Расстояние до Москвы (по прямой) составляет 1 007 км.
Расстояние до центра Краснодар (по прямой) составляет 191 км.
Расстояние до районного центра город Ейск (по прямой) составляет 3 км.
Ейск — город на южном берегу Таганрогского залива, расположенный на юго-западе России. Административный центр Ейского района и Ейского городского поселения Краснодарского края. Со дня основания является морским портом.
Город расположен в северо-западной части Краснодарского края, у основания Ейской косы, между Таганрогским заливом и Ейским лиманом Азовского моря. Название города происходит от реки Ея, впадающей в Ейский лиман. Жителей города Ейска называют ейчанами и ейчанками. Город является одним из самых северных городов Краснодарского края и из-за этого получил неофициальный слоган «С Ейска начинается Кубань».
Является пятым по численности населения городом Краснодарского края.
История
Ещё в 1777—1778 годах на месте современного Ейска был построен так называемый Ханский городок, который должен был стать запасной столицей княжества и резиденцией ставленника России, крымского хана Шагин-Гирея. В 1783 году у стен Ханского городка в присутствии войск Александра Суворова был зачитан манифест о присоединении Крыма, Тамани и Правобережной Кубани к России.
В 1847 году с инициативой создания портового города у основания Ейской косы выступил атаман Черноморского казачьего войска Григорий Рашпиль. Идея была активно поддержана наместником Кавказским Светлейшим Князем Михаилом Семёновичем Воронцовым, результатом деятельности которого явился Указ Государя Императора Николая I от 6 марта 1848 года № 22058 «Об открытии на Азовском море в пределах войска Черноморского портового города Ейск»:
Днём основания города считается 19 августа 1848 года (31 августа 1848 года по новому стилю). Первым временным начальником города стал Пётр Литевский. В 1849 году его заменил уже постоянный градоначальник — князь Александр Голицын.
1 сентября 1849 года состоялось освящение места под постройку Покровского молитвенного дома, в котором приняли участие священник ст. Старощербиновской протоиерей Фома Прага и ейский священник Павел Ярошевич. Уже 1 октября 1850 года строительство было окончено, и молитвенный дом был освящен.
Во время Крымской войны 1853—1856 годах Ейск сильно пострадал от обстрелов английской эскадры, хозяйничавшей в Азовском море. Самые трагические события для Ейска развернулись 22-24 октября 1855 года, когда город под непрекращающимся обстрелом был атакован морским десантом. В целом за время войны в Ейске сгорел каждый десятый дом.
Во второй половине XIX века в Ейске открываются несколько учебных заведений (трёхлетнее уездное училище, Кубанская войсковая гимназия, Реальное шестиклассное училище, Ксенинская женская гимназия и др.), производится мощение большинства улиц. С 1875 года в Ейске появляется регулярное освещение.
Административно Ейск входил в Ейский отдел Кубанской области.
К началу XX века Ейск превращается в крупный центр международной торговли и становится культурным центром Юга России. В 1904 году по инициативе городских властей проводится реконструкция порта, а в 1911 году Акционерное общество ейской железной дороги, созданное по инициативе городского головы В. Ненашева, открывает железнодорожное сообщение. С 1912 года в городе развивается курортное дело. На базе открытых на территории города запасов сероводородной воды и грязей Ханского озера возник бальнеологический курорт, существующий по настоящее время.
География
Расположен Ейск на северо-восточном окончании Ейского полуострова, у основания Ейской косы. Побережье города омывается с востока водами Ейского лимана (самого большого на Северном Кавказе, — площадь около 244 км²) и с запада — водами Таганрогского залива Азовского моря. В трёх километрах от окончания Ейской косы расположен одноимённый остров Ейская коса, внешне напоминающий атолл, то есть остров в форме кольца с защищённой лагуной внутри.
Ейск — самый северный город Краснодарского края; именно поэтому получил распространение слоган «С Ейска начинается Кубань». Географические координаты города — 46°41′ с. ш. 38°17′ в. д. H G Я O . Относительно краевого центра, города Краснодара, Ейск расположен в 247 км к северо-западу, а относительно столицы Южного федерального округа, города Ростова-на-Дону — в 172 км к юго-западу.
Ейск расположен в тех же широтах, что и города Олимпия, Цюрих, Будапешт, Тирасполь, Одесса, Херсон, Харбин, Дальнереченск и Южно-Сахалинск.
