Расстояние до Москвы (по прямой) составляет 579 км.
Расстояние до центра Кострома (по прямой) составляет 383 км.
Расстояние до районного центра пгт Поназырево (по прямой) составляет 22 км.
Якшанга — посёлок в Поназыревском районе Костромской области Российской Федерации.
Административный центр и единственный населённый пункт Якшангского сельского поселения.
География
Посёлок находится в юго-восточной части Костромской области. Расположен при слиянии рек Якшанга (старое название Пустынная Якшанга) и Восточная Якшанга, образующих при этом реку Большая Якшанга. В черте поселка реки образуют излучины и заводи. Окружён лесами таёжного типа. Коренные елово — пихтовые (рамени) и сосновые (боры и субори) хвойные леса в настоящее время практически вырублены и их доля составляет лишь около 17,5 %; их место заняли вторичные березняки и осинники. Для поселка и его окрестностей вполне характерна, так называемая шохра — лес в болоте.
Якшанга расположена на высоте 120—119 метров над уровнем моря и находится в низине по отношению к соседним населённым пунктам Балаболиха, Бурундучиха и Зебляки.
С юга к посёлку Якшанга примыкают деревни Культура Первая и Культура Вторая — анклав Шарьинского района в Поназыревском районе.
История
Считается, что название посёлка происходит от марийского слова «якшенка» — «стройный, высокий» (эпитет сосны); согласно другой версии (менее вероятной) название дали татарские рабочие — землекопы, участвовавшие в строительстве железной дороги и означает оно «хорошее место». Среди аборигенов утвердилось мнение, что «якшанга» переводится с татарского, как «яма».
«Крестным отцом» Якшанги, наверное можно считать известного русского инженера — путейца и писателя Николая Георгиевича Гарина-Михайловского, который в 1895 году в глухих костромских лесах наметил трассу будущей железнодорожной магистрали.
1 сентября 1901 года император Николай II издал Высочайший указ об отчуждении за вознаграждение земель для строительства железных дорог, в том числе для линии Санкт-Петербург — Вятка.
Летом 1902 года начались работы по сооружению будущей Вологдо — Вятской железной дороги. В пяти — семи верстах северо — восточнее деревень Большая Малиниха и Ершиха Заболотского сельского общества приступили к строительству станции Якшанга, путевой полуказармы «937 верста» и железнодорожных мостов. Договор на сооружение искусственных сооружений был заключен с фирмой «Бак, Герард и К°», принадлежащей инженеру путей сообщений Юлиану Борисовичу Баку и купцу 1-й гильдии Ивану Николаевичу Герарду. К марту 1904 года был уложен сплошной одинарный путь на участке Котельнич — Шарья, 30 декабря 1905 года было открыто рабочее движение поездов, а 1 ноября 1906 года уже было открыто регулярное движение.
На станции IV класса / полустанции Якшанга (Гагаринской волости Ветлужского уезда Костромской губернии) имелись: бревенчатое, обшитое тесом здание пассажирского вокзала — подобные ещё можно видеть на станциях Антропово, Нея, Россолово и Шекшема; водоемное здание (пристанционная водонапорная башня), построенное по типовому проекту и водоподъёмное здание (водокачка) с квартирой машиниста; жилой домик для начальника станции и телеграфиста и полуказарма для мастера и рабочих, обслуживающих станцию. В 1907 году здесь проживали 15 жителей мужского пола и 7 женского. Обитателями путевой полуказармы «937 верста» являлись ещё 4 мужчины и 3 женщины . В окрестностях станции функционировали три железнодорожных моста — на 937-й версте восьмисаженный через реку Пустынная Якшанга, на 940-й версте десятисаженный через реку Восточная Якшанга и на 942-й версте через ручей Борундучиха.
В течение 1910—1916 годов начальниками станции были:
Первым дорожным мастером на станции был Рогатко Федор Максимович — эту должность он занимал около 40 лет.
В 1908 году на станцию прибыли 1419 пассажиров и 9200 пудов грузов, в основном хлебных, а были отправлены в свою очередь 1423 пассажира и 42 пуда дубильного сырья (ивовой коры). В брошюре «Путеводитель по Северным железным дорогам» сказано о Якшанге того времени: «Кругом леса, к югу маленькие деревеньки, к северу на 45 верст нет совсем деревень».
Инфраструктура
В посёлке имеются школа, детский сад, дом культуры, библиотека, амбулатория, 10 магазинов, 3 торговых павильона, розничный рынок, кафе, ателье, отделение банка, почтовое отделение.
Транспорт
Федеральная автодорога Санкт-Петербург — Екатеринбург, муниципальная автодорога Якшанга — Заболотье, одноимённая железнодорожная станция Вологодского отделения Северной железной дороги (расположена между станцией Зебляки и разъездом Бурундучиха).
Численность населения
1959 — 7557
1970 — ↘ 5528
1979 — ↘ 3986
1989 — ↘ 3270
2006 — ↘ 1905
2008 — ↘ 1750
2010 — ↘ 1388
2011 — ↗ 1750
2012 — ↘ 1311
2013 — ↘ 1244
2014 — ↘ 1174
2015 — ↘ 1142
2016 — ↘ 1112
2017 — ↘ 1070
2018 — ↘ 1004
2019 — ↘ 965
2020 — ↘ 906
2021 — ↘ 870
Наибольшая численность населения была зафиксирована в 1959 году, когда она составляла 7557 человек. Наименьшаая численность населения была в 2021 году, и была 870 человек.