Вяземский район — административно-территориальная единица (район) и муниципальное образование (муниципальный район) в Хабаровском крае Российской Федерации.
Административный центр — город Вяземский.
История
Достоверно известно, что на территории Вяземского района обитали люди уже тысячи лет назад. Сохранилось много остатков древних поселений: наскальные рисунки (петроглифы) и городище с оборонительным рвом, внутри которого находились полуподземные жилища с ямами-котлованами от очагов.
Активное заселение русскими территории района, как и всего Хабаровского края, началось в середине XIX века. Это объяснилось необходимостью укрепления новых границ России — земель Дальнего Востока. Основную часть населения вновь образованных тогда станиц составляли казаки и их семьи. На рубеже XX века, начавшееся строительство железной дороги очень сильно оживило Дальневосточный край и способствовало активному развитию Вяземского района. Населённый пункт Вяземское был назван в честь начальника Управления по сооружению Уссурийской железной дороги (1892—1897 гг.) — Вяземского Ореста Полиеновича. В 1901 году из переселенцев Полтавской губернии возникли Капитоновка, Тигрово, Красицкое. В 1908 году переселенцы из Каменец — Подольска основали Ярославку. В это же время заселялись Котиково, Соболево. В 1909 году переселенцами из Белоруссии заселяется Роскошанский участок (с. Роскошь и с. Виноградовка). Несмотря на формально благожелательное отношение администрации к переселенцам, белорусам пришлось вступить в конфликт с уссурийскими казаками, считавшими себя полноправными хозяевами земель. Земельные споры приводили к частым столкновениям между белорусскими переселенцами и казаками. В результате в 1913 г. в конфликт была вынуждена вмешаться администрация Вяземского, вынесшая решение в пользу переселенцев. Конфликты временно поутихли, но с началом Гражданской войны вспыхнули с новой силой. Это послужило импульсом для создания местного отряда самообороны в с. Роскошь, принявшего сторону Советской власти. В результате проведенной против японских интервентов диверсии в районе села был пущен под откос японский эшелон с боеприпасами. Неясно, кто это сделал, но, видимо, именно вследствие этого инцидента роскошненский отряд самообороны был вынужден покинуть родное село и уйти в Хабаровск, где влился в состав частей НРА. Уроженцы села Д. П. Шульга и П. П. Шульга воевали в составе частей НРА под командованием Блюхера под Волочаевкой. Комиссар П. П. Шульга пропал в этих боях без вести. Его брат Д. П. Шульга вместе с солдатами-односельчанами вернулся в том же году в освобожденное от белых и интервентов село.
Вяземский район с центром в селе Вяземское был образован 22 июля 1934 года на территории, выделенной из состава Пригородного района Дальневосточного края. В состав района, при создании, вошли 44 сельсовета. Административно-территориальное деление подвергалось реорганизации довольно часто. Количество сельских и поселковых Советов в составе района постоянно менялось: часть из них передавались в соседние районы — Бикинский и имени Лазо, которые, в свою очередь, передавали в Вяземский район свои сельские и поселковые советы.
26 октября 1938 года село Вяземское было преобразовано в рабочий посёлок Вяземский.
25 октября 1951 года рабочий посёлок Вяземский преобразован в город Вяземский.
1 февраля 1963 года в связи с реорганизацией административно-территориального деления (образованием сельских и промышленных районов) Вяземский район стал именоваться Вяземским сельским районом Хабаровского края.
12 января 1965 года этот район был преобразован в Вяземский район Хабаровского края.
На январь 1973 года в районе насчитывалось 13 сельских и один поселковый совет. Сегодня в состав района входят 19 поселений: два городских и семнадцать сельских.
География
Вяземский район находится на юге края. На севере и востоке граничит с районом имени Лазо, на юге — с Бикинским районом, на западе, по реке Уссури, — с Китайской Народной Республикой. Общая площадь района — 4 318 км².
