Карталы

Расстояние до Москвы (по прямой) составляет 1 513 км.

Расстояние до центра Челябинск (по прямой) составляет 218 км.

Карталы — город в Челябинской области России. Административный центр Карталинского района. Население 27 103 чел. (2021). Крупный железнодорожный узел, связывает Казахстан с Российской Федерацией.

Имеет статус города областного подчинения. Образует Карталинское городское поселение.

География

Город расположен в 316 км к югу от Челябинска, в 169 км от Магнитогорска, в 190 км к юго-западу от Троицка, в 376 км к западу от Костаная и в 1850 км к востоку от Москвы.

Название поселения происходит от реки Карталы-Аят, гидроним же имеет тюркское происхождение, где карталы — «чёрная ива», а аят — родоплеменная группа казахов и мужское личное имя.

История

Посёлок Карталы возник в 1914—1915 годы рядом с казачьим посёлком Полтавским в ходе строительства Троицко-Орской железной дороги. С 17 апреля 1944 года являлся городом районного подчинения, с 1963 года имеет статус города областного подчинения и районного центра.

Город с юго-запада примыкает к посёлку Полтавскому, который, как и его соседи: Бреды и Варна, был основан в 1843 году, когда по указу царского правительства началось заселение и освоение так называемого Новолинейного района, образованного между рекой Урал на западе и новой оборонительной линией, проложенной от Орской крепости до редута Березовского на востоке. Стоял посёлок вдали от дорог, на опушке Джабык-Карагайского бора.

В 70-е годы XIX века учёным-геологом А. П. Карпинским произведена разведка угля в районе. Наличие полезных ископаемых предопределило строительство железной дороги.

1917 год считается годом рождения железнодорожной станции Карталы. Населённый пункт состоял из небольших островков: станция Карталы с тремя железнодорожными путями и восемью домиками, скопище землянок вокруг четырёх шахт, каменноугольный рудник «Пионер» и казачий посёлок Полтавка. Между этими островками вилась линия железной дороги.

Советская власть была установлена в марте-апреле 1918 года при помощи красногвардейских отрядов под командованием В. К. Блюхера, М. С. Кадомцева, М. В. Калмыкова, братьев Н. Д., И. Д. и П. Д. Кашириных. Комиссарами отрядов были И. М. Малышев и Н. Г. Толмачёв.

Войска атамана А. И. Дутова были разгромлены в 1918 году, в операции участвовало несколько красногвардейских отрядов, на станции Карталы базировалась восточная группа отрядов. В Полтавке действовал красногвардейский отряд в 350 штыков из шахтёров угольных копей, обеспечивавший тыл группы В. К. Блюхера.

От колчаковцев посёлок освобождён в августе 1919 года силами 1-й бригады 35-й стрелковой дивизии под командованием мичмана С. Д. Павлова и кавалерийского полка имени Степана Разина под командованием А. Е. Карташова.

Полтавские угольные копи вновь заработали с окончанием Гражданской войны. Добываемый антрацит использовался промышленностью Урала.

Климат

Климат холодно умеренный, средняя годовая температура составляет 1,9 °C. Самый тёплый месяц года: июль со средней температурой 19,8 °C. Январь имеет самую низкую среднюю температуру года -17,2 °C.

Карталы имеют значительное количество осадков в течение года. Это верно даже для сухого месяца. Среднегодовая норма осадков: 362 мм. Самый засушливый месяц: февраль с уровнем осадков 14 мм. В среднем, 67 мм, наибольшее количество осадков, которое выпадает в июле.

По данным Всероссийской переписи населения 2020 года, на 1 октября 2021 года по численности населения город находился на 537-м месте из 1119 городов Российской Федерации.

Русские (89,5 %), украинцы (2,7 %), казахи (2,3 %), татары (2,1 %).

