Расстояние до Москвы (по прямой) составляет 951 км.
Расстояние до центра Калининград (по прямой) составляет 191 км.
Чернышевское (до 1938 года — Эйдткунен, до 1946 года — Эйдткау, нем. Eydtkuhnen , нем. Eydtkau , лит. Eitkūnai ) — посёлок в Нестеровском районе Калининградской области. Входит в Пригородное сельское поселение.
География
Посёлок Чернышевское расположен на востоке Калининградской области, на левом берегу реки Лепоны, по которой проходит российско-литовская граница, в 8 км к востоку от районного центра, города Нестерова, в 136 км к востоку от областного центра, города Калининграда.
История
Первое упоминание о Эйдткунене относится к 1525 году. Тогда Эйдткунен был населён литовцами. Поселение относится к исторической области под названием Надровия. Во время эпидемии чумы в 1709—1710 годах умерло практически всё население Эйдткунена, после чего посёлок вновь заселялся эмигрантами из Зальцбурга.
В 1860 году Эйдткунен был соединён с Кёнигсбергом железной дорогой, а в следующем году эта железная дорога была связана с сетью российских железных дорог (на территории нынешней Литвы). Железная дорога стимулировала развитие Эйдткунена, экономика которого была основана в основном на приграничной торговле.
В XIX веке, как и сейчас, Эйдткунен был приграничным поселением. Через посёлок проходила германско-российская граница, так как в то время Литва входила в состав Российской Империи (и, таким образом, Россия была ровно с обратной стороны границы, нежели сейчас). В Эйдткунене путешественники пересаживались с российского поезда на немецкий и наоборот (сквозное движение было невозможно, так как в России и Германии используется разная ширина колеи). Последней российской станцией по пути в Европу было Вержболово (ныне Кибартай).
В 1900 году в Эйдткунене жило 3708 человек
В 1922 году Эйдткунен получил статус города. В 1938 году, при Гитлере, был переименован в Эйдткау в рамках кампании по ликвидации в Третьем Рейхе топонимики древнепрусского («литовского») происхождения.
Во время Второй мировой войны Эйдткау был взят частями 3-го Белорусского фронта. После войны по решению Потсдамской конференции передан СССР, входил в состав РСФСР. Ныне в составе Калининградской области России.
В 1946 году был переименован в Чернышевское. С 25 июня 1947 года находился в составе Пригородного сельского Совета Нестеровского района, преобразованного 26 февраля 1992 года в Пригородную сельскую администрацию, переименованного 10 апреля 1997 года в Пригородный сельский округ, а с 30 июня 2008 года в Пригородное сельское поселение.
Благодаря приграничному положению, Эйдткунен упоминается в произведениях многих русских литераторов, например у Маяковского («Позёвываю зевотой сладкой совсем как в Эйдткунене в ожидании пересадки», стихотворение «Товарищи!»), Чехова («В Эйдткунене, идя за горячей водой, он выглядел весело», рассказ «Страж под стражей») и Достоевского («На нём был довольно широкий и толстый плащ без рукавов и с огромным капюшоном, точь-в-точь как употребляют часто дорожные, по зимам, где-нибудь далеко за границей, в Швейцарии, или, например, в Северной Италии, не рассчитывая, конечно, при этом и на такие концы по дороге, как от Эйдкунена до Петербурга», роман «Идиот»).
Пограничное положение, транспорт
Посёлок вплотную прилегает к российско-литовской границе, на другой стороне которой расположен город Кибартай. Через Чернышевское проходит автомобильная дорога А229 Калининград — литовская граница и железная дорога Калининград — Москва, в Чернышевском действует круглосуточный пограничный переход.
В Чернышевском действует одноимённая станция Калининградской железной дороги. Эта станция относится к железнодорожной линии Калининград — Черняховск — Чернышевское (литовская граница).
В годы войны станция Эйдткунен (Эйдткау) была разрушена. После войны станцию не стали восстанавливать, а просто закрыли, и вплоть до распада СССР в Чернышевском не было своей железнодорожной станции, так как станция Кибартай находилась в непосредственной близости. Необходимость в строительстве новой станции возникла после провозглашения независимости Литвы, и в особенности — после объявления литовскими властями курса на вступление в Евросоюз. В 2001 году строительство новой пограничной станции вошло в Федеральную целевую программу развития Калининградской области, а стартовало два года спустя. Станция включает двенадцать приёмо-отправочных путей, вокзал, пассажирские перроны и другую инфраструктуру. По состоянию на конец 2008 года, строительство станции находилось на финальной стадии. Официально станция начала работу 2 октября 2017 года. С 2019 года станция, помимо грузовых поездов и пассажирских поездов дальнего следования, принимает также пригородный поезд из Калининграда.
Численность населения
1875 — 3253
1880 — ↗ 3318
1890 — ↗ 3347
1900 — ↗ 3708
1910 — ↗ 5539
1933 — ↗ 5679
1939 — ↘ 4936
1959 — ↘ 3030
2002 — ↘ 1196
2010 — ↘ 1139
Наибольшая численность населения была зафиксирована в 1933 году, когда она составляла 5679 человек. Наименьшаая численность населения была в 2010 году, и была 1139 человек.