Спорное

Расстояние до Москвы (по прямой) составляет 5 681 км.

Расстояние до центра Магадан (по прямой) составляет 376 км.

Расстояние до районного центра пгт Ягодное (по прямой) составляет 38 км.

Спорное (до середины 1950-х гг. назывался Спорный) — опустевший посёлок (в 1953—2011 — посёлок городского типа) в Ягоднинском городском округе Магаданской области России, упразднённый в 2015 году.

Городская застройка представлена преимущественно панельными 5-этажными домами. Жилой массив посёлка хорошо виден с колымской трассы, которая огибает его в нижней части.

География

Расположен на Магаданской автотрассе севернее города Магадан. Расстояние до административного центра 437 км.

Градообразующим предприятием поселка являлся Спорнинский авторемонтный завод (в настоящее время не функционирует). В непосредственной близости имеются золотодобывающие прииски.

История

Название посёлок получил от ручья, который был отмечен в 1930 году на глазомерной карте геолога С. В. Новикова; ручей же получил своё название — Спорный — поскольку явился предметом спора двух геологов: прораба-поисковика Э. П. Бертина и С. В. Новикова. Так, Бертин доказывал, что если идти через верховье безымянного ручья, то можно достичь верховья речки Утиная, впадающей справа в реку Колыму. А Новиков говорил, что путь через водораздел Оротукан — Утиная ведёт в другой приток Колымы; прав в итоге оказался Бертин.

В первой половине 1930-х по долинам рек Утиная и Среднекан уже были развёрнуты горнодобывающие структуры, для своей деятельности нуждающиеся в людях, продовольствии, технике; для их подвоза была нужна дорога до Спорного, которую начали строить в 1933 году. Проект разработал дорожник-изыскатель Н. Кутузов. Строили в два этапа — сначала до определённого места, а потом от этого места завершали строительство; ширина дороги составила 4 метра.

Уже через год, в 1934-м, Спорный получил статус перевалочной базы, где концентрировались грузы, необходимые приискам и рудникам Главного приискового управления Колымы «Цветметзолото»: «Юбилейному», «Геологическому», «Борискину», «Холодному», «Утиному» и др. До «Утиного» уже была проложена автомобильная трасса. Окружающий предприятия лес послужил источником строительного материала: работники стали строить деревянные склады, бараки для заключённых и домики для вольнонаёмных. Также в посёлке построили бензобазу и намечали возведение мастерских по ремонту автотехники.

В начале 1936 года в посёлке появилась автобаза, а в 1937-м ввели в эксплуатацию дизельную электростанцию и начали возведение котельной. В 1938 году руководство Дальстроя дало задание управлению горнопромышленного строительства выполнить изыскания для прокладки бензопровода, соединяющего Спорное с Магаданом.

Постепенно посёлок благоустраивался: в начале 1940-х организовали парк культуры и отдыха. Комитет комсомола проявил инициативу и при автобазе заработали курсы по освоению автодела, на которых обучались более сорока человек и практиковались на автомобиле и мотоцикле, специально выделенных начальником автобазы.

Первые капитальные кирпичные дома из двух этажей были построены в Спорном в 1939—1940 гг. До этого все строения в посёлке были одноэтажные и деревянные. Кирпичные дома заняли руководители лагеря для заключённых, центральные мастерские по авторемонту и вольнонаёмные инженерно-технические кадры. Михаил Никитович Рюмин, один из заключённых, впоследствии реабилитированный и проживавший в Челябинске, строил эти дома. Он вспоминал, что кирпич доставлялся с завода, расположенного на правом берегу Колымы, недалеко от посёлка Дебин. Кирпичи изготавливали вручную заключённые; норма составляла 1500 штук за смену на каждого. Другие работы также зачастую выполняли лагерники, поскольку вольных было не так много. Заключённые занимались добычей золота, разработкой торфа, ремонтом автомобилей, слесарничали.

Дмитрий Кузьмич Шевяков в 1942 году был заключённым и работал в мастерских токарем; после освобождения он обосновался в Волгограде. Согласно его воспоминаниям, в лагере Спорного содержалось порядка двух с половиной тысяч человек. В 1942 году в автобазу Спорного поступили машины «ЗИС-21» и «Студебеккер», на которых с торфоразработок возили торф, служивший топливом для котельной. «ЗИС-21» работал не на бензине, а на дровах — его адаптировали для такого топлива в мастерской и после называли «газгеном».

Статус посёлка городского типа — с 1953 года.

Численность населения

19593988

19702952

19792916

19892567

19902500

1995850

2002921

2009332

20108

20114

20120

20130

20140

20150

20210

Наибольшая численность населения была зафиксирована в 2013 году, когда она составляла 0 человек. Наименьшаая численность населения была в 2012 году, и была 0 человек.

Рейтинг
Регионы РФ
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Субъект

62°20′30″ с. ш. 151°05′50″ в. д.

Субъект ФедерацииМагаданская область

Муниципальный районЯгоднинский

История и география

Часовой поясMCK +8

Население

Население→ 0 чел. (2021)

Коды

Телефонный код+7 41343

Код ОКАТО44222566

Код ОКТМО44722000151