Расстояние до Москвы (по прямой) составляет 1 513 км.
Расстояние до центра Челябинск (по прямой) составляет 218 км.
Карталы — город в Челябинской области России. Административный центр Карталинского района. Население 27 103 чел. (2021). Крупный железнодорожный узел, связывает Казахстан с Российской Федерацией.
Имеет статус города областного подчинения. Образует Карталинское городское поселение.
География
Город расположен в 316 км к югу от Челябинска, в 169 км от Магнитогорска, в 190 км к юго-западу от Троицка, в 376 км к западу от Костаная и в 1850 км к востоку от Москвы.
Название поселения происходит от реки Карталы-Аят, гидроним же имеет тюркское происхождение, где карталы — «чёрная ива», а аят — родоплеменная группа казахов и мужское личное имя.
История
Посёлок Карталы возник в 1914—1915 годы рядом с казачьим посёлком Полтавским в ходе строительства Троицко-Орской железной дороги. С 17 апреля 1944 года являлся городом районного подчинения, с 1963 года имеет статус города областного подчинения и районного центра.
Город с юго-запада примыкает к посёлку Полтавскому, который, как и его соседи: Бреды и Варна, был основан в 1843 году, когда по указу царского правительства началось заселение и освоение так называемого Новолинейного района, образованного между рекой Урал на западе и новой оборонительной линией, проложенной от Орской крепости до редута Березовского на востоке. Стоял посёлок вдали от дорог, на опушке Джабык-Карагайского бора.
В 70-е годы XIX века учёным-геологом А. П. Карпинским произведена разведка угля в районе. Наличие полезных ископаемых предопределило строительство железной дороги.
1917 год считается годом рождения железнодорожной станции Карталы. Населённый пункт состоял из небольших островков: станция Карталы с тремя железнодорожными путями и восемью домиками, скопище землянок вокруг четырёх шахт, каменноугольный рудник «Пионер» и казачий посёлок Полтавка. Между этими островками вилась линия железной дороги.
Советская власть была установлена в марте-апреле 1918 года при помощи красногвардейских отрядов под командованием В. К. Блюхера, М. С. Кадомцева, М. В. Калмыкова, братьев Н. Д., И. Д. и П. Д. Кашириных. Комиссарами отрядов были И. М. Малышев и Н. Г. Толмачёв.
Войска атамана А. И. Дутова были разгромлены в 1918 году, в операции участвовало несколько красногвардейских отрядов, на станции Карталы базировалась восточная группа отрядов. В Полтавке действовал красногвардейский отряд в 350 штыков из шахтёров угольных копей, обеспечивавший тыл группы В. К. Блюхера.
От колчаковцев посёлок освобождён в августе 1919 года силами 1-й бригады 35-й стрелковой дивизии под командованием мичмана С. Д. Павлова и кавалерийского полка имени Степана Разина под командованием А. Е. Карташова.
Полтавские угольные копи вновь заработали с окончанием Гражданской войны. Добываемый антрацит использовался промышленностью Урала.
Климат
Климат холодно умеренный, средняя годовая температура составляет 1,9 °C. Самый тёплый месяц года: июль со средней температурой 19,8 °C. Январь имеет самую низкую среднюю температуру года -17,2 °C.
Карталы имеют значительное количество осадков в течение года. Это верно даже для сухого месяца. Среднегодовая норма осадков: 362 мм. Самый засушливый месяц: февраль с уровнем осадков 14 мм. В среднем, 67 мм, наибольшее количество осадков, которое выпадает в июле.
По данным Всероссийской переписи населения 2020 года, на 1 октября 2021 года по численности населения город находился на 537-м месте из 1119 городов Российской Федерации.
Русские (89,5 %), украинцы (2,7 %), казахи (2,3 %), татары (2,1 %).
