским Dubysa»; Владимир Никонов подмосковный гидроним Дубна объяснил из славянского «дуб» («река в дубовом лесу»), но оговорил, что «возможна балтийская основа dubus ‘глубокий’» Современное русское осмысление слово Дубна приобрело в процессе длительного употребление голядского гидронима русским населением.
Прилагательное от названия города пишется, согласно традиции и решению местного горсовета от 04.04.2002 за № РС-4(36)-27/15, через «е»: дубненский, хотя, согласно орфографическим словарям, одинаково допустимы написания «дубненский», «дубнинский» и «дубенский».
История
А. В. Успенская считает, что в Древней Руси существовал город Дубна, который возник в начале XI века. На Ратминском поселении (городище Дубна) XII—XIII веков было найдено около 50 пломб (третье место после Дрогичина и Великого Новгорода). Площадь города составляла около 6 га. Это свидетельствует о том, что древнерусская Дубна была важным таможенным пунктом на границе владений Великого Новгорода и Северо-Восточной Руси.
По мнению местных историков, первое упоминание в летописях о древнерусской Дубне относится к 1134 году; городок на границе ростово-суздальских и новгородских земель основал князь Юрий Долгорукий. Город упомянут первый раз в связи с тем, что его окрестности опустошил новгородский князь Всеволод. Хотя некоторыми исследователями эти утверждения оспариваются.
Городок Дубна, принадлежавший князю Ярославу, был сожжён новгородским войском князя Мстислава Удатного в 1216 году и окончательно уничтожен во время монгольского нашествия на Русь в 1238 году. В дальнейшем на его месте существовал таможенный пост Дубненское мыто, затем — село Городище на устье Дубны и дворянская усадьба.
В 1932 — 1937 годах строительство канала имени Москвы для снабжения водой с Волги Москвы. Для строительства был создан Дмитлаг ОГПУ НКВД. Центр строительства располагался в городе Дмитрове. Бараки с заключёнными по всей длине канала.
В 1935 году заключёнными-каналоармейцами была проложена одноколейная железнодорожная ветка Вербилки — Большая Волга для строительства канала. Также прокладывается автотрасса А104 от Дмитрова.
В 1937 году было запущено движение по каналу.
10 октября 1937 года Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет под председательством М. И. Калинина принимает постановление, в котором сказано: «Отнести к категории рабочих посёлков населённый пункт Иваньково при Волжских гидросооружениях Кимрского района Калининской области, сохранив за посёлком его прежнее наименование. Включить в черту рабочего посёлка Иваньково территорию при Волжских гидросооружениях, Пекуновского винокуренного завода, строительства завода № 30 и селений Подберезье и Крева с их сельскохозяйственными землями».
После передачи из Дмитлага остаются посёлки: возле станции (обозначенный на некоторых картах как посёлок Большая Волга) и возле построенной Иваньковской ГЭС и шлюза №1 построенного канала. Где остаются администрация и вольнонаёмные.
Климат
Самая низкая температура воздуха в Дубне за всю историю метеонаблюдений −47 °C, температурный максимум +38 °C.
Наличие крупных водоёмов вокруг города оказывает значительное влияние на климат Дубны (влажность воздуха, температурный и ветровой режимы местности).
По данным Всероссийской переписи населения 2020 года, на 1 октября 2021 года по численности населения город находился на 221-м месте из 1118 городов Российской Федерации.
С 2001 года Дубна имеет статус наукограда.
Наука. Одно из градообразующих предприятий Дубны — Объединённый институт ядерных исследований, имеет официальный международный статус, что закреплено документально и отражается в типе финансирования научной организации. ОИЯИ является самым крупным научным центром в СССР и России. Несмотря на недостаток финансирования организация является передовым научным учреждением СНГ, а по многим показателям, таким как: количество публикаций, размер материально-технической базы, количество высокоинтеллектуальных кадров — является лидером среди других НИИ и университетов РФ.
Образование. 23 дошкольных учреждения, 12 государственных и 3 негосударственные школы. Московский областной промышленно-экономический колледж, Московский областной аграрно-технологический техникум, Центр детского и юношеского туризма и экскурсий.
В Дубне с 1990 г. почти каждый год проводится конференция «Наука. Философия. Религия». Истоки конференции восходят к 1960-м гг., когда по инициативе Д. И. Блохинцева в Дубне стали регулярно проходить дискуссии физиков и философов. В 2014 г. состоялась XVII конференция.
Транспорт
Дубна — конечный пункт однопутной железнодорожной ветки от ст. Вербилки Савёловского направления МЖД. В городе есть две станции — Дубна и Большая Волга. В день отправляется в среднем 12 электропоездов до Москвы. Из них два — электропоезда повышенной комфортности — «экспрессы». Дубненские экспрессы были первыми пригородными поездами такого типа в Московской области. В 2012 году МЖД неудачно попыталась заменить курсирующие между Дубной и Москвой электропоезда повышенной комфортности типа ЭД4МК-076/078 на менее удобные ЭД4М компании РЭКС. Замена экспрессов на РЭКСы состоялась в 2017 году.
Город является конечной точкой автодороги А104 , связывающей его с Москвой, а также начальным пунктом дороги Р116 , связывающей его с Кимрами. Ходят регулярные автобусные рейсы в Конаково, Кимры, Талдом, Дмитров, Москву. Транзитом через Дубну идут автобусы из Москвы до станции Савёлово.
В 1970—1980-x годах существовало регулярное сообщение речным пассажирским транспортом с ближайшими городами на Волге — Угличем, Тверью. Ходили суда на подводных крыльях (Метеор). В 2014 году восстановлена пристань, на которой для проведения экскурсий в Дубне швартуются многопалубные круизные теплоходы, следующие из Москвы на Волгу и обратно. Для жителей планируется организация теплоходов выходного дня.
В городе популярно передвижение на велосипедах. В советский период Дубну называли «городом велосипедистов», потому что основным видом передвижения по городу был велосипед. По городу были установлены стоянки велосипедов у общественных зданий и рабочих помещений.
29 ноября 2018 года введён в эксплуатацию четырёхполосный автомобильный мост через Волгу.
Численность населения
1959 — 14 009
1967 — ↗ 39 000
1970 — ↗ 43 674
1976 — ↗ 50 000
1979 — ↗ 54 886
1986 — ↗ 63 000
1987 — ↗ 64 000
1989 — ↗ 65 805
1992 — ↗ 67 400
1996 — ↗ 67 600
1998 — ↗ 67 800
2001 — ↘ 67 600
2002 — ↘ 60 951
2003 — ↗ 61 000
2005 — ↗ 61 600
2006 — ↗ 61 700
2007 — ↗ 61 900
2009 — ↗ 62 534
2010 — ↗ 70 663
2011 — ↗ 70 700
2012 — ↗ 72 357
2013 — ↗ 73 840
2014 — ↗ 74 791
2015 — ↗ 75 176
2016 — ↗ 75 179
2017 — ↘ 75 018
2018 — ↗ 75 144
2019 — ↘ 75 001
2020 — ↘ 74 985
2021 — ↘ 74 183
2023 — ↗ 74 193
Наибольшая численность населения была зафиксирована в 2016 году, когда она составляла 75 179 человек. Наименьшая численность населения была в 1959 году, и была 14 009 человек.