Курган — город в России, административный центр Курганской области. Основан в 1679 году крестьянином Тимофеем Невежиным; в 1782 году по Указу Екатерины II получил статус города, но поселение на этом месте существовало с 1553 года. Расположен в Южном Зауралье, на берегах Тобола (преимущественно на левом берегу).
Население города — 305 505 чел. (2023). С пригородами (Кетово, Варгаши и другие населённые пункты) формируется городская агломерация с населением 360 000 человек (2015).
Курган — один из важнейших экономических, научных и культурных центров УрФО, крупный транспортный узел. Промышленный центр (среднее машиностроение, химическая, лёгкая и пищевая промышленность, военно-промышленный комплекс). Город известен в стране благодаря Российскому научному центру «Восстановительная травматология и ортопедия» имени академика Г. А. Илизарова. Также в Кургане производятся автобусы КАвЗ, боевые машины пехоты БМП-3 и Курганец-25, а также медикаменты, нефтегазовое оборудование и трубопроводная арматура. А также есть завод Курганприбор, на котором налажено производство боеприпасов, в том числе на предприятии выпускается авиационная ракета Р-74 (РВВ-МД).
Имеет статус города областного подчинения, в границах которого образовано муниципальное образование город Курган со статусом городского округа как единственный населённый пункт в его составе.
Упоминается в середине XVII века как слобода Царёво Городище, она же Курганская слобода, Царёво-Курганская слобода или Царёва слобода. Названия по находившемуся в шести верстах от слободы кургану, который за свои размеры именовался Царёв курган. В 1782 году слобода преобразована в уездный город Курган.
Географическая характеристика
Курган находится в центральной части Евразии, в 1973 км к востоку от Москвы.
Географические координаты: 55°27′ северной широты, 65°20′ восточной долготы. Высота над уровнем моря — 75 м.
Город расположен на Западно-Сибирской равнине по берегам Тобола (преимущественно на левом (северном) берегу).
Географическое положение Кургана крайне выгодно и с течением истории благоприятно повлияло на развитие города. Основные транспортные магистрали из Европейской России в Сибирь (Транссибирская железная дорога и федеральная автодорога «Иртыш») проходят через Курган.
Курган, как и вся Курганская область, находится в часовой зоне МСК+2. Смещение применяемого времени относительно UTC составляет +5:00. В соответствии с применяемым временем и географической долготой средний солнечный полдень в Кургане наступает в 12:39.
Климат города умеренный, по общим характеристикам относится к умеренному континентальному (переходный от умеренно континентального к резко континентальному), характеризующийся особенностями, свойственными зоне лесостепи всего Южного Урала (с холодной малоснежной зимой и жарким сухим летом). Уральские горы, препятствуя прохождению влажных воздушных масс, усиливают континентальность климата. Характерной особенностью климата является недостаточное увлажнение с периодически повторяющейся засушливостью. Преобладает южный и юго-западный ветер. Случаются и сильные ураганы: 26 августа 2007 года, 14 июня 2010 года, 7 апреля 2020 года, 26 октября 2020 года.
Абсолютный минимум температуры воздуха −47,9 °C был в январе 1943 года и феврале 1951 года, абсолютный максимум +40,5 °C был в июле 1952 года. Самым засушливым годом был 1910 год (152 мм осадков), а самым дождливым — 1938 год (583 мм осадков); в августе 1899 года за сутки выпало 87 мм осадков. Самый ранний снегопад был в ночь с 20 на 21 сентября 1977 года, с образованием снежного покрова до 9 см; ранние снегопады были 21 сентября 1956 года и 24 сентября 1954 года. Самый поздний снегопад был 6 июня 1992 года, толщина покрова достигала 10 см.