В мае 1964 года в трёх километрах на юго-запад от г. Карталы в специально построенном посёлке Солнечном (Карталы-6) была сформирована Карталинская оперативная группа, которая в апреле 1965 года была переформирована в 59-ю ракетную дивизию (в/ч 68547). За четыре последующие года сюда были передислоцированы ещё 6 ракетных полков. 8 июня 1970 года дивизия вошла в состав 31-й Оренбургской ракетной армии (в/ч 29452). На боевом дежурстве стояли семь полков, вооруженных моноблочными межконтинентальными ракетами Р-36 (SS-9), техническая ракетная база (ТРБ), вертолётная эскадрилья и узел связи. Каждый полк имел на вооружении шесть шахтных пусковых установок (ШПУ).
Перевооружение 1-го ракетного полка в 1975 году на Р-36М одновременно увеличило число ШПУ до десяти. К 1982 году закончилась модернизация последнего полка, включавшая углубление и переоборудование ШПУ, строительство новых, значительно более защищённых командных пунктов. Концентрация мощи стала настолько велика, что дивизия имела второе неофициальное название: «Техасско-Далласская». Самый первый в эпоху перестройки телемост с американцами показал, что Карталинская дивизия была у них на слуху. К 1989 году произошло плановое перевооружение на новые РК Р-36МУТТХ, оснащённые 10 боевыми блоками каждая.
Договоры СНВ-II и СНП внесли окончательную ясность в судьбу дивизии, много лет бывшей основой ядерных сил сдерживания. С 2001 по 2005 годы один за другим были сняты с боевого дежурства и расформированы все ракетные полки, шахты взорваны и к 24 мая 2005 года дивизия расформирована полностью. Оставшийся не у дел военный городок, получивший в 1999 году статус Локомотивного городского округа, а следом лишившийся статуса ЗАТО, вскоре зачах.
Экономика города строится, в первую очередь, на работе узла Южно-Уральской железной дороги, который является градообразующем предприятием города. В городе имеется элеватор, выпускающий хлебобулочную продукцию. Предприятия лёгкой промышленности и торговли, щебневый завод ООО «Строительный камень», АО «Михеевский ГОК» (горно-обогатительный комбинат в соседнем Варненском районе), завод «Микромрамор».
Транспорт
Карталы — крупный железнодорожный узел. Город связан железными дорогами с Челябинском, Магнитогорском, Орском и Астаной. На нём функционирует железнодорожный пункт пропуска через границу, обслуживающий граждан всех стран мира.
В городе осуществляется регулярное автобусное сообщение. С городского автовокзала ведётся междугородное автобусное сообщение, охватывающее весь Карталинский район. Имеются рейсы до Челябинска, Магнитогорска, Троицка.
Через город проходит газопровод «Бухара — Урал».
В городе работает детская школа искусств.
В 1996 году было принято решение о создании Карталинского историко-краеведческого музея. C 1999 года музей работает в помещении бывшего дошкольного учреждения по улице Калмыкова, 1.
На 24 марта 2023 года:
В 1932 году незадолго до смерти поэт Сергей Чекмарёв (1909—1933) в ожидании попутной машины написал лирическую поэму «Размышления на станции Карталы». Мемориальная доска о пребывании поэта была открыта в 1979 году (автор художник А. Атаманов).
Численность населения
1939 — 13 700
1959 — ↗ 33 917
1967 — ↗ 40 000
1970 — ↗ 42 801
1979 — ↘ 38 905
1989 — ↘ 37 132
1992 — ↘ 36 900
1996 — ↘ 30 400
1998 — ↗ 30 500
2000 — ↘ 30 400
2001 — ↘ 30 300
2002 — ↘ 29 908
2003 — ↘ 29 900
2005 — ↘ 26 900
2006 — ↗ 29 400
2007 — ↘ 28 900
2008 — ↘ 28 800
2009 — ↘ 28 651
2010 — ↗ 29 131
2011 — ↘ 29 095
2012 — ↘ 28 875
2013 — ↘ 28 763
2014 — ↘ 28 757
2015 — ↘ 28 703
2016 — ↘ 28 697
2017 — ↘ 28 577
2018 — ↗ 28 607
2019 — ↘ 28 442
2020 — ↘ 28 227
2021 — ↘ 27 103
Наибольшая численность населения была зафиксирована в 1970 году, когда она составляла 42 801 человек. Наименьшаая численность населения была в 1939 году, и была 13 700 человек.