Ейск, так же как и весь Краснодарский край, находится в Moscow Time Zone (MSK). Смещение относительно UTC составляет +3:00. Время в Ейске соответствует географическому поясному времени. Время Ейска, как и всего Краснодарского Края соответствует Московскому времени.
Климат Ейска — влажный континентальный, с мягкой зимой и жарким летом (Dfa). Среднемесячные значения температуры воздуха схожи со значениями, характерными для города Нью-Йорка. Однако, в отличие от северо-восточного побережья США, климат в Ейске отличается меньшим количеством осадков, а также отсутствием частых перепадов температур и менее мягкой зимой.
Погода, присущая зиме, в Ейске приходит довольно поздно. Первый снег появляется не раньше середины декабря, поэтому Новый год чаще всего бывает бесснежным. Средняя температура января равна −0,2 °C. Снежный покров не бывает по-настоящему устойчивым и редко когда держится более двух недель подряд. Однако, морозы ниже −10 °C в Ейске — совсем не редкость. В отдельные годы температура зимой на короткое время опускалась ниже −25 °C.
Весна, как правило, окончательно утверждается в районе Ейска в середине апреля, когда деревья покрываются молодой листвой, а в городских парках и садах расцветают тюльпаны, нарциссы, сирень и фруктовые деревья. И хотя погода в это время может быть довольно изменчивой, в целом она благоприятствует для прогулок на свежем воздухе. Уже в мае морская вода прогревается в среднем до +17,5 °C, что позволяет открыть купальный сезон.
Лето в Ейске очень тёплое и солнечное, среднесуточная температура в июле +24 °C, относительная влажность около 60 %. Летний зной смягчается морскими бризами. Дождливых дней обычно немного, а сами осадки проходят, как правило, в виде коротких ливней и гроз. Средняя температура морской воды в июне +22,2 °C, в июле +24,9 °C, в августе +23,7 °C.
Транспорт
Ейск — автомобильный транспортный узел. Автотрасса краевого значения Р268 Краснодар-Ейск является главной транспортной артерией, соединяющей город с внешним миром, хотя она и проходит через несколько станиц, но и имеет самое лучшее дорожное покрытие, позволяющее держать разрешённую скорость автотранспортного средства. Помимо этого, Ейск связан сетью автомобильных дорог с твёрдым покрытием со всеми крупными поселениями района. Ейский автовокзал обслуживает автобусы около 20 направлений, в том числе на Москву, Краснодар, Ростов-на-Дону, Ставрополь, Армавир, Геленджик, Гуково, Должанскую, Майкоп, Новороссийск, Новощербиновскую, Пятигорск, Северскую, Старощербиновскую, Таганрог, Тихорецк, Шабельское.
Железная дорога связывает город Ейск с крупным ж/д узлом, станцией Староминская-Тимашёвская. От Староминской до Ейск проложен ж/д путь в одну колею, неэлектрофицированный. От Ейска три раза в сутки курсируют два пассажирских рельсовых автобуса нового поколения. До начала кризиса 2008 года в Ейск поездом в любое время года можно было добраться из Москвы, Ростова-на-Дону, Санкт-Петербурга. В настоящее время прямые пассажирские поезда курсируют с 6 июня по конец сентября (в курортный сезон). Раз в сутки ходит поезд № 231/232 сообщением Москва (Киевский вокзал) — Ейск и № 245/246 Санкт-Петербург — Ейск. От ст. Ростов-Главный по выходным дням ходит пригородный дизель-поезд.
ЖД пути также проложены по разным районам города, обеспечивая подвоз грузов к складам, в портовую зону, на элеватор, судоремонтный завод, военный городок.
Аэродром совместного базирования, код ИКАО — УРКЕ (URKE).