В мае 1964 года в трёх километрах на юго-запад от г. Карталы в специально построенном посёлке Солнечном (Карталы-6) была сформирована Карталинская оперативная группа, которая в апреле 1965 года была переформирована в 59-ю ракетную дивизию (в/ч 68547). За четыре последующие года сюда были передислоцированы ещё 6 ракетных полков. 8 июня 1970 года дивизия вошла в состав 31-й Оренбургской ракетной армии (в/ч 29452). На боевом дежурстве стояли семь полков, вооруженных моноблочными межконтинентальными ракетами Р-36 (SS-9), техническая ракетная база (ТРБ), вертолётная эскадрилья и узел связи. Каждый полк имел на вооружении шесть шахтных пусковых установок (ШПУ).
Перевооружение 1-го ракетного полка в 1975 году на Р-36М одновременно увеличило число ШПУ до десяти. К 1982 году закончилась модернизация последнего полка, включавшая углубление и переоборудование ШПУ, строительство новых, значительно более защищённых командных пунктов. Концентрация мощи стала настолько велика, что дивизия имела второе неофициальное название: «Техасско-Далласская». Самый первый в эпоху перестройки телемост с американцами показал, что Карталинская дивизия была у них на слуху. К 1989 году произошло плановое перевооружение на новые РК Р-36МУТТХ, оснащённые 10 боевыми блоками каждая.

Договоры СНВ-II и СНП внесли окончательную ясность в судьбу дивизии, много лет бывшей основой ядерных сил сдерживания. С 2001 по 2005 годы один за другим были сняты с боевого дежурства и расформированы все ракетные полки, шахты взорваны и к 24 мая 2005 года дивизия расформирована полностью. Оставшийся не у дел военный городок, получивший в 1999 году статус Локомотивного городского округа, а следом лишившийся статуса ЗАТО, вскоре зачах.

Экономика города строится, в первую очередь, на работе узла Южно-Уральской железной дороги, который является градообразующем предприятием города. В городе имеется элеватор, выпускающий хлебобулочную продукцию. Предприятия лёгкой промышленности и торговли, щебневый завод ООО «Строительный камень», АО «Михеевский ГОК» (горно-обогатительный комбинат в соседнем Варненском районе), завод «Микромрамор».

Транспорт

Карталы — крупный железнодорожный узел. Город связан железными дорогами с Челябинском, Магнитогорском, Орском и Астаной. На нём функционирует железнодорожный пункт пропуска через границу, обслуживающий граждан всех стран мира.

В городе осуществляется регулярное автобусное сообщение. С городского автовокзала ведётся междугородное автобусное сообщение, охватывающее весь Карталинский район. Имеются рейсы до Челябинска, Магнитогорска, Троицка.

Через город проходит газопровод «Бухара — Урал».

В городе работает детская школа искусств.

В 1996 году было принято решение о создании Карталинского историко-краеведческого музея. C 1999 года музей работает в помещении бывшего дошкольного учреждения по улице Калмыкова, 1.

На 24 марта 2023 года:

В 1932 году незадолго до смерти поэт Сергей Чекмарёв (1909—1933) в ожидании попутной машины написал лирическую поэму «Размышления на станции Карталы». Мемориальная доска о пребывании поэта была открыта в 1979 году (автор художник А. Атаманов).

Численность населения

193913 700

195933 917

196740 000

197042 801

197938 905

198937 132

199236 900

199630 400

199830 500

200030 400

200130 300

200229 908

200329 900

200526 900

200629 400

200728 900

200828 800

200928 651

201029 131

201129 095

201228 875

201328 763

201428 757

201528 703

201628 697

201728 577

201828 607

201928 442

202028 227

202127 103

Наибольшая численность населения была зафиксирована в 1970 году, когда она составляла 42 801 человек. Наименьшаая численность населения была в 1939 году, и была 13 700 человек.

Рейтинг
Регионы РФ
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Субъект

53°03′00″ с. ш. 60°39′00″ в. д.

Субъект ФедерацииЧелябинская область

Муниципальный районКарталинский

Городское поселениеКарталинское

История и география

Часовой поясMCK +2

Население

Население27 103 чел. (2021)

Коды

Телефонный код+7 35133

Код ОКАТО75418000000

Код ОКТМО75623101001