Таблица наиболее снежных зим в г. Кургане:
История
Журнал «Наука и жизнь» в № 6 за 1978 год, ссылаясь на «Полное собрание законов Российской империи», относит основание города к 1553 году. По книге «Списки населённых мест Тобольской губернии» выпуска 1904 года, Курган был основан в 1633 году. В 1960-х годах датой основания стал считался 1662 год: 1 декабря 1962 в Кургане отметили 300-летие основания города. В 1982 году датой основания стали считать присвоение статуса города в 1782 году: 14 июня 1982 года Курган был награжден орденом Трудового Красного Знамени, в честь успехов курганских машиностроителей и в связи с 200-летием города. В соответствии с решением Курганской городской Думы от 16 сентября 2009 года № 255 «О дате основания города Кургана» датой основания Кургана считается 1679 год.
Считается, что основание поселению положил крестьянин Тимофей Невежин, срубивший себе избу на берегу Тобола вблизи древнего кургана. На живописный берег реки и благодатную землю потянулись первые переселенцы. Вскоре выросли острог и слобода. Первое название — Царёво Городище — поселение получило по Царёву кургану. В XX веке курган был вскрыт экспедицией под руководством уральского археолога Константина Сальникова. Было установлено, что курган относится к III—IV векам н. э., являлся могилой, которая была впервые разграблена вскоре после захоронения и к нашему времени почти ничего не осталось. За свою историю город много раз выгорал дотла и возрождался заново. С 1660-х годов он постоянно значится в исторических документах. В июле 1691 года степняки напали на слободу, частично сожгли её и забрали много пленных.
В 1695 году поселение было перенесено на 8 вёрст ниже по течению Тобола. В документах используется как название «Царёво Городище», так и «Царёв Курган», которые выступают синонимами. В 1738 году в связи с устройством Ишимской оборонительной линии укрепление было упразднено. В метрических книгах расположенной в слободе Христорождественской церкви, название Царёво Городище (Царёвогородищенская слобода) используется по 1775 год, с 1776 года — Курганская слобода. 19 (30) декабря 1782 года года Курганская слобода стала городом Курган.
В 1804—1898 годах город Курган — административный центр Курганской округи (Курганского округа) Тобольской губернии (в 1822—1882 годах входила в состав Западно-Сибирского генерал-губернаторства). В начале века в городе были открыты: первое учебное заведение, первая городовая больница, пожарное депо со смотровой вышкой.
Учитывая удалённость от центра России, город использовался властями как место ссылки. Со временем город становится центром торговли продуктами земледелия и скотоводства (хлеб, сало, мясо, масло, кожи). Промышленность была представлена в основном предприятиями по переработке сельскохозяйственного сырья. В 1856 году в Кургане насчитывалось 3576 жителей, две каменных церкви, семь каменных домов. В конце века были открыты телеграфная станция, первое фотографическое заведение, страховое общество, детский приют, ночлежный дом, столовая для бедных.
Со 2 июня 1898 года город Курган — административный центр Курганского уезда Тобольской губернии (с 5 апреля 1918 года — Тюменской губернии; белогаврдейцы, взявшие власть в губернии в июне 1918 года, использовали старое административное деление). Со строительством Транссибирской магистрали город начал быстро расти. В мае 1894 года устроен телефон для нужд городской полиции.
В начале XX века в городе проходят забастовки рабочих, основывается Курганское отделение РСДРП. Позже будет арестовано руководство отделения. Основываются и закрываются через некоторое время кинотеатры. 15 апреля (1 мая) 1914 была пущена первая электростанция.
В связи с началом Первой мировой войны были арестованы все проживающие в городе германские и австрийские подданные. К 1917 году население Кургана насчитывало около 40 тысяч человек. Город был развитым промышленным и культурным городом. Работало 49 предприятий с шестью тысячами рабочих; действовали две больницы на 100 коек. Образованием занимались мужская и женская гимназии, церковно-приходские и ремесленные школы, уездное и приходские училища. Была открыта публичная библиотека, которую посещали более тысячи человек. Также работали театр, цирк, два электротеатра (кинотеатра), пять фотографий, две типографии, два книжных магазина.