В 1931 году в город была переведена «Школа морских лётчиков и лётчиков наблюдателей», в дальнейшем реорганизованная в «Военно-морское авиационное училище (ВМАУ) имени Сталина» и далее «ейское высшее военное авиационное училище (ЕВВАУ) им. дважды Героя Советского Союза лётчика-космонавта СССР В. М. Комарова». Училищу был придан 959-й и 963-й учебные авиационные полки. Училище проработало до 2011 года, с 2008 года в виде филиала «Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина», и было ликвидировано Приказом Минобороны РФ от 12 июля 2011 года № 1136. Учебные авиаполки в 1993 году был реорганизованы в боевые, 959-й БАП оставался в Ейске. В сентябре 2009 года, в связи с переподчинением аэродрома из состава ВВС в состав ВМФ, 959-й авиаполк расформирован, летающие самолёты перегнаны на аэродром Морозовск (6970-я авиабаза 7-й бригады ВКО), остальные утилизированы. Также при училище работала учебная авиагруппа (УАГ) тренировки космонавтов, с 2003 по 2007 год, на учебно-тренировочных самолётах L-39.
В 2011 году базе училища был сформирован 859-й Центр боевого применения и переучивания Морской авиации на разнородной технике (L-39, МиГ-29, Ан-26, Ил-38, Ту-134, Ту-154, Ка-27, Ка-28 и Ка-29), взамен ликвидированного 444-го ЦБП и ПЛС МА в городе Остров Псковской обл и расформированного 859-го учебного центра в пос. Кача, Крым. Материальная часть 444-го Центра и 859-го учебного центра почти вся была перегнана в Ейск (кроме, Бе-12, Су-24, Ту-22М3 и Ту-142М), в г. Острове на аэродроме развёрнута 15-я авиационная бригада армейской авиации (на вертолётах).
При аэродроме работает 570 авиаремонтный завод Минобороны РФ (ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «570 АВИАЦИОННЫЙ РЕМОНТНЫЙ ЗАВОД», при СССР открытое наименование завода — в/ч 13823), который занимается ремонтом авиационных газотурбинных двигателей. Данное предприятие было переведено вместе со «Школой морских лётчиков и лётчиков наблюдателей» — на тот момент это были авиаремонтные мастерские при школе. В 1941 году мастерские стали самостоятельным предприятием.
С 1950 года на аэродроме начинаются полёты и пассажироперевозки по маршрутам местных воздушных линий, в 1957 году построено здание аэровокзала. Также на аэродроме базировался авиаотряд, занимающийся авиационными химработами. В 1993 году пассажирские перевозки были прекращены, однако уже с 2000 года снова возобновлены, по маршруту Москва (Внуково) — Ейск. До 2011 года аэропорт был в состоянии принимать воздушные суда 2-4 класса, то есть массой до 70 тонн.
Численность населения
1849 — 2452
1856 — ↗ 17 500
1868 — ↘ 2500
1869 — ↗ 17 778
1870 — ↗ 18 110
1871 — ↗ 18 547
1872 — ↗ 19 039
1873 — ↘ 18 673
1874 — ↗ 19 482
1875 — ↗ 19 572
1876 — ↗ 19 708
1877 — ↗ 19 822
1878 — ↘ 18 517
1879 — ↗ 19 882
1880 — ↗ 27 836
1897 — ↗ 35 400
1913 — ↗ 54 800
1926 — ↘ 37 700
1931 — ↗ 38 100
1939 — ↗ 46 939
1959 — ↗ 55 324
1967 — ↗ 68 000
1970 — ↘ 64 418
1973 — ↗ 68 000
1976 — ↗ 69 000
1979 — ↗ 70 595
1982 — ↗ 75 000
1986 — ↗ 77 000
1987 — ↗ 77 000
1989 — ↗ 78 150
1992 — ↗ 80 500
1996 — ↗ 85 000
1998 — ↗ 85 700
2000 — ↘ 85 000
2001 — ↘ 84 900
2002 — ↗ 86 349
2003 — ↘ 86 300
2005 — ↗ 87 000
2006 — ↗ 87 100
2007 — ↗ 87 100
2008 — ↗ 87 400
2009 — ↗ 87 533
2010 — ↗ 87 769
2011 — ↗ 87 800
2012 — ↘ 86 943
2013 — ↘ 86 310
2014 — ↘ 85 855
2015 — ↘ 85 760
2016 — ↘ 85 192
2017 — ↘ 84 259
2018 — ↘ 83 665
2019 — ↘ 83 053
2020 — ↗ 83 094
2021 — ↘ 82 943
2023 — ↘ 82 534
Наибольшая численность населения была зафиксирована в 2007 году, когда она составляла ↗ 87 100 человек. Наименьшаая численность населения была в 1856 году, и была 17 500 человек.