Территория района находится в области средневысотных складчатых гор и межгорных равнин юга Дальнего Востока. Восточная и юго-восточная часть района представлена отрогами Сихотэ-Алиня, западная и северо-восточная часть района представляет собой равнину с большим количеством заболоченных и закочкаренных понижений. Пологие склоны сопок, увалов и сглаженные их вершины используются под пашню. Освоению равнинных участков мешают заболоченность и закочкаренность.
Крупная река — Уссури, однако посещение берегов пограничной реки ограничено, для въезда в прибрежные населённые пункты требуется пропуск. Подхорёнок — вторая по величине река в Вяземском районе. Все остальные реки впадают в Уссури, они мелководные и маловодные. Крупных озёр в районе нет, малые пойменные озёра находятся в долине Уссури.
Население района по переписи 2002 года составило 25 879 человек (11-е место среди районов края), из них 12 392 мужчины и 13 487 женщин (47,9 % и 52,1 % соответственно). Городское население составляет 67,4 %, сельское — 32,6 %. Крупнейшим населённым пунктом района является райцентр — город Вяземский, с населением 15 405 человек.
В городских условиях (город Вяземский) проживают 65,8 % населения района.
В Вяземский муниципальный район входят 19 муниципальных образований нижнего уровня, в том числе 1 городское и 18 сельских поселений:
В Вяземском районе 24 населённых пункта, в том числе 1 городской (город) и 23 сельских.
Основу экономики Вяземского района составляют лесная, пищевая, горнодобывающая промышленность, сельское хозяйство и железнодорожный транспорт. Район входит в состав главной сельскохозяйственной зоны Хабаровского края, специализирующейся на производстве сои, зерна, картофеля, овощей, молочном животноводстве, пчеловодстве. Среди основных предприятий можно выделить:
Транспорт
Через Вяземский район с юга на север проходят федеральная трасса «Уссури» Владивосток — Хабаровск и Транссибирская магистраль. Протяженность автомобильных дорог общего пользования составляет 277 км. Расстояние от города Вяземский до Хабаровска — около 130 км.
Внешние и внутренние транспортные связи осуществляются железнодорожным и автомобильным транспортом. Станция Вяземская — крупный железнодорожный узел. Здесь представлено несколько линейных подразделений железнодорожных предприятий Хабаровского отделения ДВЖД филиала ОАО «РЖД» по обслуживанию и обеспечению безопасности движения поездов. Производится ремонт подвижного состава и локомотивов, содержание участка железнодорожных путей, работает цех эксплуатации локомотивных бригад для различных типов локомотивов: тепловозов и электровозов, осуществляются работы по приёмке и отправке грузов различных наименований.
На территории района ведутся работы по строительству газопровода Сахалин — Хабаровск — Владивосток и нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан. Продолжается проектирование завода про производству шпона в г. Вяземский — ЗАЩ «Вяземский лесозавод». Имеется необходимость проектирования и строительства известкового завода, а также дороги Вяземский — Медвежий — река Матай (для Матайского и Катэнского рудно-россыпного месторождения золота).
В Вяземском районе работала Вяземская узкоколейная железная дорога, разобрана в первой половине 1990-х годов.
Численность населения
1917 — 8179
1933 — ↗ 46 500
1939 — ↗ 48 819
1959 — ↘ 30 847
1970 — ↗ 38 066
1979 — ↘ 29 870
1989 — ↗ 30 505
1992 — ↗ 30 900
2000 — ↘ 29 500
2002 — ↘ 25 879
2004 — ↘ 25 865
2008 — ↘ 25 300
2009 — ↗ 25 315
2010 — ↘ 22 974
2011 — ↘ 22 946
2012 — ↘ 22 441
2013 — ↘ 22 309
2014 — ↘ 21 880
2015 — ↘ 21 583
2016 — ↘ 21 238
2017 — ↘ 21 090
2018 — ↘ 20 856
2019 — ↘ 20 758
2020 — ↗ 20 771
2021 — ↘ 19 676
2023 — ↘ 19 440
Наибольшая численность населения была зафиксирована в 1939 году, когда она составляла 48 819 человек. Наименьшая численность населения была в 1917 году, и была 8 179 человек.