Расстояние до Москвы (по прямой) составляет 75 км.
Расстояние до центра Красногорск (по прямой) составляет 46 км.
Расстояние до районного центра чехов (по прямой) составляет 16 км.
Талеж — село на территории, подчинённой городу Чехову в Московской области. Расположено на одном из притоков реки Лопасни — речке Смородинке (на картах конца XVIII в. — Талежке), на склонах большого оврага, в 16 км от города Чехова и в 56 км от МКАД. Население — 35 человек (2010).
О происхождении названия «Талеж» нет единого устоявшегося мнения. Наиболее распространенной является версия, что название села может быть связано со множеством ключей, находящихся на его территории, и по смыслу близко к отмеченному в словаре В. И. Даля слову талец — «живец, ключ, родник».
История
Территория села Талеж и соседних населённых пунктов Чеховского района в древности была покрыта ледником, спускавшимся с севера. При его таянии возникла долина реки Оки, и на верхнем правом берегу возникли первые поселения. Следы славянских сёл — археологи называют их «селищами» — видны в Талеже. Правда дошли до наших времён селища в сильно разрушенном виде.
В октябре 1937 года недалеко от села Талеж (в районе деревни Завалипьево) археолог А. Ф. Дубинин обнаружил дьяковское городище на высоком правом берегу реки Лопасни. Городище имело почти треугольную форму, с двух сторон его были глубокие овраги, с третьей, южной, стороны — два больших вала. Крутые склоны городища вместе с искусственными валами являлись прочной защитой для населения. Длина городища примерно 70 метров, ширина валов 30 метров. Культурный слой в среднем составлял 60 см. Этот слой содержал уголь, золу, кости животных и значительное количество глиняной посуды, сделанной ещё ручным способом, без гончарного круга. Дьяковцы были искусными резчиками по кости. При раскопках найдены костяные гарпуны, рукоятки для ножей, фигурки различных животных. Характер найденной здесь посуды и другой утвари и форма самого поселения дают возможность утверждать, что оно существовало здесь в период с VIII века до н. э. по VI век н. э. и представляло собой укрепленный патриархально-родовой посёлок. Следы его сохранились до наших дней.
В 1971 году во время разработок гравия и песка недалеко от берега Лопасни была обнаружена мастерская кремнёвых орудий эпохи неолита. Найденные в ней каменные орудия: топор, ножи и копья относятся к так называемому развитому неолиту, к концу III — началу II тыс. до н. э.
По духовной грамоте Ивана Калиты его младший сын Андрей получал «Лопасну, Серпухов, село Талежское…». Грамоту датируют 1339 годом, и эту дату принято считать первым упоминанием о Талеже.
В 1646 году в селе значится пятнадцать дворов, а в писцовых книгах 1675—1677 годов — уже 19 крестьянских дворов. По данным переписи на 1768 год, в селе проживало 50 мужчин и 51 женщина.
Талежские крестьяне платили налоги в царскую казну, поскольку село относилось к дворцовой Хатуньской волости. Однако их часто отрывали от земледельческих работ для строительства крепостей, дорог и каналов. Возможно, именно по этой причине в селе случался голод: «Хлеба у нас нет никакова, пить, есть нечего, купить не на што, и от такой скудости скитаемся, а дети наши малые едва живы». Так писали крестьяне Хатуньской волости в Приказную избу летом 1737 года. Но даже среди этой нищеты стали выделяться так называемые «заживные крестьяне». Крестьянин Евсей Игнатов зарабатывал на перекупке хлеба, шерсти и овчины. Семья Игнатовых даже не посылалась на барщинные работы.
Ближе ко второй половине XVIII века Екатерина II подарила Хатуньскую дворцовую волость братьям Орловым. Талеж достался графу Владимиру Григорьевичу. В то время в селе жило несколько крестьянских семей старообрядческой веры и граф три раза их предупреждал, что если они не перейдут в официальную православную веру, то он их продаст. Крестьян продали в Москве одному старику, исповедовавшему ту же веру.
В 1628 году согласно первой переписи после Смутного времени в селе Талеж находится церковь Святого Владимира, а в 1646 году значится «село Талеж, церковь во дворе церковной земли поп Осип Степанов, вдовый поп Фёдор Мелентьев». В писцовых книгах 1675—1677 годов обозначен в селе погост и на нём деревянная церковь, названная в честь князя Владимира. Упомянуты и иконы — образ Всемилостивого Спаса, образ князя Владимира, образ Николая-чудотворца, образ Пречистой Богородицы Одигитрии. Священникам была выделена земля и в 1678 году появляется новая деревянная церковь.