Транспорт
Курган — крупный транспортный узел Российской Федерации, через город проходит автомобильная дорога федерального значения М51 «Иртыш», связывающая между собой города Челябинск, Омск и Новосибирск. Автомобильная дорога Р327 связывает Курган с Костанаем, а автомобильная дорога Р354 с Екатеринбургом. Имеется развитое пригородное и междугороднее автобусное сообщение. Через город проходит Транссибирская железнодорожная магистраль, связывающая между собой города Москву, Челябинск, Омск, Новосибирск, Красноярск и Владивосток. По реке Тобол, протекающей через город, в настоящее время судоходства нет, но 19 мая 1871 года в Курган прибыл пароход «Благодать» из Тюмени.
Пассажирские воздушные перевозки из Кургана осуществляются через аэропорт Курган, расположенный на восточной окраине города. Регулярные авиалинии действуют в городе с 15 мая 1940 года. В 2007 году Минтранса России и Федерального агентства воздушного транспорта разрешили аэропорту Курган принимать воздушные суда иностранного производства Airbus и Boeing. За 2011 год аэропорт Курган обслужил 33 400 пассажиров. Кроме того в 27 километрах от города находится спортивный аэродром Логовушка.
Курган — крупный железнодорожный узел Уральского федерального округа. В городе действуют железнодорожные вокзалы Центральный и Пригородный. Курган является центром Курганского региона Южно-Уральской железной дороги — филиала ОАО «Российские железные дороги». Проект железной дороги Челябинск — Курган — Петропавловск — Омск — Новониколаевск — Красноярск — Владивосток утверждён в 1890 году. Железнодорожные магистрали, проходящие через Курган, обеспечивают связь Центральной России с Уралом и Сибирью. Между Курганом и Москвой курсирует фирменный пассажирский поезд «Зауралье». Пассажиропоток ж/д вокзала Кургана составляет около 5 тыс. пассажиров в день.
На территории города находится Курганский автовокзал. С автовокзала ежедневно отправляются пригородные, междугородние и межобластные автобусы. На автобусе из Кургана можно добраться до Челябинска, Тюмени, Екатеринбурга, Тобольска, Сургута, Приобья, Ханты-Мансийска, Нижневартовска, Ишима, Костаная, Рудного, Павлодара, Сибая, Нижнего Тагила, Шадринска, Шумихи и других городов.
Курганский автобус — один из видов общественного транспорта в городе Кургане. До марта 2007 года эксплуатацию городской автобусной системы осуществляло МПГПТ — Муниципальное Предприятие Городского Пассажирского Транспорта, созданное в декабре 1992 года в результате объединения Автоколонны-1855 и МУП Троллейбусное Управление. Автопарк состоял из автобусов Ikarus, ЛиАЗ, ЛиАЗ, ЛАЗ, КАвЗ, МАРЗ, Mercedes-Benz, Hainje, Den Oudsten, Setra, Scania. Наиболее загруженные маршруты обслуживались автобусами Ikarus-280.33. Помимо регулярных маршрутов, существовали маршруты-экспрессы, дублирующие регулярные маршруты, но при этом имеющие меньшее число остановок. В начале 2006 года МПГПТ было признано банкротом. С 2007 года происходило замещение маршрутов, ранее обслуживаемых МПГПТ, и маршруты перешли к предприятию ОАО «РегионАвтоТранс-Курган» — который заменил МПГПТ, но просуществовал до 2009 года и был тоже закрыт ввиду лобби владельцев частных маршрутных такси, заинтересованных в получении прибыльных маршрутов. С 2009 года все маршруты города отданы частным перевозчикам.
В 2021 году активно начала работать общественная организация Союз транспортников Курганской области, в неё вошли большинство крупных перевозчиков административного центра. На базе Союза перевозчики смогли формировать единую позицию по вопросам взаимодействия с гражданским обществом, органами местного самоуправления, региональными и федеральными органами власти.
Курганский троллейбус — один из бывших видов общественного транспорта в городе. 24 ноября 1965 года в Кургане была открыта первая троллейбусная линия. В тот же день на линию вышли 4 троллейбуса марки ЗИУ, которые повезли первых пассажиров по маршруту «КЗКТ — Химмаш». Именно с этого времени началось регулярное троллейбусное движение в Кургане. К открытию троллейбусного движения в городе были построены две тяговые подстанции мощностью 3600 кВт. Протяжённость контактной сети составляла 26,4 км. Троллейбусный парк насчитывал 10 машин. Движение осуществлялось по трём маршрутам: «КЗКТ — Химмаш», «КЗКТ — ЭМИ», «КЗКТ — КСМ». В 1980-е годы были введены новые троллейбусные линии, которые связали центр города с окраинами. Так, было пущено движение до комбината «Синтез», на проспект маршала Голикова, до аэропорта и в посёлок Сиреневый. 29 апреля 2015 года троллейбусное движение было закрыто ввиду отключения главной подстанции и банкротства предприятия, а в сентябре 2016 года полностью демонтирована контактная сеть и утилизирован подвижной состав.
В 2012 году в Кургане действовало 47 общеобразовательных школ (из них 5 гимназий и 1 лицей); 2 вечерние школы; 10 учреждений дополнительного образования; 8 учреждений для детей-сирот и с недостатками в развитии (школы-интернаты V и VIII видов, детский дом); 85 дошкольных образовательных учреждений. Кроме того, в городе действует ряд негосударственных образовательных учреждений, 11 учреждений среднего профессионального образования (Курганский базовый медицинский колледж, Курганский государственный колледж, Курганский областной колледж культуры, Курганский педагогический колледж, Курганский технологический колледж имени Н. Я. Анфиногенова, Курганское училище олимпийского резерва, Курганский промышленный техникум, Курганский областной музыкальный колледж имени Д. Д. Шостаковича).
Численность населения
1710 — 538
1763 — ↗ 563
1782 — ↗ 599
1788 — ↗ 1384
1800 — ↗ 1569
1837 — ↗ 1662
1845 — ↗ 2087
1850 — ↗ 2385
1854 — ↗ 2569
1856 — ↗ 3576
1859 — ↘ 3552
1860 — ↘ 3461
1862 — ↗ 3576
1868 — ↗ 4872
1869 — ↗ 5172
1889 — ↗ 9056
1891 — ↗ 9315
1897 — ↗ 10 306
1900 — ↗ 10 404
1901 — ↗ 10 781
1904 — ↗ 19 912
1906 — ↗ 30 738
1909 — ↗ 34 705
1910 — ↗ 35 043
1911 — ↗ 36 495
1912 — ↗ 36 704
1914 — ↗ 37 820
1926 — ↘ 27 996
1931 — ↗ 35 655
1933 — ↗ 40 400
1939 — ↗ 53 253
1956 — ↗ 106 000
1959 — ↗ 145 712
1967 — ↗ 215 000
1970 — ↗ 243 850
1973 — ↗ 271 000
1975 — ↗ 293 000
1976 — ↗ 293 000
1979 — ↗ 309 863
1982 — ↗ 328 000
1985 — ↗ 339 000
1986 — ↗ 341 000
1987 — ↗ 354 000
1989 — ↗ 355 517
1990 — ↗ 358 000
1991 — ↗ 364 000
1992 — ↗ 365 000
1993 — ↘ 363 000
1994 — ↘ 362 000
1995 — ↘ 361 000
1996 — ↗ 361 000
1997 — ↗ 363 000
1998 — ↗ 367 000
1999 — ↗ 367 200
2000 — ↘ 364 700
2001 — ↘ 359 700
2002 — ↘ 345 515
2003 — ↘ 345 500
2004 — ↘ 339 300
2005 — ↘ 334 300
2006 — ↘ 330 000
2007 — ↘ 326 400
2008 — ↘ 324 100
2009 — ↘ 322 675
2010 — ↗ 333 606
2011 — ↘ 332 803
2012 — ↘ 327 898
2013 — ↘ 325 565
2014 — ↗ 325 720
2015 — ↗ 326 292
2016 — ↘ 325 189
2017 — ↘ 322 042
2018 — ↘ 318 045
2019 — ↘ 315 311
2020 — ↘ 312 364
2021 — ↘ 310 911
2023 — ↘ 305 505
Наибольшая численность населения была зафиксирована в 1999 году, когда она составляла 367 200 человек. Наименьшая численность населения была в 1976 году, и была 0 человек.